«Люди и время, запечатленные кистью» в юбилейном проекте Ставропольского музея изобразительных искусств

Ольга Метёлкина

Ставропольский краевой музей изобразительных искусств продолжает представлять мемориальные коллекции художников Ставрополья в проекте «Гильдия мастеров. Достояние», созданном в рамках юбилейной программы «Территория искусства», посвященной 60-летию музея.

В выставочном зале музея изобразительных искусств.
Ольга Метёлкина. В выставочном зале музея изобразительных искусств.

Новая экспозиция «Люди и время, запечатленные кистью», сформированная из произведений заслуженных художников России Леонида Попандопуло и Алексея Соколенко, членов Союза художников России Виталия Поленова и Евгения Пикалова, была представлена в выставочном зале на проспекте Карла Маркса, 76.

- Цикл «Гильдия мастеров. Достояние» рассчитан на два года, - рассказал главный хранитель музея изобразительных искусств Сергей Братчик. - Зрители уже имели возможность познакомиться с выставкой «Первые двадцать», где были представлены произведения 20 живописцев, стоявших у истоков создания музея и краевой организации Союза художников. В экспозицию второй выставки – «Академики» - вошли работы заслуженных художников России Герасима Киракозова и Евгения Биценко, членов Ставропольской организации Союза художников Михаила Толстикова и Виктора Диброва, в свое время получивших академическое образование и учившихся в Академии художеств.

Как рассказал Сергей Братчик, «Люди и время, запечатленные кистью» - это третья выставка проекта. В музее находится более 150 произведений Леонида Федоровича Попандопуло, Алексея Егоровича Соколенко, Виталия Григорьевича Поленова и Евгения Афанасьевича Пикалова. Работы в разное время поступили в музейное собрание, в том числе были переданы в дар авторами и членами их семей. Художники в своё время вели активную творческую и общественную деятельность и сумели оставить значительный след в истории художественной жизни края. Каждый из них был интересной творческой личностью. Произведения этих мастеров, раскрывающие тему жизни и развития Ставрополья, в разные годы демонстрировались на краевых, республиканских, всесоюзных и даже зарубежных выставках, и заслужили признание зрителей. Сейчас эти произведения входят в золотой фонд музейной коллекции. Они наглядно раскрывают один из этапов в истории художественной жизни Ставропольского отделения Союза художников.

Е.А. Пикалов. «Старый Кисловодск» (этюд, 1973).
Е.А. Пикалов. «Старый Кисловодск» (этюд, 1973).

На открытии выставки с творчеством Л.Ф. Попандопуло, А.Е. Соколенко, В.Г. Поленова и Е.А. Пикалова собравшихся познакомила старший научный сотрудник музея Людмила Волошенко. По словам искусствоведа, в их работах - искреннее переживание событий истории. Все четыре художника очень близки к человеческой натуре, стремились в своем творчестве показывать жизнь такой, какова она есть.

- На выставке представлена небольшая часть наследия художников. Они принадлежат к одному поколению, но каждый по-своему, по-разному, со своим особым творческим подходом и живописным языком отражают пласт своего времени. У Леонида Попандопуло даже в небольших произведениях чувствуется крепкий рисунок, - отметила Людмила Волошенко. – В течение жизни менялось живописное видение Виталия Поленова, другим становился язык его красок, их сочетание. Евгений Пикалов несколько лет ездил в творческие командировки в Арзгирский район, где нашел свою натуру.

Людмила Владиславовна обратила особое внимание на галерею детских портретов, созданных Алексеем Егоровичем Соколенко. Его художественное наследие очень богато и разнообразно, однако детские портреты оставляют непередаваемое трепетное впечатление. В частности, с графикой Алексея Соколенко можно познакомиться в малом зале.

А.Е. Соколенко. «Мальчик с подсолнухами» (1992).
А.Е. Соколенко. «Мальчик с подсолнухами» (1992).

Выступая на открытии выставки, председатель Общественного совета при министерстве культуры Ставропольского края Владимир Лычагин отметил важность задачи, которую взял на себя музей, решив показать «огромный пласт русской истории, советской истории средствами изобразительного искусства»:

- Никто уже не будет писать этих пастухов, и рыбаков никто писать не будет, потому что нет заказа, - с сожалением отметил Владимир Маркович. - Художник зависит от рынка. Он не может существовать в абстрактном мире. Сейчас понимаешь, что наши великие художники обладали способностью видеть в людях особый смысл понимания жизни, глубину личности пастуха, рыбака, строителя, доярки, всех тех, кто кормит, обувает, одевает. Это особая исчезнувшая форма бытования художника: художник и социальный заказ.

Стиль соцреализма в изобразительном искусстве в постсоветское время был объявлен пережитком коммунистического прошлого, многие в новой России его постарались поскорее забыть. Сам термин до сих пор ассоциируется с идеологией СССР. Работы, представленные на выставке «Люди и время, запечатленные кистью», можно лишь по формальному временному признаку отнести к соцреализму: почти все из них были созданы до распада Советского Союза. Однако в этих произведениях нет той пресловутой идеологии, к которой некоторые наши соотечественники до сих пор испытывают «классовую ненависть». Даже Ленин на полотне А.Е. Соколенко «Мечтатели» вызывает светлые мысли. Ильич в плетеном кресле с улыбкой на лице, рядом - мальчик на скамейке, который смотрит на него не как на вождя пролетариата, а как на умного человека с книжкой, рассказывающего какие-то удивительные вещи.

Л.Ф. Попандопуло. «Тихий час. Медсестра» (1972).
Л.Ф. Попандопуло. «Тихий час. Медсестра» (1972).

Интерес к человеку живописцев, работы которых представлены на выставке, основан на художественных и гуманистических традициях предыдущих поколений мастеров. Их творчество стало логическим развитием русской реалистической школы живописи на новом историческом этапе.

Конечно, образы с полотен Л.Ф. Попандопуло неотделимы от своей эпохи, пронизанной революционными событиями, испытаниями военным лихолетьем, будничными заботами людей мирного труда. При этом в каждом портретном изображении просматривается отдельная биография, свой индивидуальный характер.

Полотна Е.А. Пикалова ведут зрителей за собой в степное лето, туда, где зной рождает над поверхностью земли пыльные миражи. Уроженец Кисловодска, художник нашел свое вдохновение не в окружении живописных пейзажей Кавказских Минеральных Вод, а в Арзгирском районе Ставрополья. Е.А. Пикалова привлекали природа и жизненный уклад местных жителей. Значительную часть своих полотен мастер создал именно там.

Пейзажные работы В.Г. Поленова обладают авторскими колористическими особенностями, которые придают изображению особую объемность. Как на его полотне, где открывается панорама Большого Ставропольского канала.

В.Г. Поленов. «Большой Ставропольский канал» (1972).
В.Г. Поленов. «Большой Ставропольский канал» (1972).

Значительная часть работ, представленных на выставке, принадлежит кисти А.Е. Соколенко. Его творчество разнообразно, многогранно, разножанрово. На Ставрополье мастер внес значительный вклад не только в художественный процесс, но и в педагогический: Алексей Егорович был одним из организаторов и первых преподавателей детской художественной школы в краевом центре. Неслучайно среди его графического наследия много детских портретов.

Экспозиция «Люди и время, запечатленные кистью» дополнена богатым информационным архивным материалом, газетными публикациями, предметным рядом, обогащающим представление о художниках, чьё наследие музей изобразительных искусств представил в своем юбилейном проекте.

Читайте также: В Ставрополе в конце осени откроют еще одну модельную библиотеку

выставка «Люди и время, программа, Территория искусства, ставропольский краевой музей изобразительных искусств, проект «Гильдия мастеров. Достояние», запечатленные кистью»

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости