Помните замечательный фильм известного советского и российского кинорежиссера Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»?
Да-да, именно оттуда эта фраза. «Э, нет, торопиться не надо… важно вылечить, важно вернуть обществу полноценного человека» - так говорил герой актера Владимира Этуша. Эта фраза актуальна, пожалуй, и в контексте автопутешествий.
Все больше и больше наших соотечественников выбирают поездку в отпуск к морю или в горы … да неважно куда, на собственном автомобиле. Это свобода, комфорт, скорость, и если не брать во внимание акционные авиа или ж/д билеты, пожалуй, дешевле, особенно когда отправляешься в путь всей семьей. Если задуматься о вопросе безопасности - не будем сейчас вдаваться в статистику и ее сравнение по аварийности при перемещении на большие расстояния тем или иным видом транспорта, главный посыл – соблюдай правила, грамотно планируй действия, не спеши и отдыхай по мере необходимости. Если каждый участник дорожного движения будет эти постулаты беспрекословно выполнять, то и аварий будет значительно меньше.
Свои советы автомобилистам озвучили эксперты трех направлений. Пресс-конференция «В путь без опасности: правила летних автопутешествий» состоялась на базе РИЦ СК в аграрном университете в Ставрополе. Участие в ней приняли начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения Управления Госавтоинспекции края подполковник полиции Евгений Синицын, врач-сомнолог ГБУЗ СК «Ставропольская краевая клиническая больница» Александр Фаянс и руководитель учебного центра, автоэксперт Михаил Северчуков. Речь шла о безопасности вождения в летний период, подготовке транспорта к поездке и профилактике усталости за рулём.
«Горячий» сезон ДТП
На Ставрополье понятие «курортный сезон» давно вошло в обиход. И это ассоциируется не только с летом, отпуском, поездками и прочими прелестями теплого времени года, но и увеличенным трафиком на дорогах регионального и федерального значения. Наш регион не только курортный, но и транзитный, обратил внимание руководитель отдела краевой Госавтоинспекции. Начало сезона обусловлено достаточно высокими рисками дорожных происшествий в этой связи. Именно в летний период значительно возрастает нагрузка на транспортную сеть края. В последние годы, в том числе по понятным социально-экономическим причинам, транспортные потоки России были в большей степени переориентированы с запада на юг, в направлении закавказских республик. И эта динамика фиксируется в течение всего года. А летом добавляется транспорт автопутешественников, которые желают комфортно и быстро добраться до курортов КМВ, а также Краснодарского края и соседних республик - до побережья Черного и Каспийского морей.
- Уже начиная с мая по октябрь мы констатируем возрастающие риски ДТП. Основная нагрузка идет именно на те транспортные артерии, которые соединяет Ставрополье с курортами черноморскими и Северного Кавказа. В первую очередь, это федеральная автодорога «Кавказ», проходящая через половину округов края, где транспортная нагрузка увеличивается в разы, затем это трассы Ростов-на-Дону - Ставрополь, Ставрополь – Изобильный – Новоалександровск - Красногвардейское и ряд региональных автодорог, которые также задействованы в данной ситуации, - пояснил Евгений Синицын.
Прирост ДТП в основном фиксируется в ночное время или утренние часы, когда водители, пытаясь большую часть поездки провести, минуя жаркий день, становятся виновниками подобных аварий из-за усталости и сна за рулем. К сожалению, главная проблема в том, что люди не могут здраво оценить свои силы, и зачастую это приводит к очень тяжким последствиям. Наиболее характерные случаи происшествий по причине усталости - это, как правило, выезд на встречную полосу, съезд в обочину, превышение скоростного режима.

- За рулем нужно быть внимательным всегда, независимо от того, по какой трассе вы движетесь – будь это федеральная, региональная либо дорога местного значения. Но надо понимать, что с учетом транспортной нагрузки на дороги, которые ведут на курорты и моря, а они в настоящее время наиболее загружены, элементарная математическая вероятность попасть в ДТП именно на них гораздо выше. Поэтому надо быть особенно бдительным, даже только планируя дальние поездки, выбрать время, маршрут, принимать в учет техническое состояние транспортного средства, свое самочувствие перед поездкой. Конечно же, все эти факторы нужно учитывать и выбирать наиболее оптимальные для себя критерии, особенно если поездка длится больше, чем два-три часа, - рекомендовал Евгений Александрович.
Чтобы железный конь не подвел
Вопрос подготовки к дальней поездке транспорта осветил автоэксперт. Михаил Северчуков начал с напоминания важного пункта Правил дорожного движения, который гласит, что «ВОДИТЕЛЬ ОБЯЗАН перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное состояние автомобиля» – независимо от того, это повседневное передвижение на работу - с работы или планируется дальнее путешествие. За техническое состояние автомашины постоянно несет ответственность именно водитель. Но это не значит, что он может иметь специальность автомеханика и каждую техническую проблему, если таковая имеется, самостоятельно определять и устранять, а обязан лишь обеспечить должное состояние транспорта. То есть по умолчанию - важно следить за состоянием машины и обращаться по мере необходимости к специалистам.
Перед поездкой надо учесть основные моменты - визуальный осмотр внешних ключевых узлов на наличие течей технических жидкостей, целостности покрышек и так далее. На этом, собственно, все, рядовой водитель не обязан вдаваться в детальное устройство автомобиля.
- Современные автомобили нашего века вообще не предполагают вмешательства владельца в его внутренности. Его задача лишь контролировать уровень масла в двигателе и поддерживать наличие омывающей жидкости, ну еще следить за целостностью остекления и покрышек. Чаще всего проблемой ДТП в дальних путешествиях становится не автомобиль, а сам человек, - констатировал Михаил Викторович.
Усталость может стать причиной трагедии
Вопросы сна и бодрствования в аспекте вождения автомобиля, как средства повышенной опасности, занимают умы специалистов много десятилетий, отметил в своем выступлении врач-сомнолог. Усталость или сонливость за рулем никакими волевыми усилиями, жизненным опытом или даже стимуляторами победить нельзя.
Александр Фаянс привел статистику - сонливость является причиной 20% ДТП в нашей стране. Чаще всех страдают сонливостью люди в возрасте до 25 лет. Парадокс: казалось бы, уверенные в себе, молодые, здоровые, но отсутствие нормального режима сна и отдыха, чрезмерное пользование гаджетами играет злую шутку.
Многие считают, что можно выпить бутылочку энергетика или чашечку крепкого кофе, и это позволит взбодриться. «Спасибо» рекламе в том числе. Но на самом деле кофе, например, имеет две стадии воздействия на организм: первая – возбуждение, которое длится всего лишь 15-20 минут, и вторая – торможение, это уже около полутора часов, объяснил медик.
- Сонливость вообще можно приравнять к стадиям алкогольного опьянения. Каждый может найти в интернете «Шкалу сонливости» и пройти тест. Результат в 3 балла соответствует состоянию человека в легкой степени опьянения, 6 баллов – средней, больше – уже тяжелая стадия, - обратил внимание Александр Аркадьевич.
Сомнолог перечислил основные советы по борьбе с сонливостью: перед поездкой оценить состояние здоровья, разработать свой маршрут с учетом остановок, разговаривать с собеседником, регулярно проветривать салон и пользоваться кондиционером для нормализации температуры, пить жидкость – достаточно и предпочтительно простую воду. Обязательны остановки на отдых.
Профилактика
Бороться, если так можно сказать, с уставшими водителями на дорогах, стараются в Госавтоинспекции. О профилактических мероприятиях рассказал Евгений Синицын.
- У нас есть достаточно давняя практика - в летний сезон проводить профилактическую операцию «Сон за рулем», в рамках которой в ночное время и предутренние часы на стационарных постах ДПС на территории края инспекторами проводится контроль за состоянием водителя. В первую очередь проверяется пассажирский и грузовой транспорт, который у нас оснащен тахографами - это устройства, позволяющие контролировать режим работы труда и отдыха водителя, они фиксируют, сколько времени водитель находился за рулем, сколько отдыхал, - делится подполковник полиции.
Останавливают автоинспекторы и личный легковой транспорт, общаются с водителями, контролируют их состояние. К этой работе привлекаются и медработники, которые измеряют давление, предлагают принять меры по необходимости.
Что касается рекомендаций, сколько часов допустимо управлять транспортом без остановки - в этом вопросе все очень индивидуально и зависит от возраста и личных особенностей водителя и его состояния здоровья. Важно трезво оценивать свои силы и не более чем через 2-3 часа прерываться на отдых. Останавливаться необходимо за пределами проезжей части - на парковках, объектах придорожного сервиса, где можно позволить себе хотя бы 15-20 минут размяться, подышать свежим воздухом. К счастью, в нашем регионе и в целом на юге страны с дорожной инфраструктурой все в порядке – она достаточно развита.
Самое правильное – это выспаться, дать себе отдохнуть, обратил внимание Евгений Синицын. Люди зачастую предпочитают стартовать в отпуск прямо по завершении трудовой недели в ночь, когда накопленная усталость может спровоцировать риски сна за рулем. Лучше этого избегать и планировать путешествие на следующий день. Перед поездкой также не рекомендуется посещать спортзал, выматывать себя физически или эмоционально – лучше не смотреть ночью сериал, а вовремя лечь спать. И еще один момент - не переедать в поездку, обильная пища будет тяжело усваиваться.
- Проблема усталости и сна за рулем – действительно серьезная. Больше всего таких ДТП - с наиболее тяжкими последствиями, поэтому нужно понимать, что вы несете ответственность не только за себя, но и за окружающих людей, - подчеркнул Евгений Синицын.
Особое внимание детям
Юные пассажиры дальние поездки переносят, как правило, тяжелее, чем взрослые. Если вы едете с ребенком, остановки на отдых нужно делать гораздо чаще, отметил представитель ГИБДД.
- Через каждые час-полтора желательно останавливаться и дать возможность ребенку выплеснуть свою энергию минут 15-20, размяться, порезвиться.Делать это нужно за пределами дороги, и потом продолжать движение, - обратил внимание Евгений Синицын. - Мой совет родителям, которые передвигаются в салоне с маленькими пассажирами: увлечь ребенка чем-то – это может быть книга, новая игрушка или мультфильм на планшете. Планировать в этом случае поездку нужно с учетом того, чтобы большую ее часть ребенок спокойно спал и не отвлекал водителя, не провоцировал аварийные ситуации на дороге.
Здесь же стоит напомнить о жизненно важных правилах перевозки детей: несовершеннолетние в возрасте до 7 лет в обязательном порядке должны перевозиться с помощью дет-ских удерживающих устройств – автолюлек, кресел, бустеров, сертифицированных и соответствующих весу и росту малыша.
Что важно не забыть
Итак, мы собираемся в путь, что важно не забыть. Первое – зарядное устройство на телефон – это то, что позволит созвониться с экстренными службами при непредвиденных обстоятельствах (напоминаем: единый номер - 112). Обязательно чистая питьевая вода – попить, умыться, взбодриться. Не забыть про основной набор того, что необходимо любому автомобилисту в любое время года - световозвращающий жилет для водителей и пассажиров, который обязательно надо надеть, выходя из салона машины в темное время суток. Также буксировочный трос, противооткатные упоры для автомобиля, знак аварийной остановки, огнетушитель, аптечка. Важно проверить оснащение перед поездкой. Ну и отличное настроение и самочувствие. Путешествуйте и оставляйте в памяти и фотоальбомах исключительно положительные эмоции.
Фото Дмитрия Ахмадуллина