Эксперты ключевого вуза Северного Кавказа в список самых дефицитных специалистов включили также водителей, медсестёр, овощеводов, радиотехников, подсобных рабочих, бухгалтеров, учителей и воспитателей, сварщиков, поваров и продавцов.
Специалисты отмечают перетекание рабочей силы в требующие профессиональных знаний и квалификации отрасли, предложения более выгодных условий труда. Доцент кафедры государственного, муниципального управления и экономики труда института экономики и управления, кандидат экономических наук СКФУ Оксана Мухорьянова объяснила:
– Тренд особо актуален для молодёжи, во время учёбы начинающей работать на пунктах выдачи заказов маркетплейсов или курьерами. Она может оставаться там и после получения высшего образования. Такая работа зачастую не требует принятия управленческих решений, она проще, нет личной ответственности, легко заменяема.
Изменилось отношение к карьере. Поколение 80-90-х годов стремится сохранить рабочее место, строит вертикальную карьеру, добиваясь улучшения материального состояния за счет роста в должностях. Современная молодежь ищет высокооплачиваемую работу здесь и сейчас, не хочет тратить время на профрост. Уровень зарплаты тоже имеет значение, ведь востребованные и дефицитные профессии мало оплачиваются. Доцент кафедры СКФУ Евгения Кривокора считает:
– Это неизбежно приводит к сдвигам на рынке труда. ТОП востребованных и высокооплачиваемых рейтингов не совпадают друг с другом. Средняя заработная плата в целом по Ставропольскому краю по отношению к среднероссийскому уровню в 2024 году составила 63%, в 2023 году было 70 процентов. Рост вакансий по краю составил больше четырёх тысяч.
В начале декабря в службе занятости сообщили о почти 4000 безработных, работодатели подали заявку на более 31,5 тысячи человек. Соотношение по государственным органам содействия занятости ярко характеризует остроту проблемы кадрового дефицита.
– Одними из главных причин выступают не столько демографическая яма и квалификационные факторы, сколько сдвиги в экономике и соответствующая реакция рынка труда. На 1 декабря в крае было уволено 1203 человека, из них трудоустроены 325, признаны за этот период безработными 257 человек, – поделилась эксперт.
Кадровый голод в производстве, науке, торговле, образовании и здравоохранении усугубляет возможность иметь бизнес без рабочих мест и организации нового продукта с добавленной стоимостью. Об этом говорит статистика: на каждый субъект МСП в крае приходится всего около двух работников.
– Популярной стала самозанятость, всё чаще мы сталкиваемся с проблемой, когда молодой человек не желает трудоустраиваться в штат, а предпочитает свободный формат работы, – говорит Оксана Мухорьянова.
Говорят эксперты и о миграции в Ставропольском крае. В кадровой обеспеченности теряют отдаленные и сельские территории, города. Об оттоке кадров из края сообщила Евгения Кривокора:
– Он идёт в экономически более привлекательные регионы, например, Москву и Московскую область. Так, у водителей средняя по Ставрополью зарплата около 38 тысяч рублей, в Краснодарском крае – 60 тыс.
В крае реализуют несколько программ в рамках нацпроектов, по сбережению и развитию кадрового потенциала Ставрополья.
В соответствии с краевой программой «Развитие сферы труда и занятости населения» и кадровым проектом «Защитники» участникам СВО и членам семей помогают с трудоустройством.