Что скрывает этикетка?

Лариса Денежная
Киндер Сюрприз
Киндер Сюрприз

Увы, этикетка часто «недоговаривает» нужную для потребителей информацию, ловко маскирует нарушения, а то и вовсе нагло лжет. А если это касается продуктов питания, особенно для детей... Недавно общество защиты прав потребителей «Росконтроль» выступило с очередными разоблачениями. На этот раз - по кондитерским изделиям.

Эксперты «Росконтроля» проверили маркировку почти 1800 наименований сладкой продукции и выявили множество нарушений. Основные - нечитаемый шрифт, некорректное оформление этикетки, введение в заблуждение, сокрытие важной информации и прямой обман потребителей. Проверка показала: кондитерские изделия — одна из тех категорий продуктов, этикетки которых нужно изучать особенно внимательно. Тем более если покупаете для детей.

Кондитеры вовсю используют достижения пищевой химии и для снижения себестоимости применяют дешевые ингредиенты. Например, масло какао заменяют пальмовым или пальмоядровым маслом, а то и вовсе гидрогенизированными жирами, содержащими транс-изомеры жирных кислот. Последние признаны Всемирной организацией здравоохранения самым опасным для здоровья человека пищевым компонентом, что доказано многочисленными научными исследованиями. Транс-жиры вызывают атеро-склероз, многократно повышают риск возникновения инфарктов и инсультов. Поэтому ВОЗ призвала отказаться от их использования в продуктах питания. В России эти жиры - пока распространенный ингредиент.

Поэтому запомните: если в составе указан заменитель или эквивалент какао масла, маргарин, кондитерский жир, это значит, что изделие может содержать транс-жиры. Вопрос в том, как узнать заветный список ингредиентов? Что касается развесных конфет, то эта очень важная информация, набранная микроскопическим шрифтом, находится на кромке фантика. Прочитать ее можно, лишь развернув продукт, то есть зачастую после покупки. Можно, конечно, попросить продавцов «озвучить» транспортную этикетку. Но некоторые работники прилавка иногда отказывают в этом, сославшись на мелкий шрифт.

Впрочем, сладости и в потребительской упаковке грешат этим же. Взять хотя бы любимые детворой «Kinder-сюрприз» (производитель ЗАО «Ферреро Русси») или драже «Смешарики» (ООО «Свитэксим»). В последнем, например, шрифт настолько мелкий, что прочитать текст просто нереально — размер шрифта три пункта! Эксперты смогли узнать, что в составе, только после того, как сфотографировали упаковку «Смешариков» и вывели изображение на большой экран монитора. В составе драже оказались сахар, мальтодекстрин, глюкозный сироп, антислеживающий агент, регулятор кислотности, ароматизаторы, красители. Получалось, сладость практически из ничего — сахар и пищевые добавки.

«Близнецом» «Смешариков» выглядело сахарное драже Angry Birds (ЗАО «Элизиум») со шрифтом маркировки меньше трех пунктов, да еще размещенной на деформированной термоусадочной пленке. Из-за этого отдельные элементы текста просто не читались. Аналогичная проблема была у шоколадного изделия Chupa-Chups с информацией в складках фольги.

В «драпировке» упаковочного материала прятались от глаз потребителей данные о продукте и производителе пирожных «7 Days Cake Bar» с кремом «Ваниль». При том что его состав отнюдь не безобиден: в нем содержатся маргарин (гидрогенизированные жиры), а также этиловый спирт, который запрещено использовать при производстве детских продуктов. В «черный список» эксперты занесли и пирожное «7 Days Cake Bar» бисквитное с кремом «Какао» (изготовитель ООО «Чипита, Санкт-Петербург») за нарушение обязательных требований технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» (п. 1 части 4.12 ст. 4).

Это же вменялось и печенью-сэндвичу «Супер-Контик» шоколадный вкус и «Супер-Контик» со сгущенным молоком (изготовитель ЗАО «Конти-Рус»). Мимо полок с вафлями «Артек» (производитель — «РотФронт», которым еще недавно автор этих строк отдавала предпочтение, теперь по этой же причине буду проходить. В их составе — все те же вредные гидрогенизированные жиры, противопоказанные детям. А ведь именно на малышей ориентировалась упаковка с красочным рисунком.

«Псевдодетскими» сладостями эксперты признали и вафли «Сливочные» (производитель ОАО «Волжский пекарь») с детским рисунком в виде изображения ребенка и надписью «Как в детстве!» на этикетке.

В кондитерских изделиях, похожих на детские, как показала проверка, часто содержатся недопустимые для питания малышей компоненты. Помимо гидрогенизированных жиров еще и консерванты, спирт. Так, в печенье с изюмом «Семейка ОЗБИ» (производитель - Останкинский завод бараночных изделий) с изображением на упаковке счастливой семьи с ребенком, который ест это печенье, кроме гидрогенизированных жиров в составе — консервант сорбиновая кислота, который не допускается использовать в питании детей.

Положили маргарин и в ирис «Сливочный» ООО КФ «Надежда», торты «Сладкий зоопарк Мартышка», «У Палыча». Оформление их этикеток также создавало впечатление, что продукция предназначена для детей, однако в тортах находился запрещенный для производства детских сладостей консервант.

Вывод однозначен: этикетка с изображением ребенка или детским рисунком — не гарантия того, что такие продукты можно покупать малышам! На упаковке специализированной продукции для детей обязательно есть соответствующая надпись — «продукт для детского питания». И такой «адресный» текст не будет прятаться где-то под сгибами оберток конфет или печенья. Производитель разместит его на видном месте, ведь это — отличительный знак качественной продукции, к производству которой - высокие требования, выполнение которых влечет и большие затраты.

И не забывайте о наличии вредных красителей в кондитерской продукции, о чем мы неоднократно предупреждали. Кто забыл, напомним: азорубин (Е122), желтый хинолиновый (Е104), желтый «солнечный закат» FCF (Е110), красный очаровательный AC (Е129), понсо 4R (Е124) и тартразин (Е102) могут вызывать синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей. При частом употреблении продукции с их содержанием дети становятся чрезмерно активными, не могут сосредоточиться, сконцентрировать внимание. А значит, хорошей учебы от них не ждите.

пищевые добавки, права потребителя, этикетка

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Россия»

Другие статьи в рубрике «Уголок потребителя»

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов