Заморозка счетов и «охлаждение» переводов | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Заморозка счетов и «охлаждение» переводов

Заморозка счетов и «охлаждение» переводов

16 октября
16:15

Российские финансово-кредитные организации заморозили порядка 30 тысяч подозрительных счетов в первый день работы нового закона о возмещении средств. Документ вступил в силу 25 июля текущего года, и его основная суть заключается в том, что если банки допустили перевод денег клиентов на счета мошенников, указанные в базе Банка России, то утраченные средства придется возмещать.

Причем за счет средств самих кредитных учреждений, что и подтолкнуло последние к активной работе. Только в день вступления в силу законодательных изменений банки заблокировали три десятка тысяч счетов, а ежедневно они «охлаждают» около 20 тысяч переводов. Такая система действует по предложению Центрального банка, когда в течение двухдневного периода можно будет отозвать перевод, если он был направлен на принадлежащий злоумышленникам счет.

 

Центробанк проинформирован

Директор департамента информационной безопасности главного финансового регулятора Вадим Уваров рассказал на XXI международном форуме Ассоциации банков России достаточно актуальную информацию. По словам эксперта, которые подтверждаются и из ряда других источников, банки заблокировали 30 тысяч вызывающих подозрение счетов в первый день работы нового закона. Отечественные финансовые организации  направили информацию в Центральный банк Российской Федерации об одномоментном отключении около трех десятков тысяч реквизитов 25 июля текущего года.

 

Нормы нового закона

Стоит более предметно остановиться на изменениях в Федеральном законе № 161, которые вступили в силу 25 июля нынешнего года. Согласно нововведениям, банки должны возвращать клиентам украденные мошенниками деньги в ряде случаев. Прежде всего, речь идет о ситуациях, когда финансово-кредитная организация допустила проведение перевода на счет злоумышленников, а его реквизиты, в свою очередь, находятся в специальной базе данных Центрального банка России «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента».

Главный финансовый регулятор страны собирает информацию в эту базу на основе данных, полученных от банков и других операторов платежных систем. В ней содержатся сведения о совершенных транзакциях, а также о плательщиках и получателях финансовых средств. При этом, если компания или физическое лицо выражают свое несогласие с внесением их счетов в эту специальную базу данных, то им необходимо обратиться в обслуживающий их банк или подать заявление на сайте главного финансового регулятора.

Также важно, что финансово-кредитные организации должны на два дня блокировать все подозрительные операции. За это время банковские специалисты свяжутся с клиентом для того, чтобы убедиться, что гражданин проводит тот или иной перевод денежных средств добровольно, а не под воздействием злоумышленников.

Центральный банк страны обнародовал данные, согласно которым значимые финансово-кредитные организации каждый день таким образом «охлаждают» около двух десятков тысяч денежных переводов. Упомянутый выше представитель регулятора Вадим Уваров подчеркивает, что некоторые граждане иной раз не понимают, в связи с чем возникают такие «охлаждающие» периоды. Россияне обращаются в финансовые организации, где у них размещены средства, и, соответственно, именно там  получают разъяснения. В Банке России напоминают, что данные действия связаны с той самой информацией о подозрительных реквизитах, полученной регулятором от финансово-кредитных организаций.

 

Со сложностями, но полезно

Как рассказал представитель одной из кредитных организаций, которая осуществляет расчетно-кассовое обслуживание и предоставляет широкий спектр услуг для физических и юридических лиц, за время работы закона накоплена определенная статистика.  34 % клиентов данного сервиса попали под временную «заморозку» перевода, и уже после завершения периода «охлаждения» провели повторные операции. При этом около 2,7 тысячи из них не стали повторять переводы на общую сумму 53 миллиона рублей и после того, как «охлаждение» закончилось.

Нельзя не отметить и сложности, возникшие у легальных клиентов, после их включения в базу Центрального банка о мошеннических переводах. Речь идет о затруднениях у тех компаний и физических лиц, которые являются полностью легитимными, но у них, например, украли персональные данные, а затем с их помощью в каком-то из банков открыли электронное средство платежа или счет.

В этой связи эксперты предлагают скорректировать механизм исключения из базы главного финансового регулятора на законодательном уровне. Это необходимо для того, чтобы позволить легитимным клиентам подтверждать свою личность в банке, где они обслуживаются. Но при этом чтобы их счета в других финансово-кредитных организациях, которые открыли как раз мошенники, оставались заблокированными.

 

Логика регулятора

Представитель Центрального банка Российской Федерации Вадим Уваров согласился с наличием определенных трудностей у легальных клиентов, которые стали возникать после вступления в силу поправок в Закон № 161. Регулятор использует два фактора для включения таких лиц и организаций в базу с мошенническими реквизитами. Первый из них заключается в обнаружении операции без добровольного согласия клиента. Второй важный момент – это запрос из министерства внутренних дел, когда речь идет о том, что фактически данные реквизиты фигурируют в возбужденном уголовном деле. В то же время Центробанк готов обсудить с рынком инициативы по изменению механизма исключения из упомянутой выше базы. Хотя, конечно, с момента нововведений прошло еще немного времени, и за такой непродолжительный период работы закона преждевременно делать стопроцентные выводы о том, нужно ли вносить в него очередные новые изменения или нет.

А вот, что свидетельствует статистика. По данным главного российского финансового регулятора, только в минувшем году мошенники украли у банковских клиентов 15,8 миллиарда рублей, совершив 1,17 миллиона финансовых операций без получения на них согласия. Цифры «по-плохому» впечатляют. Из этих денег банки вернули клиентам только 8,7 % украденных сумм. По сравнению с позапрошлым годом объем похищенных средств вырос на 11,5 %, а число осуществленных преступниками финансовых транзакций увеличилось на одну треть. При этом финансово-кредитные организации смогли предотвратить хищения на 5,8 триллиона рублей, после того, как злоумышленникам не удалось провести 34,8 миллиона денежных переводов. Цифры тоже серьезные, и остается надеяться, что после введения перечисленных выше законодательных норм, они качественно изменятся к лучшему. А значит, граждане и бизнесмены будут меньше опасаться за сохранность своих средств.

Фото Олега ЧЕСНОКОВА

Читайте также

Социальный фонд – для молодежи и пенсионеров

Сохранить вовлеченность в жизнь общества помогают волонтерские проекты и акции. Так, пенсионеры, например, плетут маскировочные сети, вяжут и шьют для военных СВО, с удовольствием поддерживают добровольческие инициативы наших сотрудников.

20 ноября

Ситуация на рынке недвижимости

Инвесторы стали чаще вкладываться в недвижимость на территории региона Кавказских Минеральных Вод. В настоящее время ставропольские курорты являются «топом» среди территорий для инвестирования. Это связано с большим притоком туристов. Сейчас это выгодно. Инвесторы не могут пройти мимо такого лакомого куска.

20 ноября

«Виктор» сумел справиться с собой и обыграть «КАУСТИК»

Следующую игру игроки «Виктора» проведут уже 22 ноября в рамках Кубка России. Они отправятся в гости к «СГАУ-Саратов», наши гандболисты побеждали эту команду в первом круге чемпионата России на той же площадке. К слову, на игру в Саратов ставропольские гандболисты отправятся прямиком из Волгограда. Вот такое гостевое турне получится у «викторианцев».

20 ноября

Яблочный уксус

Приготовить уксус совсем несложно, хозяйки такой продукт из яблок готовят по-своему, но во всех рецептах, кроме тех, где в составе есть яблоки, еще присутствуют вода, сахар или мед.

20 ноября