Выставка «Живописная Россия» оптимистически настраивает ставропольских зрителей

Ольга Метёлкина

В прошлом номере газета проинформировала об открытии пятой, юбилейной выставки передвижного проекта «Живописная Россия».

В зале Ставропольского музея  изобразительных искусств.
Александр ПлотниковВ зале Ставропольского музея изобразительных искусств.

В экспозиции, размещенной в зале Ставропольского краевого музея изобразительных искусств, представлены 150 произведений российских авторов, отражающие основные течения станковой отечественной живописи второй трети ХХ – начала ХХI века. В четвертый раз наш город оказался включенным в маршрут «Живописной России». В отличие от столицы, где в этом году по объективным причинам выставка работала в режиме онлайн, Ставрополь предоставил публике возможность увидеть работы мастеров, что называется, «вживую».

Сергей Смирнов. «После дождей» (раздел «Почва и судьба»).
Александр ПлотниковСергей Смирнов. «После дождей» (раздел «Почва и судьба»).

- Мне очень приятно, что мы нашли в себе мужество собраться небольшой аудиторией, чтобы познакомиться с выставкой, - отметила на церемонии открытия директор Ставропольского музея изобразительных искусств Зоя Белая. - Здесь есть возможность увидеть, как на арене современного изобразительного искусства появляются всё новые и новые имена. И хотелось бы, чтобы среди них были и ставропольские художники, потому что есть потенциал, есть что показать.

Алексей Якименко. «Удачный кадр» (раздел «Романтика  с привкусом иронии. Станковая живопись монументалистов»).
Александр ПлотниковАлексей Якименко. «Удачный кадр» (раздел «Романтика с привкусом иронии. Станковая живопись монументалистов»).

Положительный опыт участия наших земляков в этом проекте уже был. В 2018 году в рамках «Живописной России» представляли свои работы ставропольские художники Валерия Орлова и Кирилл Стрюков, в 2019-м – автор из Ессентуков Андрей Новиков. Напомнив об этом, заместитель директора музея по научной работе, искусствовед Ольга Бендюк предложила гостям презентации совершить исторический экскурс, начав свой рассказ о том, как в 2017 году «Живописная Россия» впервые открылась в Ставрополе. Для проекта это была уже вторая выставка. Ольга Борисовна напомнила, что тогда экспозиция была посвящена 260-летию Российской академии художеств. На ней было представлено более 200 работ 15 художников. Подавляющее большинство участников – москвичи. Практически все – маститые авторы, народные, заслуженные. Среди которых был и наш земляк - живописец Юрий Орлов.

Маргарита Баранова. «В ожидании» (раздел «Новая Санкт-Петербургская школа).
Александр ПлотниковМаргарита Баранова. «В ожидании» (раздел «Новая Санкт-Петербургская школа).

- За четыре года в Ставрополе мы увидели всю классику советского периода и сегодняшнее состояние современной живописи, - продолжила Ольга Борисовна. - Если 2017 год начинался немного гламурно, презентабельно, то с каждым годом выставка становилась более глубокой, очень аналитичной… Здесь мы видим, как развивалась живопись в советский период и что сегодня происходит в России, какие-то отдельные темы, локальные явления, и то, с чем сегодняшние студенты, может быть, не знакомы вовсе. Действительно, это огромный пласт, который очень последовательно, системно сформирован кураторами проекта, аналитично описан в их статьях.

В этом году работы в проекте «Живописная Россия» представлены семью разделами: «Почва и судьба», «Семидесятники», «Московская школа живописи», «Новая Санкт-Петербургская школа», «Незнакомые молодые», «Романтика с привкусом иронии. Станковая живопись монументалистов» и «Иные/Маверики».

Традиционно каждый год на открытии выставки в Ставрополе непременно присутствовал руководитель проекта Евгений Ромашко. Нынешний год стал исключением по вполне очевидным причинам. Кураторы проекта, к сожалению, тоже не смогли приехать на открытие, но направили свои видеообращения. В планах было также проведение на базе выставки круглого стола: «Расширение границ живописи: тенденции, определяющие будущее». И, по сути, эта тема оказалась основной в процессе обмена мнениями на открытии экспозиции. По словам академика и действительного члена Российской академии художеств, председателя правления Ставропольского краевого отделения Союза художников России Сергея Паршина, «выставка заставляет говорить о том, что происходит с нашей культурой».

Эдуард Браговский. «Серпухов» (раздел «Московская школа живописи»).
Александр ПлотниковЭдуард Браговский. «Серпухов» (раздел «Московская школа живописи»).

В более узком, профессиональном аспекте проект оценила директор Ставропольского краевого художественного училища Алла Чемсо. По ее мнению, такие выставки имеют неоценимое значение для студентов, будущих художников, а работы «служат образцом развития реалистического искусства нашего времени».

- Произведения явно демонстрируют, что реализм не стоит на месте и всё время находит новые формы, - отметила А. Чемсо. - Художник постоянно ищет свой язык. Это вечный процесс.

Тему продолжил преподаватель Ставропольского краевого художественного училища Петр Охрименко, по мнению которого, в последние годы наметилась устойчивая тенденция к отходу от традиционного рисунка, традиционной живописи. А меж тем «школа, существующая в настоящее время, дает плодотворные всходы».

Зураб Церетели. «Весь в себе»  (раздел «Семидесятники»).
Александр ПлотниковЗураб Церетели. «Весь в себе» (раздел «Семидесятники»).

- Очень много наших студентов поступают в Суриковский институт, в Репинский, - напомнил Петр Порфирьевич. - А это платформа для формирования мировоззрения молодого художника.

По мнению выпускника Суриковского института, участника выставки «Живописная Россия» 2018 года, художника Кирилла Стрюкова, подобные проекты нужно смотреть будучи подготовленным зрителем:

- Ориентироваться на эти работы, как на образцы для учебного процесса, я бы не стал. Мы видим законченное произведение искусства. Как на показе высокой моды: мы смотрим и принимаем эти работы как данность. Нужно понимать, что это лицо каждого художника, его манера, его личный стиль, его путь, который он прошел, чтобы стать именно таким. Выставка «Живописная Россия» представляет именно разные пути становления художника. Эти работы действительно заслуживают выставляться и быть в музеях нашей страны.

В качестве подготовленного зрителя, не представляющего профессиональное художественное сообщество, к обмену мнениями подключился председатель общественного совета при министерстве культуры Ставропольского края Владимир Лычагин:

- Мне, рядовому посетителю, на этой выставке очень сложно, трудно и уютно. Она меня оптимистически настраивает. За всем этим стоит человек: глубокий, интересный, иногда трагически, иногда философски воспринимающий действительность…

Напомним, что посетить выставку «Живописная Россия» в Ставрополе можно будет до 20 декабря при соблюдении требований, установленных Роспотребнадзором.

юбилейная выставка передвижного проекта «Живописная Россия», открытие, пятая

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление