Май 2011 года
Окончание. Начало в № 20 от 10 февраля 2024 года.
03.05.2011. Поднимаемся на ночёвки под вершиной Пештеры. Раньше мы этого не практиковали, ходили на гору из лагеря в лагерь. Но с тех пор многое изменилось. Все стали приезжать в Архыз на своих машинах и жить в самом низу Софийского ущелья. До тропы альпинистов подвозят на УАЗах, и, только когда дорога заканчивается, они идут пешком. Поднимаются на озеро и живут здесь три-четыре дня, успевая при этом сходить несколько гор. Есть в этом некоторые плюсы – жить приходится на снегу, а это тренировочный фактор. Горы рядом, подходы короткие, либо их нет совсем, что экономит время и силы на восхождение. Никто из майских восходителей не знает, как выглядит озеро, где они живут.
04.05.2011. Рано утром выходим на Димитров 100. На самом деле полное название вершины «100 лет освобождения города Димитров». Многие вершины в Архызе имеют болгарские названия после совместных восхождений наших и болгарских альпинистов.
В 7.40 мы уже подходим под свою гору, а через час работаем на маршруте. Восхождение учебно-тренировочное, инструктор – Константин Колокольников, участники Алексей Аболин, Геннадий Борзенков, Светлана Коптяева, я – ни пришей ни пристебай, штатный фотограф, переползаю с места на место в поиске выгодной точки съёмки, пока все заняты работой на маршруте.
В 10.15 мы уже на вершине. Места здесь очень мало. Надо сделать снимки и спускаться, потому что с разных сторон подходят ещё две группы, и устраивать толчею на крохотном пятачке никому не хочется. Алексей Аболин и Светлана Коптяева фотографируются с видом победителей. Сразу видно, какие они крутые альпинисты и на какой крутой горе! Подходит первая связка из чужой группы, и мы просим сфотографировать нас всех вместе. Когда спускаемся с вершинной башни, нам в голову приходит гениальная мысль сделать ещё несколько героических фотографий.
05.05.2011. Погода плохая, тучи сели на вершины, временами идёт снег, но для восхождений в Архызе это не помеха. Сегодня мы идём на КЧАО. Немного о названии вершины, оно звучит так: «60 лет Карачаево-Черкесской автономной области». Название заповедное, как и сама вершина. Давно уже нет никакой автономной области в составе Ставропольского края, это отдельная самостоятельная республика. Однако ж название сохранилось, и, надеюсь, никому не придёт в голову его менять. Сейчас развелось очень много желающих менять названия и давать свои, каждый считает, что он достоин, но я придерживаюсь консервативной точки зрения.
Фишка в том, что попасть на маршрут очень непросто. Для этого надо выйти с ночёвок и спуститься почти до зоны леса! Но, как вы понимаете, это никого не пугает. Альпинисты любят создавать себе трудности, которые потом мужественно преодолевают. Народу на маршруте много, вместе с нами идут Сергей Павлов и Людмила Анисимова, всего семь человек. Мы зубоскалим, громко смеёмся на всю гору, и нас совершенно не смущает отвратительная погода.
Восхождение начинаем в 9 часов и выходим на вершину в 14.00. С учётом погоды, состояния маршрута и количества участников – вполне приемлемый результат.
Спустившись на ночёвки, застаём Андрея Григорова, своего цейского инструктора в 1991 году. Теперь он работает в сочинском ведомстве. Прошло 20 лет, мы общаемся и делаем памятный снимок.
06.05.2011. Выезжаем на ГАЗ-69 с семьёй и Алексеем Аболиным в Софийское ущелье. По пути стоит пограничный пост. Каждый раз пограничники записывают наши данные в журнал, проверяют пропуск, а на обратном пути выписывают. Это забавно, деваться из ущелья некуда – тупик. Какая бы у тебя ни была машина, ты неизбежно вернёшься.
Добираемся почти до окончания дороги, пытаемся заехать к пастухам на кошару, но дальше уже лежит снег, и мы разворачиваемся. В кафешках у реки ещё никого нет – ни продавцов, ни покупателей, садимся за стол и спокойно пьём чай с плюшками. Ещё недостаточно тепло, нет ласкового летнего солнца, но нет и огромных толп, снующих туда-сюда, можно спокойно посидеть и посмотреть вокруг, наслаждаясь шумом реки.
На обратном пути подбираем Дениса Лотникова и Олега Малсугенова, который сопровождает его вниз. Наша машина появляется вовремя – тяжело идти под рюкзаком, когда ты болен.
Приезжаем в лагерь, но мне этой поездки мало. Я собираю друзей, и мы едем в Лунную долину. Нам любопытно посмотреть, что там происходит. Уже лет сорок говорят, что в этом ущелье построят канатную дорогу. Работы действительно ведутся, но мы ещё не верим, что здесь будет горнолыжный курорт европейского уровня и можно будет приехать зимой по хорошей асфальтированной дороге и покататься на лыжах. Едем медленно, по пути фотографируем себя, машину и пейзажи, я даже замечаю, что на капоте машины появилась модная аэрография. По пути встречаем различную «умирающую» технику на лесозаготовках, застрявшую «шишигу» с чурбаками на борту. В общем, едем мы, едем и упираемся в лесную чащу… Можно, конечно, двинуть и дальше, Генка Борзенков говорит, что они поднимались на УАЗах до перевала, но подвиг на этот день мы не планируем, впечатлений и так хоть отбавляй, и все уже немного подустали. Поэтому благоразумно разворачиваемся и катимся под горку с той же прогулочной скоростью. Останавливаемся, лишь чтобы посмотреть на горы Софийского ущелья со стороны, а заодно решить, куда двинемся завтра.
07.05.2011. Мы выходим на вершину горы 19-й съезд ВЛКСМ. Да-да, комсомола нет, а вершина такая до сих пор есть. Стоит она, правда, слегка на отшибе и особой популярностью не пользуется. Колокольников с Рыбьяковым уже как-то на неё сходили, а я там ещё ни разу не был – пора обновить коллекцию архызских вершин.
Погода опять испортилась – туман, ничего не видно и идёт снег. Нам сегодня нужно подняться только на ночёвку. Я иду и думаю: зачем мы туда идём, наверняка погоды не будет и завтра, к чему себя мучить?
08.05.2011. Но утро дарит нам очаровательную картинку, похожую на ту, что мы увидели с перевала Гарваш в ущелье Адырсу в 1996 году. Все облака внизу, а наверху – синее небо.
Светает, к шести утра мы выходим, а к девяти поднимаемся на перемычку. Надеваем страховочные системы и «кошки». Невероятно красиво. Вершина Спутник, на которую в 2007 году мы сделали первопроход, выступает в море облаков полуостровом. На ту сторону от перемычки уходят следы, похоже, кто-то тут недавно ходил. Кулуар лавиноопасный, такой же, как на Мелиораторе, только раза в три длиннее. Я бы не полез туда ни за что, а они по нему не только поднялись, но и спустились по своим же следам, используя для спуска «дюльфером» лишь хилый согнутый скальный крюк. Н-да, безумству храбрых поём мы песню…
Поднимаясь с перемычки, упираемся в заснеженную стенку, беру у мужиков ледовый инструмент, в простонародье именуемый «шакал», и ледоруб, прохожу корявое место и поднимаюсь на скальный «жандарм». На «жандарме» с Женькой Романовым находим тур, а в нём записку. Ребята пишут, что это вершина «С. Караджаш», – однако! До вершины ещё идти и идти. Но дальше следов нет, а это значит, что кто-то не только поднялся сюда по объективно опасному маршруту, но еще и не закончил этот самый маршрут! К сожалению, так иногда бывает в горах, особенно в непогоду. Нам ничего не мешает идти дальше, и к 11 часам мы спокойно доходим до вершины. Генка Борзенков копается в снегу в поисках тура, кое-как его раскапывает и достаёт записку. Ура, теперь можно и сфотографироваться!
Романов с Борзенковым дурачатся, потом подходит Колокольников, и они сразу становятся серьёзнее.
Когда спускаемся в лагерь, делаю свой любимый кадр в Архызе – озеро Запятую. Я фотографирую его каждый раз, проходя мимо, потому что состояние природы всегда разное, и новый снимок наверняка будет выглядеть иначе.
09.05.2011. Сегодня день отъезда. Все идут на митинг, посвящённый 9 Мая, а я собираю вещи. Их много, и занятие это не быстрое. Но вот все собрано, мы грузимся в машину и едем домой. По пути останавливаемся перекусить, потому что уже почти час пополудни, а до дома ещё далеко. Нас привлекают скалы неподалёку, мы отходим от машины, садимся среди цветочков и наблюдаем, как проезжающие машины приветствуют наш ГАЗ-69. Ловим себя на мысли, что домой ехать не очень-то и хочется. Но, увы, праздники подходят к концу, а дома ждут родные и любимая работа! Так что пора в путь!
Фото автора