Любит ли нас жизнь?

Василий Скакун

Василий Скакун: грани бытия

Помните, как проникновенно Марк Бернес исполнял песню «Я люблю тебя, жизнь». Кстати, она была любимой песней Юрия Гагарина (может, что-то предчувствовал). А написана она была в послевоенные годы, чтобы быть неким стимулом в поднятии духа советского народа, залечивающего раны этой страшной войны, в которой мы потеряли 28 миллионов своих соотечественников. Эта песня призывала не опускать руки и не отчаиваться, если муж или сын не вернулись домой. Ведь и на самом-то деле души сыновей Отчизны, отдавших себя во имя спасения ее от фашистского нашествия, как утверждал Булат Окуджава, обязаны быть в раю. Дословно: «Как верит солдат убитый, что он проживает в раю».

Да, легко любить жизнь, когда все ладится и нет проблем, берущих тебя, образно говоря, за горло. Я помню, как моя мама, жалуясь на жизнь (трудную послевоенную, когда за хлебом надо было ночь отстоять в очереди), говорила: «Каждая хата бедой напхата». А ведь всевозможные присказки не рождаются на пустом месте. Но тогда, как понять тех людей, которые, находясь в нацистских концлагерях, знали свою участь (быть убитым или сожженным заживо), но тем не менее они находили в себе возвышенные духовные качества, чтобы делиться частичкой своего скудного пайка с детками из соседних бараков и устраивать для них комедийные театральные постановки? К какой категории отнести мужество Духа таких людей, которые и в тех невыносимых условиях продолжали любить жизнь.

Или подвиг воспитателя польского детского приюта Януша Корчака, который после того, как детей его учреждения (евреев) забрали в фашистский лагерь смерти, сам добровольно отправился туда, чтобы и в последние минуты жизни дети чувствовали его заботу и любовь. И он разделил с ними печальную участь. Так вот, у этих людей любовь к беззащитным детям была явно выше любви к своей собственной жизни. Таким самоотверженным людям интуиция подсказывает – отдай свою жизнь во имя других и ты не останешься обездоленным.

Как раз это предчувствие и есть подтверждение слов этой песни: «...и надеюсь, что это взаимно». А разве те, кто задумывается об устройстве жизни, могут хоть на миг сомневаться в том, что та самая Большая Жизнь, в которой мы коротаем отпущенные нам мгновения (тот самый «миг между прошлым и будущим»), способна быть безразличной ко всему живому на планете. Но всем обитателям: растительному и животному миру, а также нам, человечеству, она не дает ни малейшего послабления. Всё и все должны доказывать этой Большой Жизни свое право на существование в борьбе с теми трудностями, которые Она же и выставляет нам на жизненном пути.

Растительный мир борется и за место под солнцем, и за свою территориальную независимость. Животным тоже никто не обещал покоя и мирного неба: вся их жизнь – это непрекращающаяся борьба за сферы добычи питания, клановая война в стае и бойня за возможность спаривания. Все дело в том, что в этой борьбе идет закаливание вида. Кстати, чтобы дать здоровое потомство, самка выбирает себе самца не внешне красивого, а сильного и мощного.

У нас же ответная любовь Большой Жизни имеет иные приоритеты. Нам не нужно сражаться за продуктовый рынок, если мозги не сдвинуты набекрень в материальной обеспеченности. Нам не нужны брачные дуэли по выбору второй половинки. Нам развязали руки для полной вседозволенности, но с целью научения усмирять себя. А главный замысел - в наделении возможностью морально-нравственного самопросвещения, возведя это стремление к высшему стимулу своей жизни. Как же распознать, что же главное в нашей мирской жизни и чего хочет от нас Жизнь Большая, одаривая нас своей любовью?

«Ведь это так просто, так ясно: ты живешь, т. е. родился, растешь, мужаешь, стареешься и вот-вот умрешь. Неужели цель твоей жизни может быть в тебе? - наверное нет. Что же такое, - спрашивает себя тогда человек, - что я такое? И ответ один: я что-то такое любящее - в первое время кажется, что любящее только себя, но стоит немного пожить, немного подумать, чтобы увидать, что любить себя, проходящего через жизнь, умирающего, нельзя, незачем. Чувствуешь, что я должен любить и люблю себя. Но, любя себя, я не могу не чувствовать, что предмет моей любви недостоин ее; но не любить я не могу. В любви есть жизнь. Как же тут быть? Любить других, близких, друзей, любящих? Сначала кажется, что это удовлетворяет потребности любви, но все эти люди, во-первых, несовершенны, во-вторых, изменяются, главное, умирают. Что же любить? И ответ один: любить всех, любить начало любви, любить любовь, любить Бога. Любить не для того, кого любишь, не для себя, а для любви. Стоит понять это, и сразу уничтожается всё зло человеческой жизни и становится явным и радостным смысл ее» (Л.Н. Толстой).

«Жизнь – это не проблемы, которые нужно решать, а тайна, в которой нужно присутствовать», - говорил индийский философ Ошо.

А мы все вместе можем сказать:

- Я люблю тебя, Жизнь,

И не сомневаюсь,что это взаимно.

грани бытия, Василий Скакун

Другие статьи в рубрике «Колонки»



Последние новости

Все новости

Объявление