Я еду домой | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Я еду домой

Я еду домой

16 февраля 2024
18:43

к 35-летию вывода Советских войск из Афганистана

Уныла ставропольская степь зимой. Снега еще нет. Дневной свет приглушает свинцовое небо. Чувствуется холодное дыхание пожухлой травы. Лесополосы щетинятся почерневшими, кривыми ветвями. На сотни километров одна картина.

Смотрю на нее, не в силах принять. Ведь еще утром в Кандагаре тревожился, что перед ночлегом не прочесали соседние кварталы. Опасная глупость. Хотя это молодым воевать с новым командиром роты. Как это будет, кто знает… А я все – еду домой.

«Еду домой. Еду домой. Еду домой», – твердил я себе, пытаясь ощутить хоть крупицу радости. Но ее не было. Я будто тонул в убогой серости наступившего дня. Сознание оставалось там, на войне, и не могло нарисовать хоть какой-то образ мирной жизни. Легче было думать, что перемещаюсь для исполнения очередного приказа, чем пытаться вспомнить мирную жизнь.

Она стерлась бесследно. Тут никаких сил не хватит, чтобы втиснуть себя в то, что было до войны. Это совершенно другой, давно чуждый мне мир. Ну как я, изуродованный страхом, убивший стольких людей, буду делать вид, что такой же, как мои сверстники. Это же бред. Да и какой в этом смысл? Бежать от самого себя? Разве есть на свете что-то глупее.

Однако неизбежное уже рядом. С каждой минутой автобус приближал меня к дому, где измученная ожиданием своего сыночка мама еще не знает, что он вернулся в Союз.

Где-то в потемках души едва-едва шевельнулась жалость. Мне совершенно не хочется думать, как она прожила эти годы. Понятно, ей было тяжелее, чем мне.

О себе-то я знаю, что, где и как делал. А у нее сплошные догадки. И хотя в письмах моих ни слова не было о войне, вслед за двинувшими в страну гробами, неизбежно поползли и слухи...

Впрочем, и сейчас я ничего ей рассказать не смогу. Не для маминых это ушей. А потом, все равно поверить в такое невозможно. Она и так поймет, что нет у нее больше сына, которого она знала. И не будет больше никогда. Он погиб на войне. Потому и вернулся живой. Эх! Сколько еще их будет, таких вот живых мертвецов, как я, которые отбывают пожизненный срок в собственной тюрьме, отгородившей их от мирной жизни.

Мне еще повезло. Из своей тюрьмы я с наслаждением мог видеть небо, листву, ощущать щекочущий ноздри ветерок. Значит не все умерло. Оставалась еще какая-то тонкая ниточка, которая соединяла меня с этим неведомым торжеством окружающего мира.

Но как состыковать его с миром людей, которые живут совершенно непонятной мне жизнью. Они беспокоятся о вещах, не имеющих смысла. Зачем-то суетятся, что-то выгадывают, не понимая, что одна автоматная очередь легко гасит эту суету. Так зачем она нужна пред лицом вечного безмолвия, которое готово поглотить нас в любую секунду.

Ну, хорошо, допустим, им страшно думать о вечности. Но тогда, что же они знают такого, что заставляет их действовать. Вообще что-то делать. Я никак не могу это понять.

Ладно, пускай деньги, еда, секс. Быть может, власть над другими людьми. Но разве можно отдать за это жизнь?! Что за ерунда, что за глупый, совершенно неравноценный обмен. Жертва, лишенная смысла.

Ну что толку обладать чем-то, что вне тебя, если ты не знаешь, что делать с самим собой, с тем, которого ты не можешь игнорировать ни при каких обстоятельствах. Он всегда торчит рядом, как бельмо на глазу, будь ты король или нищий, любят тебя или ненавидят, решаешь ты судьбы других людей или, наоборот, они решают твою. Никуда нам от себя не деться. Вот в чем проблема. Так какой же смысл от нее бежать?! Все равно ведь не удастся.

Завоюй ты хоть весь мир, купайся в деньгах и сексе, а с собой разбираться придется. Только может оказаться, что жизнь уже растрачена, а ты остался также далеко от решения ее главной проблемы, как и был. Бессмыслица, да и только.

Поэтому мне надо понять, где мое место, что я должен делать, чтобы не бежать от себя, а, наоборот, идти навстречу. Думаю, учиться надо. Не вижу другого пути. Как еще узнать о рычагах государственной власти, которая так неотвратимо влияет на жизнь людей, и мою в частности. Что это за сила, кто за ней стоит, имеющий право решать вопросы людской жизни и смерти. Чем она руководствуется. И главное… Хочу знать – праведно ли то, что я делал на войне, повинуясь ее воле.

Ну все, решение принято. С ним моя жизнь обретет хоть какие-то осмысленные черты.

Народ в автобусе оживился. Въезжаем в Ставрополь. Несколько поворотов – и вкатываем на автовокзал. Странно, ощущение будто прибыл в гости. Чужое все. Скорее бы добраться домой. Путь этот из памяти стерся.

Помню только, как встретил маму у дома. Как она неуклюже ткнулась мне в грудь. Мы так и стояли на улице. Я обнял ее за плечи, а она время от времени поднимала заплаканное лицо с сияющей счастьем улыбкой и снова упиралась в меня лбом.

Я шептал: «Мам, ну все. Давай уже, пошли домой». А она: «Сейчас, сейчас, сынок, подожди. Меня ножки не держат».

Юрий БАСКИН.

Фото из личного архива автора

 

 

Читайте также

Самый главный праздник

Но торжественные мероприятия проходили не только в центре. Праздник расплескался по всем уголкам города. Одним из главных центров притяжения 9 Мая стала Владимирская площадь. Здесь работало множество творческих площадок, мастер-классов по изготовлению маскировочных сетей, сухого душа и других необходимых бойцам вещей. Можно было написать письма нашим защитникам, нарисовать для них рисунки. А внутри музея «Россия – моя история» была развернута целая творческая лаборатория, где дети могли проявить себя как в индивидуальном, так и в коллективном творчестве. Панно с изображением солдата России создавали всем миром. И каждый вносил в это художественное полотно свои штрихи. И что интересно – в этой картине не возникало сумбура и не ощущалось эклектики. Наверное, потому, что юные художники творили ее от души...

12 мая

В Доме офицеров  теперь есть свой музей

Начальник гарнизонного Дома офицеров полковник Александр Филипенко говорит, что экспозиция собиралась более пяти лет и, естественно, будет собираться дальше.  Этому обещали поспособствовать и присутствовавшие на церемонии открытия представители командного состава 49-й общевойсковой армии полковник Сергей Леонов и генерал-майор Дмитрий Усков (начальник штаба армии). Они разрезали красную ленточку и сказали добрые слова в адрес тех, кто собирал экспозицию. Мол, такая работа очень важна – школьники, которым еще предстоит служить в армии, и молодые солдаты в этом музее знакомятся со славной историей военного  округа. Да и вообще с историей.

12 мая

«Солдатский конверт». Послесловие

В этом особая притягательность и ценность фестиваля «Солдатский конверт» – он остаётся в душах, он становится частью жизни... Его ждут, хотят сюда вернуться... И ведь возвращаются – фестиваль патриотической песни в Ставрополе дарит участникам прошлых лет возможность вновь приехать в наш город и выступить для нашей публики. И ребята с удовольствием откликаются – более того, они, уезжая, ждут новой встречи – ровно через год перед Днём Победы (почти, как «в шесть часов вечера после войны»). А сколько радости, когда эта встреча вновь случается... Вот, например, Игнат Марочек уже шестой год подряд отмечает в Ставрополе свой день рождения... Родные на далеком и пока ещё заснеженном Ямале за здоровье Игната поднимают бокал, а он здесь – в нашем во всех смыслах теплом крае  радует ставропольцев своим прекрасным исполнением, заставляя зал замирать и подниматься в едином порыве... Так было на каждом выездном концерте, где Игнат Марочек исполнил песню «Встанем»...

12 мая

История от героев былых времен до наших современников

Музей – это частичка истории, а историю создают люди. От имени ветеранов училища выступил Виктор Москаленко. Он напомнил, что благодаря авиаторам многие артефакты удалось сохранить после того, как одно из лучших лётных училищ Советского Союза и России было закрыто, а его музей канул в Лету. Одни экспонаты, к сожалению, попали на свалку, другие пытались сохранять всеми способами, и теперь они представлены в музее. «Благодаря руководству СПКУ музей состоялся, он должен расширяться и иметь в запасниках дополнительные артефакты. Чтобы не приедались выставочные материалы, должна быть их периодическая смена.

12 мая