Андрей Кураев: «Пой о своем, не ругая чужого!»

Лариса Ракитянская

Андрей Кураев: «Пой о своем, не ругая чужого!»
В Ставропольском крае завершается подготовка к апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Сам курс стартует 1 апреля. Вот почему буквально накануне этого события наш край посетил автор учебного пособия для модуля «Основы православной культуры» профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев.

График его встреч был довольно напряженным: во вторник он дал пресс-конференцию в медиа-центре ГТРК «Ставрополье», затем в краевой филармонии провел беседу с учителями общеобразовательных школ, а позже состоялась встреча с преподавателями и студентами Ставропольского государственного университета. Вчера Андрей Кураев встретился с учителями общеобразовательных школ в Пятигорске.

Миссия миссионера — методист

Протодиакона Андрея Кураева часто называют «главным миссионером» РПЦ — кто вполне серьезно, а кто — с некоторой долей осуждения и иронии. В Ставрополе автор учебника для учащихся 4-х классов для модуля «Основы православной культуры» выступил в роли талантливого методиста. Он рассказывал учителям, как надо и как нельзя разговаривать с десятилетними о предмете, и в лекции его прозвучали три темы: о самом эксперименте, о курсе «Основы православной культуры», и, как выразился сам А. Кураев, прошло «листание» страниц учебника с авторскими комментариями.

- Эксперимент будет длиться только два года, и, входя в него, надо понять, куда мы из него выйдем, - сказал протодиакон. - Здесь не должно быть иллюзий. Мы выйдем в общешкольное пространство. Если преподавание в 18 регионах в течение двух лет покажет, что серьезных конфликтов не возникает, в этом случае этот курс станет общешкольным. В какой именно форме - никто еще не может сказать. Будет ли это еженедельный урок во всех одиннадцати классах… А может, это будет по одной четверти каждый год… Мне же кажется, что для того, чтобы не прискучить детям, лучше обращаться к ним по временам. То есть дать три годичных курса: по одному году в начальной, средней, старшей школе (например, в 4, 7 и 10 классах). Так по спирали можно возвращаться к ребятам в разных их возрастах, на разных этапах их самопознания.

«Афоня» и его кредо

Андрей Кураев утверждает: эксперимент по духовно-нравственному воспитанию в школах «обречен на успех», а «противопоказание» ему может быть только одно: если выяснится, что он порождает «слезинку ребенка». И пояснил: «Единственный критерий, по которым будет оцениваться труд педагога, — бесконфликтность. Есть ли жалобы на вас — вот главное! Как говорил персонаж Леонида Куравлева из фильма «Афоня»: «Отсутствие жалоб со стороны населения — это лучшее вознаграждение за наш труд». То есть результат работы учителя будет оцениваться не по приросту прихожан в храме или в мечети, а только по этому критерию: вы проблемы создаете или можете их разрешить?

«Опередить скинхедов» - дело политическое

Говорил А. Кураев и о политическом, государственном значении эксперимента:

- Россия существует ровно до той минуты, пока христианские и мусульманские народы, составляющие нашу Федерацию, живут в мире. И поэтому для России жизненно важно взять под контроль потоки информации об исламе, которые идут к детям. Чтобы российские медресе, казанские и кавказские школы не стали филиалами Талибана, для этого необходимо государственное взаимодействие с ними. Так что, с точки зрения государственной власти, важнейшая цель эксперимента - «опередить скинхедов!». То есть чтобы ребятишки узнали, что люди делятся не только на мальчиков и девочек, что есть и другие идентичности, но это — не повод для драки!

Обращаясь к собравшимся в зале учителям, А. Кураев сказал:

– У вас будет масса претензий, и я очень жду вашей критики и советов. Учебник писался на коленке. С коллегами — авторами других учебников — мы работали в очень тесном контакте, используя «высшие достижения политического сыска»: каждый следит за каждым — то есть каждый автор каждого из шести учебников делился «заготовками» друг с другом...

А. Кураев подчеркнул: мы, авторы, пришли к согласию в подаче материала. А раз так, то мы очень попросим и учителей ни в дискуссиях в своем кругу, ни при общении с прессой, родителями, детьми не позволять себе речевого штампа – утверждения, будто этот эксперимент «разделяет детей по религиозному признаку». Это неправда. В нашем эксперименте дети расходятся по разным классам по критерию интереса к изучению той или иной религиозной культуры. А интерес к изучению – совсем не то же, что религиозная самоидентификация...

У вас каждый урок — открытый!

Поскольку лекция А. Кураева носила методический характер, автор учебника «Основы православной культуры» разобрал вместе со своей аудиторией возможные ошибки учителей:

- Первая ошибка – критиканство, - сказал А. Кураев. - Фундаментальное условие нашего эксперимента: «Пой о своем, не ругая чужого!». О своем говори с любовью, с пониманием. Но не ругай чужую святыню. Так что от православных педагогов в этом курсе потребуется максимальная выдержка. Или, говоря церковным языком: аскетизм. Православный педагог в этом эксперименте - это аскет, который очень тщательно контролирует даже модуляции своего голоса...

И, чтобы не «свалиться» в критиканство, А. Кураев призвал учителей представлять, что каждый их урок — открытый, и за последними партами всякий раз незримо присутствуют раввин, мулла и поп...

Второе ограничение - речь педагога должна быть инклюзивной, а не эксклюзивной, подчеркнул А. Кураев. Речь педагога не должна исключать, отторгать от себя никакого ребеночка. Педагог может позволить «мы» только в двух случаях. «Мы – люди» и «Мы – люди, граждане России».

Интонация педагога – интонация экскурсовода: «Православная Церковь полагает, что это место Евангелия имеет такой-то смысл…, такой-то обряд дорог православным потому…».

И третье табу - нельзя призывать детей к религиозной практике. Это требование идет вразрез с той аксиомой педагогики, которая считает, что знания должны превращаться в навык: раз ты что-то узнал, то немедленно преврати новые знания в действие. Но в нашем курсе знания о религии нельзя призывать превратить в религиозные действия:

– От вас ожидается грандиозная выдержка, потому что дети - гениальные провокаторы. Они задают непредсказуемые вопросы и потрясающе ставят в тупик, - сказал Андрей Кураев...

Учебники есть, и они бесплатные

Предваряя встречу, заместитель министра образования Ставропольского края Ирина Кувалдина сказала:

- Вам были представлены учебные пособия, которые будут сопровождать курс «Основы религиозных культур и светской этики». Все они - яркие, красивые, доступные для того возраста, с которым мы с вами будем работать. Каждое учебное пособие сопровождается диском, который позволит вам иллюстрировать учебник: мультимедийный материал поможет вам. Каждая школа получит книги для всех учителей, учащихся и родителей; для учителей – и программу данного курса. Благодаря тому, что и Ставрополье находится в апробации данного курса, все эти пособия поступили для учащихся и учителей бесплатно. При этом все шесть модулей курса будут представлены в каждой общеобразовательной школе, то есть вы получите представление даже о тех модулях, которые по какой-то причине ваши ребята не выбрали...

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Спасибо. Впервые за последние годы так согласованно, экстренно и очень вовремя оказана помошь по изменению идеологии. Вопрос: А как будут формировать или выбирать тех, кто будет преподавать эту дисциплину? И кто это будет - священники или педагоги? Если педагоги - то каких дисциплин? Это важно знать, т.к. от личности зависит успех (или наоборот) всего эксперимента. Я знаю священников, к которым ребека бы не подпустила. Да и учителей, которым только субботники доверила бы организовавать.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Сегодня по "Маяку" с утра обсуждался вопрос об отношении к издевательству над 73-летней учительницей в Иркутске. Можно только посочувствовать... А мне припомнилась классная руководитель (Валентина Николаевна, математичка)в одной престижной средней школе г. Ставрополя в начале 90-х. Она моего пацана тогда просто "закошмарила" своим предметом, а меня через день вызывала и настойчиво предлагала платный факультатив для него, который вела (конечно же) она сама; а до этого весь класс сдавал всякие анкеты, где нужно было обязательно указать кем работают родители (когда я писал "военнослужащий", она опять вызывала и требовала назвать должность и отношение к правоохранительной системе). Тогда ей было где-то 45-50...Да, чуть не забыл: факультатив мы не посещали и ушли после 9 класса, она буквально выдавила нас... В общем парень мой уже давно закончил и университет и академию, добросовестно трудится на благо общества (в т.ч. и ее благо). А теперь просьба к тем, кто в этой жизни что-то решает: не давайте преподавание вышеоговоренного в статье курса религиозной культуры таким "классным" педагогам (руководителям). И священников,мне кажется, к несовершеннолетним подпускать нельзя; тоже есть риск, что начнуть требовать справки о доходах... А детки (если вдруг что то не понравится) побегут в секты. Я не утверждаю, просто остерегаюсь...
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Ну если "священник" на одноразовом мероприятии со студентами по борьбе с наркоманией произности фразы типа:"Хата на отвязе!" или на конференциях для родителей занимается морализацией до тошноты - то что он скадет четвероклашкам?
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Куча "педагогов" искренне думающих, что правильно воспитывают -просто давят на психику, даже без корыстного умысла.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
А как могла администрация школы держать на службе по обучеию ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ 73-х летнюю женщину? Ей, что не нашлось в школе более щадящего режима работы? ДЕбилизм или начхательство и надругательство над самим предметом физкультуры? Или детьми?
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Ага, давайте виноватой в этом беспределе будем считать администрацию школы, за то что своевременно на отправила старушку на пенсию. А эти скоты, так называемые дети, хотя этим детям лет по 15, опять ни в чем не виноваты? Так, извините, старики и по улицам ходят, и по-соседству живут, а бывают еще и вредные. Так что теперь, перебить их всех? Продолжать работать на пенсии - это не преступление. А бить и пинать старого человека, тем более со склерозом (она ведь забывала о том, что над ней издеваются), каждый день и регулярно - это верх жестокости! Для таких элементов нужны показательные суды, чтоб весь город в лицо узнавал, весь Иркутск им презрение выказывал. Они ведь еще и снимали это все и в Интернет выложили. До чего оборзели, знают ведь, звереныши, что ничего им не сделают.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Зверенышей мы с вами воспитали. Общество. Мы им мозги залили помоями с экранов ТВ, из Интернета. Спорт отобрали бесплатный, увлечения. Родители с вечным страхом не заработать денег, потерять работу и т.д. Педагоги, загнанные жизнью, часто ненавидят дтей и они им платят тем же.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Учитель физкультуры со склерозом в 73 7года не может нести оздоровления. Дети жестоки, но причина в том, что их развитие и нравственное и физическое никому не нужно. Жаль старушку, но что она делала в спорзале? Учила физкультуре? Не смешите людей! Детей не обманешь. Как в сказке у Андерсена:2А король-то голый!"-сказал ребенок. А мы -взрослые все не можем признать, что дети брошены на произвол чиновничьему безразличию. В частности руководителя этой школы.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Все это не оправдывает этих "детей". Так знаете ли далеко можно зайти. И оправдать любое преступление тяжелой жизнью и отстойным телевидением. Что делала старушка в спортзале - это второй вопрос. Издеваться только потому, что она пожилой человек?
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Во всяком проишествии, особенно связанном с детьми и подростками, следует искать причину во взрослых. Насилие рождает насилие. Если мы безмозгло накажем детей и оставим безнаказанным допустившим подобный факт -он повторится. Ябы наказала и одних и других, чтобы неповадно было всем.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Администрацию школы и гороно - посадить в тюрьму, за то что пенсионерку держали в спортзале! Только где закон такой взять? Теперь так, достиг пенсионного возраста - вали домой, пока голову дети не оторвали. Они маленькие, у них секций спортивных нет и по телеку они гадости смотрят, они ни в чем не виноваты. А на фига им секции, если они в спортзал приходили, чтобы старушку попинать? Кстати, сколько лет нашему Скакуну?
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Не в возрасте дело, а в состоянии способности или неспособноси преподавать данный предмет. Я видела по телеку учителя физкультуры-72 года- он бодр и здоров. Живчик-дай бог каждому. На него мальчишки молятся -он их учит футболу покруче тренера сборной России. А эта женщина не помнит себя. Как она может работать с детьми, да еще и в спортзале, где она отвечает за их физическое здоровье, где они каждую минуту могут покалечиться даже при самых благостных отношениях? Она недееспособна. О чем вообще речь?
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
недееспособна преподавать. Но вероятно дееспособна сидеть в библиотеке, например.
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Значит четвертовать ее, старую клюшку!
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
со склерозом с детьми работать нелзя. Даже если она очень хороший человек, может быть даже способный преподавать Основы православной культуры - у нее нет памяти. Завтра с таким отншением у нас основы будут преподавать рецедивисты, подавшиеся в религию.
1 2 3

Другие статьи в рубрике «Общество»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов