Евгений Луганский: «Театр чувствует пульс времени»

Ольга Метёлкина
Закончился 162-й театральный сезон в Ставропольском краевом академическом театре драмы имени М. Лермонтова. Самое время оглянуться назад, вспомнить, чем он был знаменателен, каким остался в актерских и режиссерских работах, да и в целом в истории одного из старейших на юге России театра. Чем сезон минувший нам запомнился? Об этом мы беседовали с директором академического театра драмы имени М. Лермонтова, заслуженным работником культуры РФ Евгением ЛУГАНСКИМ. -Евгений Иванович, сезон был насыщенным как для зрителей, так и для коллектива театра. Для начала давайте напомним о премьерных работах … - Мы выпустили пять новых спектаклей для взрослых и два – для детей. Открывал сезон спектакль по пьесе Н. Птушкиной «Браво, Лауренсия!», который поставила народная артистка РФ Наталья Зубкова. Казалось бы, незатейливый сюжет, простая история о понимании, прощении и любви. Спектакль получился добрым и привлек внимание публики. Мы стараемся уйти от чернухи, которая в былые годы была на сцене. Это не значит, что театр должен «рисовать» красивую картинку, он, несомненно, должен понимать проблемы, которые волнуют сегодня зрителей. Жестокости много и в жизни, и на телевидении. Хочется чего-то человечного, светлого, доброго. К сожалению, нет драматургов, которые могли бы нащупать верный пульс. Сейчас главная задача найти пьесы, которые волновали бы и театр, и зрителя, ведь для нас важно понять себя и своё время. Еще один спектакль минувшего сезона – «Полет над гнездом кукушки». Поставить его было давней мечтой заслуженного деятеля искусств РФ режиссера Валентина Бирюкова, и мы рады, что он очень удачно ее воплотил. Любопытно, что от показа к показу зрительский интерес к этому спектаклю возрастает. Наверное, потому что его тема и герои близки и понятны всем. - Ваш театр много сотрудничает с приглашенными режиссерами. Какие работы в этом сезоне Вас откровенно порадовали? - К Новому году мы пригласили московского режиссера Никиту Гриншпуна для постановки сказки «Царевна Несмеяна». Мнение художественного совета театра было единым – молодой режиссер умело нашел с актерами общий язык, спектакль стал одним из удачных в репертуаре для детей. Наш театр вошел в Федеральную программу по поддержке молодой режиссуры при Федеральном агентстве по культуре и кинематографии. Завязалась творческая дружба с режиссерским факультетом РАТИ (ГИТИСа), который планирует «поставлять» нам своих выпускников. Так, уже в начале нового сезона у нас будет работать выпускник мастерской Марка Захарова режиссер Сергей Филиппов. Мне удалось посмотреть, как он работает, и я понял, что растет талантливый режиссер, с очень серьезной школой. Сергей Филиппов приглашен для постановки спектакля «Пять пудов любви (Чайка)» по пьесе А. Чехова. Это будет комедия о людях, которые хотят любить и быть любимыми. Любопытно, что, прежде чем стать режиссером, Сергей окончил медицинский институт и четыре года проработал хирургом. Думаю, Чехов будет ему очень близок... - Евгений Иванович, прошедший сезон был отмечен настоящим событием в жизни театра – работой выпускников актерского отделения факультета искусств Ставропольского государственного университета. Как Вы оцениваете первые шаги молодого актерского поколения? - Действительно, многие зрители отметили выпускной спектакль, поставленный режиссером, профессором СГУ Н. Зубковой по пьесе В. Розова, «В день свадьбы». Вместе со вчерашними студентами в нем участвуют зрелые профессиональные артисты нашего театра. Мне кажется, эта спайка дала положительный эффект. Постановка идет с января 2007 года и имеет большой успех у зрителей. Его с удовольствием смотрит и молодежь, и старшее поколение, потому что ребята не просто с наслаждением играют, но знают, зачем и про что они играют и куда будут двигаться дальше. Большинство выпускников актерского отделения уверенно чувствуют себя на сцене Академического театра драмы. Зрители уже заметили Дениса Сакова, Дениса Орлова, Евгению Капралову и других молодых артистов. Думаю, что выпуск 2007 го- да - это хорошее пополнение для труппы. - Но вернемся к премьерам. По отзывам многих зрителей, одной из самых ярких стала постановка «Царская охота» по пьесе Л. Зорина… - Этим спектаклем мы закрывали сезон. Такого оглушительного успеха, как у него, я не помню. Игра актеров, необычные декорации, костюмы - все это сделало постановку волнующей, запоминающейся. Кстати, оформление мы создали с помощью городской администрации, которая выделила на него средства. А вот гвоздем уходящего сезона я бы назвал спектакль «Ревизор» по пьесе Н. Гоголя. Постановка была очень ответственным шагом для всего театра, ведь его не играли на ставропольской сцене более 50 лет. Судя по откликам зрителей, спектакль действительно получился благодаря искрометной игре актеров. Что ни роль - то удача. Артисты великолепно справились с той задачей, которую ставил Николай Васильевич Гоголь. Режиссер спектакля О. Ефремов из Москвы признался, что получил настоящее удовольствие от работы. Заключительной премьерой театрального сезона стала сказка для детей «Тайна заколдованного портрета» в постановке Н. Зубковой. Музыкальный, яркий, красочный спектакль. Молодые актеры просто купаются в своих ролях. - Театр верен своей традиции – под занавес сезона отправляться на обменные гастроли. В этом году они по времени совпали с проведением на Кавминводах кинофестиваля «Золотой витязь». Не повлияло ли это на зрительский интерес?.. - Признаюсь, были опасения. Тем не менее гастроли прошли на высоком творческом и организационном уровне. Большинство выступлений собирали аншлаги, зрителей было даже больше, чем мы планировали. За неделю мы успели сыграть 17 спектаклей. Помимо Пятигорска, труппа выезжала в Новопавловск, Железноводск, Георгиевск. Особенно хочу сказать о Новопавловске, где нас ждали аншлаги. Там районное управление культуры возглавляет Вячеслав Огарков, который в свое время окончил у нас студию и работал режиссером. Он заинтересован в том, чтобы жители его района могли приобщаться и к театру, и к симфонической музыке. Когда есть заинтересованные люди, и работать легко. В Новоалександровске, к примеру, тем же принципам следует начальник районного управления культуры Раиса Деркач. Мы всегда готовы ехать, несмотря на расстояния, жару или стужу, к людям, которые нас ждут и любят. - И напоследок традиционный вопрос о планах на следующий сезон… - Радует, что намеченное в прошлом году полностью выполнено и есть стабильность в художественном воплощении задуманного. Сейчас идут репетиции спектакля по пьесе Юрия Полякова «Он, Она и Они…». Кроме того, к постановке пьесы Р. Куни «Смешные деньги» приступит московский режиссер Алексей Гирба. Художник Ольга Васильева из Москвы уже сдала техническому совету театра эскизы к декорациям и костюмам. Как я уже говорил, режиссер Сергей Филиппов ставит Чехова. В планах театра «Горе от ума» А. Грибоедова. В новом сезоне мы планируем укрепить сотрудничество с министерством образования и учебными заведениями края. Хорошо, что есть руководители образовательных учреждений, которые понимают, что театр делает детей и подростков духовно и эмоционально богаче, и стараются привлекать их в мир искусства. Продолжает действовать программа «Школьный абонемент». Это означает, что за 150 рублей школьники имеют возможность посетить три спектакля. В городе, где нет ТЮЗа, задача воспитания зрителя ложится на плечи Академического театра драмы. И как результат, мы видим в зрительном зале тех, кто совсем юными приходили на спектакли 20 лет назад, а теперь – приводят на спектакли своих детей. Показательно, что за последние полтора года посещаемость увеличилась на 20 процентов. Это значит, театр чувствует пульс времени. Потому что каждый спектакль несет в себе мощный духовный потенциал, «инъекцию» добра и нравственности.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Уважаемый Евгений Иванович! Было очень приятно прочитать, что в Ставропольском театре возрождаются прежние традиции классического репертуара. В пору моей юности - 70-е годы - этот театр был уникальным культурным центром края.Поездка на спектакль была настоящим праздником. А в 1967 году нам, юным артистам Благодарненского драматического коллектива, посчастливилось выступить на сцене любимого театра со спектаклем "Свадьба в Малиновке" и получить звание "Народного театра". Руководил нашим коллективом Иван Гаврилович Затонский - большой энтузиаст и влюблённый в театр человек. Много воды утекло с тех пор, и мне давно уже не двадцать. И посчастливилось мне побывать в театре Нью-Иорка на Бродвее, первом театре Шекспира в Англии, в Мариинском в Санкт-Петербурге, где я живу сейчас, и много где ещё. Но самые дорогие воспоминания - это Ставрополь 60-70-х и краевой драматический театр со своей атмосферой счастья и волшебства.Как мама и учитель я очень рада, что возвращаются времена духовности и любви к искусству. Спасибо Вам и Вашему коллективу за приобщение зрителя, взрослого и юного, к высокому и светлому миру драмы. Вашему интервью почти 3 года, но оно будет актуально и через 20 лет, и - всегда! Потому что искусство бессмертно. Искренне желаю Вам успеха и благодарного зрителя.
1

Другие статьи в рубрике «Общество»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов