Вехи памяти | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Василий Скакун в детстве на руках у отца
Вехи памяти

Вехи памяти

25 июля
17:49

У каждого из нас, проживших на этом свете чуть больше, чем чуть-чуть, то есть людей третьего возраста, есть некие острые, назовем их так, моменты жизненных ситуаций, которые мы помним всю жизнь. И вот я хочу поделиться тем «багажом» своих воспоминаний, который оставил там свой след.

 

Детские годы  чудесные

Ну, начнем с того, что, когда я был совсем маленьким пацанчиком лет пяти-шести, вместе с братом Володей (он старше меня на девять лет) летом мы пошли на греблю в место, где перекрыт маленький ручеек. Там получилось объемное место для сбора воды. Раньше, до революции, здесь была водяная мельница и даже стоял огромный круговой приемник воды, сохранившийся до той поры. Вода затекала в маленькие ячейки, что и заставляло вращаться ось этого деревянного круга диаметром приблизительно 3–4 метра, ну а эту энергию затем переводили во вращение жернова для перемалывания зерен пшеницы в муку.

И вот те, кто жил вблизи этого места, летом там купались, а зимой катались на коньках. Я еще не умел плавать, а хотелось, и я прыгал с дамбы в мелководье и добирался до берега. И, видно, зашел  далеко, прыгнул, но дна не достал и стал тонуть. А брат с приятелями сидели за дамбой, то ли играли в карты, то ли еще чем занимались. И наш сосед Виталий, увидев меня, барахтающегося, крикнул: «Василь тонет!» Брат прибежал, прыгнул в воду, вытащил меня, нахлебавшегося воды, и, дав несколько подзатыльников, приказал – родителям ни слова. Я промолчал, когда вернулись домой. А как иначе?

Ну а затем, лет этак через семь, после пятого класса, уже, естественно, я плавать умел, ведь через наше село Петровское протекает речка Калаус и в ней есть места глубоководные. Так вот, теперь мы с приятелями сидели на берегу, а в это время из детского дома привели подростков купаться. И одна девочка зашла далеко и, видно, попала в яму и стала тонуть. Воспитательница бегала по берегу и кричала, звала на помощь. Я, как был одетый, с разгона прыгнул к этой девочке, и она тут же схватила меня за шею и стала пытаться поднимать туловище и голову, заталкивая меня вниз. Как я  успел сообразить, что таким образом мы можем утонуть вместе… И я нырнул с ней вниз, после чего она тут же отпустила меня. Тогда я стал подныривать под нее и толкать к берегу. Все получилось. Долго после этого я чувствовал себя этаким героем, спасшим человека.

Еще одно воспоминание: наверное, в этом же возрасте летом меня с группой ребят отправили в пионерский лагерь в Пятигорск. Все мы ехали в кузове «полуторки»  на скамейках. И вдруг машина по какой-то причине стала съезжать на обочину и опрокинулась на бок – хорошо, что не «вверх ногами». Все обошлось без переломов, просто получили ссадины и синяки. Ехавший трактор поставил машину на колеса, и мы поехали дальше.

Помню и такой случай из моего детства: у нас в селе в пристройке к дому летом было изобилие мух. И батя решил разобраться с ними: сделал маленький факел и стал тех, кто не хотел покидать жилище, жечь. По всей вероятности, искра попала в какую-то расщелину (а все было сделано из дерева). И уже ночью, когда мы спали, молодые люди, сидевшие на скамейке напротив, увидев начинающийся пожар, стали стучать в ставни. Батя разбудил меня, мы вышли во двор, затем приехала пожарная машина и затушила пламя.

И пожалуй, заключительное воспоминание детских времен связано с тем, что отцу дали путевку в дом отдыха, а мы с мамой, дело было поздней осенью, затопили печь, и она рано закрыла задвижку на трубе. Мы угорели. Я ночью выполз в коридор, тошнило, было очень плохо. Я остался там же лежать, оставив дверь открытой, что и  спасло маму.

Утром соседи, увидев закрытые ставни, стали взламывать входную дверь и затем вызвали скорую. Я в больнице был пару дней, а мама отходила долго, и затем восстанавливалась еще некоторое время, не могла учительствовать в школе до конца третьей четверти. Все обошлось, отцу не сообщали: телефонов-то не было в те времена.

Я помню все, что было в моей жизни

Студенчество, армия, обзаведение семьей – все было, как положено, и без каких-либо происшествий.

Ну а когда стал большим спортсменом, то, конечно, во-первых, вспоминается Лондон 1967 года, где проводился очередной чемпионат мира по прыжкам. Пригласили сборную СССР, и нам даже предложили участвовать в соревнованиях, хотя мы не были членами федерации. И мы бы согласились, но в связи с тем, что там была делегация Южной Африки, по политическим соображениям (ведь там был апартеид – угнетение чернокожих) нам запретили. И мы участвовали только в показательных выступлениях, на которых я выполнял элементы, недоступные чемпиону мира, американцу Стиву Эллиоту. И тогда мне был присвоен неофициальный титул «Мистер Джампер» – мистер прыгун.

Затем всплывает в памяти интересный эпизод 1974 года. Буквально за пару месяцев до чемпионата мира в Москве нас, сборную, командируют в Америку, где мы в течение трех недель выступали в составе американского цирка. Американский цирк – это не наше шапито. Представления проводятся на огромных спортивных крытых стадионах, где проходят мировые соревнования по баскетболу, боксу и т. д.

Мы выступали в помещении, рассчитанном  на 70 тысяч зрителей. И там, на огромном поле, представление идет на трех или пяти манежах одновременно, причем на каждом – своей направленности. Запомнилось то, что все воздушные гимнасты, как и канатоходцы, работают без страховочных приспособлений, чтобы страх за их жизнь распространялся и на зрителей.

И еще: дрессировщик львов открывал пасть этому зверю и засовывал туда свою голову. Ничего подобного я раньше никогда и нигде не видел.

Цель нашей командировки в американский цирк была в зарабатывании валюты для Минспорта (тогда спорткомитета). И мы заработали сто тысяч долларов – по тем временам огромные деньги, наличными, которые в своем чемодане вез руководитель делегации. И вдруг в Шереметьево весь багаж прибыл, а наш нет. Он пришел только через неделю, и деньги были на месте. Зато чего стоили эти семь дней нашему руководителю, он поседел за то время.

В одном из прошлых своих материалов я рассказывал, как в 1982 году на чемпионате мира в Англии пытался пробежать марафон по кругу стадиона, но не смог – поворотами «задавил» колени. Это тоже яркое воспоминание.

Затем в начале 90-х нас с сыном пригласили в Южную Африку для методической и практической помощи в развитии акробатики, прыжков на батуте. Там работал наш коллега из Азербайджана. И поселили нас в красивейшем национальном парке в доме-бунгало – это отель, в котором рядом на закрытых территориях обитают звери. Этакая полусвобода: жирафы, обезьяны, львы, носороги. Но все на своих площадках. А я каждое утро делал пробежки – 5–7 км. И вот утром, пробегая мимо одного вольера, я услышал такой рев (раскаты грома – не ровня!), а за сеткой в двух шагах увидел этого рычащего льва в рост человека. Рядом был кустик, я как бы спрятался за него, а затем, выглянув, понял, что это не я стал причиной его недовольства, и побежал дальше. И вдруг прямо под решеткой увидел свежевырытую яму. Ну, думаю, добегался, парень. И больше там не бегал. Так, оказывается, причина обеспокоенности льва была в том, что в соседнем вольере львица родила малыша. А старый лев-отец, боясь будущей конкуренции, пытался лишить его жизни, и потому самку перевели в соседний загон. Вот такие у них порядки, у львов. Но львица, конечно, в природных условиях за малыша будет драться с его отцом.

Я уверен, что у каждого человека есть что вспомнить. Вспоминайте и записывайте, а затем издадим книгу – «Я помню все, что было в моей жизни».

Фото из архива автора и редакции

 

Автор: Василий Скакун
Поделиться:

Читайте также

Вновь льется музыка  ставропольского ветра

Организаторы фестиваля приготовили ароматный безалкогольный глинтвейн с пряностями и фруктами, древнерусский сбитень с медом и целебными травами и необычный пряный морковный напиток – вкусное лакомство старославянской кухни. Они добавили неповторимой эстетики, уюта и тепла. Второй городской фестиваль этнической музыки «Песни ветра» прокомментировал мэр Ставрополя Иван Ульянченко: «Назван он так неслучайно, ведь краевая столица славится своими ветрами, особенно ощутимыми на раздолье Татарского городища. Здесь мы проводим не первое мероприятие в сфере событийного туризма, стараясь показать неповторимую самобытность Ставрополя, его историю и культуру».

6 октября

Первая наставница «ставропольского Моцарта»

Директор ДМШ №1 г. Ставрополя Василий Комаров так отозвался о Людмиле Тихомировой: «Несомненно, это один из самых ярких наших преподавателей. Вы знаете, она первый учитель Елисея Мысина, с трех до пяти лет они занимались здесь. Сейчас это знаменитый на весь мир пианист. В свое время Людмила Даниловна находила к нему правильный подход, составила правильную программу, поэтому он и стал знаменитостью. В Ставрополь из столицы он приезжает уже как полноценный музыкант, выступает в филармонии. Но перед концертами разыгрывается у нас здесь, в своей родной школе, до сих пор всегда на проводе с Людмилой Даниловной».

6 октября

«И вновь продолжается бой» с преступностью

Сегодня перед подразделениями уголовного розыска края стоят задачи по повышению раскрываемости преступлений, пресечению роста организованной преступности. Уголовному розыску исполняется 107 лет, это пора зрелости, время подведения итогов. Но так же, как век назад, «вновь продолжается бой», бескомпромиссный бой с преступностью. И на торжественных собраниях в честь знаменательной даты обязательно прозвучат поздравления в адрес героических сотрудников уголовного розыска.

6 октября

Наставник – это компас в медицине

Правительство края поддержало инициативу профсоюзов Ставрополья. В 2026 году ФОТ для бюджетников «неуказных категорий» планируется увеличить на 20%. При этом индексация будет проходить поэтапно: на 10% с 1 января 2026 года  и  еще на 10% с 1 июля 2026 года.

6 октября