«Метель под скрипки Мендельсона»

.

25 января музыка Мендельсона прозвучит в зале Ставропольской филармонии

На сцене филармонии идет репетиция, у дирижерского пульта Юрий Михайленко.
На сцене филармонии идет репетиция, у дирижерского пульта Юрий Михайленко.

Немецкий композитор Феликс Мендельсон-Бартольди прожил короткую жизнь, оставив человечеству в наследство прекрасную музыку, которая звучит по сей день в самых престижных концертных залах мира в исполнении лучших оркестров. В этом году исполняется 208 лет со дня рождения (он родился морозным утром 3 февраля 1809 года в Гамбурге) и 170 лет со дня его кончины 4 ноября в 1847 году.

В среду,  в исполнении симфонического оркестра под руководством дирижёра Юрия Михайленко. Программа «Метель под скрипки Мендельсона» задумана как признательность музыкантов светлому и чистому гению композитора.

К жанру симфонии Ф. Мендельсон обратился в юношеские годы и за три года создал 13 симфоний для струнного оркестра, которые считал «упражнениями» в овладении мастерством композиции. В программу концерта выпускник факультета оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории имени П.И.Чайковского дирижёр Юрий Михайленко включил симфонию №7, в которой ярко прослушивается синтез классики и романтики, а музыка юношески взволнованна, светла и лирична.

Композитор стал создателем программного симфонизма. Его произведения наполнены романтическими образами, картинами природы и зарисовками народной жизни. Всё это можно услышать в его «Итальянской» симфонии №4, написанной после путешествия в 1830 году по городам Италии – Риму, Венеции, Неаполю, где Ф. Мендельсон любовался и восхищался творениями великих живописцев и скульпторов, природой и бытом.

В первой части симфонии звучит стремительная тарантелла, на смену которой приходит тема баркаролы – песни гондольеров. Вторая часть по мелодике напоминает балладу – воспоминание об историческом прошлом Италии. В третьей части композитор переносит слушателей на свою родину – в Германию, сочиняя менуэт, напоминающий австрийский лендлер – дедушку вальса, а в средней части – соло валторны и фаготов – рисует лесную романтику немецкой народной жизни. Блестящий финал симфонии – развёрнутая картина народного праздника. Звучит огненная сальтарелла – популярный итальянский танец. «Это самая весёлая вещь, которую я сочинил, особенно последняя часть» – так оценил своё произведение автор.

Создание программной симфонической увертюры «Гебриды» стало результатом пребывания Ф. Мендельсона в Шотландии и путешествия по Гебридским островам. Это произведение имеет ещё одно название – «Фингалова пещера». На острове Стаффа находится величественное творение природы, одна из самых красивых поющих морских пещер мира, названная в честь героя кельтского эпоса Фингала. Базальтовые колонны Фингаловой пещеры уходят на 69 метров в глубину морской пучины и возвышаются на 20 метров над водой. Уникальная акустика пещеры в тихую погоду дарит путешественникам красивые звуки, а в бурю сильный и грозный шум набегающих волн оглушает и пугает посетителей.

Увертюра «Фингалова пещера» – романтический музыкальный пейзаж северной природы. Лирические темы, рисующие картины затишья, сменяют эпизоды бури и отголоски отшумевших битв героического прошлого народа.

Музыканты симфонического оркестра и дирижёр Юрий Михайленко с трепетным волнением репетируют произведения Ф. Мендельсона в ожидании встречи с поклонниками классической музыки, которые, без сомнения, надолго сохранят яркие концертные впечатления.

Татьяна ДАНИЕЛЯН, заслуженный работник культуры России.

музыка, Мендельсон

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление