Этот процесс активно идет в нашей стране, а гарантией его успешного воплощения в жизнь является поддержка на самом высоком уровне. Очередным знаковым моментом в данном направлении стала недавняя встреча Президента России Владимира Путина с курирующим отрасль вице-премьером Правительства страны Дмитрием Григоренко.
Заместитель председателя кабинета министров осветил самые популярные направления строительства цифрового государства, коснувшись новой модели государственных услуг, борьбы со специфическими для этой сферы правонарушениями и других немаловажных моментов.
В приоритете «жизненные ситуации»
В частности, вице-премьер сообщил, что в настоящее время на портале Госуслуг можно получить более 1,6 тысячи различных видов помощи и сервисов, а число зарегистрированных пользователей здесь превышает 100 миллионов человек. Важный момент заключается в том, что само развитие государственных услуг предусматривает их перезагрузку, заключающуюся в переходе от отдельных сервисов к объединению по принципу «жизненных ситуаций». Каждый такой сервис объединяет порядка 17 услуг, и в результате все они сосредоточиваются в одном месте и оказываются гражданам по принципу «одного окна».
На сегодняшний день в Российской Федерации действуют 35 федеральных и более 180 региональных сервисов. До конца текущего года предполагается запустить еще 35 федеральных и 245 региональных «жизненных ситуаций». Важно, что сформированы они исходя из обратной связи с гражданами и отталкиваются в первую очередь от того, что удобно самим россиянам.
Еще один выигрышный момент заключается в том, что благодаря федеральным сервисам «жизненные ситуации» в среднем на 29 % сократилось количество необходимых для предоставления документов. Ранее требовалось около 28 документов, теперь порядка 20. Также очень существенно – с 102 до 66 дней, или на
35 % – снизилось время получения государственных услуг. На 64 % (с 14 до 5) уменьшилось и число необходимых визитов в различные ведомства.
В пятерке наиболее востребованных сервисов оказались «Поступление в вуз онлайн», которым уже воспользовались 2,1 миллиона человек, «Выход на пенсию», что применили 158 тысяч россиян, «Участие в спортивных соревнованиях» (136 тысяч), «Многодетная семья» (124 тысячи) и «Выезд на охоту или рыбалку» (101 тысяча). Следующим этапом трансформации должно стать проактивное, то есть без подачи заявлений и без посещений ведомств, оказание государственных услуг. Они будут предлагаться заранее, еще до того как за ними обратились.
Знаковая оптимизация в правительстве
Еще одно существенное направление цифрового прогресса – пилотная программа по оптимизации внутренней бюрократии в правительстве. В настоящее время масштабируется проект по упрощению и автоматизации внутреннего документооборота с министерствами и ведомствами.
Стоит напомнить, что данный эксперимент начался на площадке аппарата правительства и продемонстрировал реальную экономию трудовых затрат в подготовке проектов федеральных законов. По поручению куратора проекта вице-премьера Дмитрия Григоренко кабинет министров расширяет эту программу. Сейчас поставлена задача не просто ускорить процедуру согласования и контролировать исполнение задач, а повысить реальную эффективность работы государственного аппарата.
Интересно, что критерии различные подразделения кабинета министров определили для себя сами. Например, до конца текущего года департамент протокольного обеспечения должен сократить количество избыточных документов вдвое, исключив порядка трех (!) тысяч документов. Все результаты по оптимизации такой работы постоянно фиксируются на отдельном дашборде, так называется визуальный инструмент представления ключевых показателей эффективности. В режиме онлайн он отображает уровень организационной зрелости структурных подразделений и одновременно фиксирует наступившие изменения.
Важная задача – борьба с мошенниками
Особое внимание во время встречи главы государства с вице-премьером было уделено вопросам борьбы с телефонным мошенничеством и киберпреступниками в сети Интернет. В настоящее время федеральный кабинет министров работает над вторым пакетом мер в данном направлении. Одна из них может кардинально улучшить ситуацию. Речь идет о перспективе создания возможности для граждан по установке самозапрета на международные звонки. Данная идея возникла вследствие того, что зачастую мошенники используют для своих преступных действий иностранные телефонные номера, а часто и сами реально находятся за границей нашего государства. Сейчас создается система, где аккумулируются все данные о таких злоумышленниках, и она должна быть способна определять «мошеннические» номера телефонов.
Кроме того, в рамках второго пакета мер по борьбе с преступниками в киберпространстве разрабатывается новая норма ответственности. Она касается применения мошенниками искусственного интеллекта при совершении правонарушений. Это потенциальное изменение поддерживают участвующие в процессе подготовки нововведения представители правоохранительных органов. Также предполагается и введение новых способов восстановления доступа к аккаунту на портале Государственных услуг. Сделать это в ближайшей перспективе можно будет с помощью биометрии, через мобильные приложения банков, с использованием национального мессенджера или очно, лично обратившись в Многофункциональный центр.
Тренды цифровизации - 2025
Цифровые технологии уже давно стали реалиями повседневной жизни и проникли в бизнес-процессы. Главным образом они применяются для анализа данных и автоматизации. Можно уже отметить и ключевую отличительную черту цифровизации в России. Здесь однотипные и рутинные задачи все чаще берут на себя роботы и нейросети, а людям остается пространство для творчества и нестандартных решений. Предлагаем вниманию читателей основные тенденции цифровизации и разберемся в тезисах национальной программы «Экономика данных».
Специалисты отрасли условно разделяют цифровые технологии на несколько групп. Первая из них – искусственный интеллект. Предполагается, что через три года цифровые помощники с этим ресурсом смогут принимать не менее 15 % решений по ведению бизнеса на предприятиях. Программы искусственного интеллекта помогают четко и безошибочно выполнять ежедневные однотипные задачи, от которых человеческий глаз может, что называется, «замылиться». Это, безусловно, улучшает производственные показатели, а руководители и работники получают возможность куда большее время уделять нестандартным вызовам и внедрять новые творческие подходы.
Существует и «обратная сторона медали». Активное и повсеместное использование нейросетей приводит к развитию киберугроз. Их спектр довольно широк: от фишинга, то есть выманивания личной информации, до социальной инженерии, направленной на неосознанное выполнение определенных действий и подчинение чужой воле. Важно, что для предпринимательского сообщества это несет риски не только потери ценных данных, но и может привести к дезинформации, которая способна негативно повлиять на принятие ключевых решений. Такие вызовы требуют пересмотреть подход к защите компаний. Неслучайно как раз борьба с преступниками в киберпространстве занимает столь серьезное место в озвученной профильным вице-премьером Дмитрием Григоренко концепции развития цифровизации в стране.
Ко второй условной группе относится новое применение существующих ИТ-технологий. Особое внимание здесь уделяется интернету вещей. Так называется сеть передачи данных между физическими объектами, оснащенными встроенными средствами и технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой. В частности, датчики мониторинга будут охватывать все больше сфер, а полученная от них информация станет «автоматом» загружаться в облачные сервисы. Анализ таких данных позволит выдавать персональные советы потенциальным клиентам в розничном рынке, а также выполнять важную медицинскую функцию – следить за состоянием здоровья пациентов. Использование интернета вещей в повседневных процессах называется еще концепцией «невидимого интеллекта».
К третьей условной группе аналитики цифрового рынка причисляют активно ведущиеся разработки по энергетически эффективным вычислениям. Их главная задача заключается в снижении потребления энергии, чтобы уменьшить образующийся после этого на планете так называемый углеродный след. В процессе повышения энергоэффективности предпринимательской деятельности серьезно помогают новые технологии. Такие как, к примеру, квантовые и нейроморфные вычисления. Последние опираются на изучение структуры и функциональности человеческого мозга, а их целью является создание вычислительных систем, имитирующих работу биологических нейронных сетей. Ускоряют разработку инновационных продуктов и гибридные вычисления, нацеленные на усиление каждой технологии.
Еще одним важным направлением, выделяемым специалистами сферы цифровизации, становится постоянно набирающая обороты совместная деятельность роботов и людей. Пространственные вычисления объединяют с реальным миром так называемое диджитал-пространство, как комплекс взаимосвязанных цифровых технологий, которые способствуют созданию, хранению, обмену и использованию информации. Происходит это при помощи технологий VR и AR, то есть полного погружения в виртуальный мир или наложения цифровых элементов на реальное окружение пользователя. Это повышает эффективность предпринимательской деятельности благодаря совершенствованию процессов в бизнесе и способствует развитию новых методов сотрудничества. Сегодня многофункциональные роботы становятся все доступнее, и в самом ближайшем будущем их применение станет массовым в таких отраслях, как логистика, производство, здравоохранение и торговля.
Некоторые эксперты в связи с развитием систем искусственного интеллекта прогнозируют «отмирание» ряда массовых профессий, но в реальных условиях современной России с ее уровнем цифрового развития до этого пока далеко.
И еще один существенный момент заключается в развитии нейроинтерфейсов – систем, которые создают прямой канал связи между электрической активностью мозга и внешним устройством, например компьютером или роботизированным протезом. Все это направлено на улучшение умственных способностей и здоровья людей, а специальные технологии считывают и декодируют деятельность мозга. Расширяется перечень исследований, которые подтверждают, что цифровые технологии помогают персонализировать учебные материалы, сократить количество несчастных случаев на производстве и улучшить отдачу от маркетинга. Конечно, внедрение чипов влечет риски для человеческого здоровья и пока стоит очень дорого. Однако картинки из фантастических фильмов, которые совсем недавно казались далекими от реальности плодами воображения, все увереннее входят в повседневную жизнь.
Национальный проект «Экономика данных»
С 1 января текущего года в стране началась реализация нового национального проекта «Экономика данных». Он состоит из восьми федеральных проектов и отражает технологические тенденции будущего.
В рамках программы «Инфраструктура доступа к сети Интернет» планируется создание низкоорбитальной спутниковой группировки. Это позволит обеспечить даже самые отдаленные уголки страны глобальной сетью с высокой скоростью доступа. Проект «Цифровые платформы в отраслях социальной сферы» содействует развитию сервисов, которые помогут гражданам получать социальные услуги в электронном виде с высоким уровнем качества. Проект «Искусственный интеллект» направлен на внедрение помощников с использованием данной технологии в компаниях разных сфер деятельности. Кроме того, программа предлагает поддерживать разработчиков таких сервисов дополнительно.
Перевод Госуслуг в онлайн-режим и поддержка сайтов и приложений государственных компаний осуществляется в рамках программы «Цифровое государственное управление». А проект «Отечественные решения» поможет повысить продажи российских ИТ-продуктов. За развитие квантовых процессов и сетей связи отвечает проект «Прикладные исследования и перспективные разработки». Создание онлайн-платформы для обмена данными, в целях борьбы с киберугрозами, является главной задачей проекта «Инфраструктура кибербезопасности». С помощью программы «Кадры для цифровой трансформации» планируется выстроить систему образования для подготовки высококвалифицированных специалистов современных специальностей и создать все условия для повышения цифровой грамотности населения.
На практике в нашем регионе
Нельзя не заметить, что Ставропольский край тоже стремительно развивается и погружается в цифровизацию. Новые автобусы и троллейбусы в столице региона оснащены терминалами для бесконтактной оплаты, а во многих магазинах, если не в большинстве, тоже можно расплатиться таким способом. Также жители нашего субъекта активно пользуются функционалом Платформы обратной связи (ПОС) – от подачи обращения в органы власти до участия в опросах и голосованиях.
Технологии будущего уже уверенно вошли в нашу жизнь, и поле их применения будет только расширяться.
Подготовил Олег Чесноков
Изображение, сгенерированное нейросетями