Очереди в поликлинике: доколе?

Лариса Денежная

«В вашей газете чиновники здравоохранения рассказывают красиво: можно записаться к врачу, минуя регистратуру. Мол, в поликлиниках поставили специальные инфоматы для самозаписи. Можно записаться к врачу через Интернет. А в нашей третьей поликлинике, чтобы попасть к «узким» специалистам, очередь в регистратуру занимают в пять утра. Можете приехать, чтобы самим убедиться», – возмущалась жительница Северо-Западного микрорайона, представившаяся Татьяной Николаевной.

Очереди в поликлинике: доколе?

Мы пытались объяснить: да, электронная регистратура начала работать. Но, как и все новое, эту систему нужно «обкатать», утрясти. Очередь же с пяти утра – это инициатива самих пациентов. Так дойдет до того, что и ночью начнут приходить – кто-то сегодняшний захочет быть первей первого вчерашнего. На что Татьяна Николаевна ответила: в самой регистратуре говорят, чтобы приходили пораньше, иначе талонов к врачам не хватит.

Чтобы понять анатомию очереди, мы хотели привлечь компетентных людей, предложили председателю Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре В. Байраку провести выездное заседание, чтобы на месте разобраться в проблеме и увидеть возможные пути ее решения. Увы, не получилось. Проверять лечебное учреждение общественники не могут. А специалисты Росздравнадзора, которые имеют на это право, скованы административными регламентами. Как минимум – им нужна письменная жалоба. Как максимум… Впрочем, это уже не важно. В третью поликлинику мы отправились сами.

Только «живая» запись

Утро было ненастное. Туман. Пасмурно и прохладно. Как будто и не июль на дворе. В тамбуре поликлиники уже стояли очередники – жаждущие попасть в регистратуру в числе первых. Пожилая женщина, как мы узнали, пришла в 5.30 утра. А иначе, как она рассказала, не получить заветный талончик к окулисту и невропатологу. До этого полтора месяца пыталась попасть к этим врачам.
Узнав, что мы из газеты, кто-то сказал: мол, день сегодня не показательный. Погода плохая, поэтому людей меньше пришло. Обычно «хвост» очереди спиралью на улице закручен. Но, несмотря на плохую погоду, вскоре тамбур заполнился. У входа в поликлинику тоже образовалась толпа.

Желающих пообщаться с журналистом было достаточно. Люди рассказывали истории своих многодневных хождений. Почти все они похожи одна на другую:

– Я третий день подряд хожу за талоном к окулисту и не могу попасть. Врач работает на полставки и принимает через день…

– По телефону к окулисту не записывают. Только живая очередь…

– Третью неделю не могу к неврологу попасть. Последний раз пришел в поликлинику, был седьмой по очереди. Но талон не дали – закончились. Прошу дать на следующий день, а мне говорят: приходите завтра. Это опять очередь занимать, терять еще один день. Мне нужно в дневной стационар ложиться, обследования все пройти. А я все хожу, но к неврологу никак не попаду.

Интересуюсь: выдает ли талоны к «узким» специалистам участковый врач? Именно он занимается организацией лечения больных, определяет необходимость консультации того или иного специалиста для пациента. Ведь перед окошком регистратора все больные в общем-то одинаковые, даже с направлением от терапевта на руках. И талон получит тот, кто «первей», а не тот, кто больше нуждается на данный момент.

Из очереди прозвучало: терапевтам дают по одному талону на неделю к невропатологу, остальные – в регистратуре. Но к этому специалисту трудно попасть даже на «платный» прием.

А как же инфомат? Именно эти терминалы предварительной самозаписи призваны разгрузить очередь у регистратуры. Дружно ответили: мол, ими никто не пользуется. Если бы они работали, тогда бы люди там стояли.

В 7.30 утра открыли дверь поликлиники. Очередь хлынула к окошку регистратуры (второе оказалось закрыто – сотрудник в отпуске, к инфомату не подошел никто). Буквально через пятнадцать минут вывесили объявление: талонов к окулисту нет. Их, как оказалось, всего было восемь (два выдали предварительно). К неврологу оставалось еще два талона. На часах было 7.45 утра. Очередь стала рассеиваться. Это значит, через день те, кто не попал к врачу, должны снова идти в поликлинику. Понятно, кто-то должен прийти «первей», скорее всего, на рассвете…

Очереди в поликлинике: доколе?

«Портал пациента» – не для всех

На сайте лечебного учреждения размещено объявление:
«…теперь на прием к врачу поликлиники можно записаться на сайте «Портал пациента» по адресу в сети Интернет: https://stav26.cdmarf.ru/pp/ или на сайте госуслуг  http://www.gosuslugi.ru. Запись на прием к узким специалистам проводится только после посещения своего участкового врача».

Мы решили проверить, как работает эта схема. «Портал пациента» не захотел для нас открываться. Пришлось воспользоваться телефоном поддержки портала, указанным на пустой странице. Дозвонились не с первого раза.

Когда на том конце провода откликнулись, мы спросили, можно ли записаться к окулисту третьей поликлиники? Прозвучала просьба подождать, а потом ответили: к окулисту «электронная» запись не производится. Такая схема работает только для записи к терапевту и гинекологу. Мы решили узнать, как обстоят дела в другой, например, шестой поликлинике. По крайней мере, во время нашего визита в это медучреждение инфомат не простаивал без дела. В шестой поликлинике, по словам специалиста службы поддержки единой информационной системы, можно было записаться помимо упомянутых специалистов еще и к хирургу, отоларингологу. Почему такая разница? В службе поддержки разъяснили: «электронная» запись к «узким» специалистам – на усмотрение лечебных учреждений. Каждое самостоятельно определяет, к каким врачам выставлять самозапись.

Сейчас, когда на здравоохранение тратятся миллиарды рублей, в том числе на информатизацию отрасли, когда чиновники рапортуют о повсеместном внедрении «электронной регистратуры», вызывает недоумение вопрос: почему люди должны унизительно стоять в очередях за талоном к врачу? Тратить на это время, нервы. Почему в одной поликлинике можно записаться через инфомат на прием к «узкому» специалисту, а в другой нет? Почему, если закончились талоны на текущий день, нельзя сразу записать пациента к врачу на другой, удобный для него срок, и не гонять людей в поликлинику по десятому кругу? Для этого и денег дополнительно не нужно. Всего лишь правильно организовать процесс предварительной записи к специалистам, поставив во главу угла интересы пациентов.

На сайте поликлиники № 3, получается, только на словах декларируют заботу о людях. По крайней мере, сообщение одной из пациенток о том, что нет расписания приема врачей, а именно терапевтов (женщина хотела узнать фамилии и время приёма), и в связи с этим сожаление: мол, придется ехать в поликлинику за этим – осталось без реакции.

А вот у народа – свое «усмотрение». Кто-то в очереди произнес:

– Это дворник может в поликлинике на полставки работать. Но не окулист.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Здоровье»

Последние новости

Все новости