Гарри Поттер и…

Никита Пешков

Обычная взятка. Почему это понятие перешло в нашем обществе из разряда «преступления» в норму жизни?

 

Гарри Поттер и…
Взятки в кино, телешоу, новостях и Интернете становятся частью сюжета, регулярно обсуждаются и осуждаются, высмеиваются, комментируются. Президент объявляет войну коррупции, но не так давно стало понятно, что результаты этой борьбы не соответствуют ожиданиям. Зачастую взяточничество воспринимается как привычка, абсолютно действенный и практически безотказный способ взаимоотношений двух зависимых лиц, причем – любого уровня и в самых разных сферах и областях функционирования общества. Как относиться к этому? Какую модель поведения выбрать для себя в ситуации возможности или «необходимости» дать взятку или получить её, не важно в каком виде: пресловутого конверта, или вроде бы безобидного «борзого щенка», или услуги? Давайте еще раз взглянем на ситуацию со стороны, взяв для примера абсолютно реальную сессию студента абсолютно реального факультета одного из вузов города, который платил практически за все (благо тема взяточничества в образовании сегодня одна из самых обсуждаемых). Конечно, наш герой пожелал остаться неизвестным, поэтому назовем его, к примеру, Гарри Поттером, сдающим экзамены в Школе Магии.

Гарри и некоторые его сокурсники платят по разным причинам. Некоторые, как и сам главный герой, параллельно работают, иногда даже по специальности, и в связи с этим не посещают учебу. Некоторые платят за отдельные предметы, которые не понимают, или если не хотят портить зачетку тройкой по какой-нибудь физкультуре. Некоторые, конечно, просто ничего не делают, но при этом им обязательно нужен зачем-то диплом, подтверждающий, что у них есть высшее образование(я) и что они специалисты.
«Ну вот и настало самое тяжелое для всех студентов и студенческих кошельков время – зачетная неделя, а потом и сессия», — вспоминает в нашей беседе Гарри. Обладая отличной коммуникабельностью, он еще и помогает в эти сложные дни группе. Он староста, и его негласная обязанность — договариваться с преподавателями о том, как будет проходить сдача. Всегда разыгрывается один и тот же спектакль. Гарри, прося за себя или за других, говорит волшебную формулу: «Есть ли какой-то еще способ сдачи?», на что преподаватель дает какой-либо ответ. Гарри рассказывал, что это и правда напоминает театральную игру. Студент знает, зачем пришел, преподаватель тоже это знает, но оба они делают вид, что происходит это с ними первый раз, поэтому они ничего не понимают и не знают об этом. Как же еще? Если преподаватель готов принять взятку, то он каким-то образом дает знак. Неготовых Гарри за все свое время обучения видел всего два раза: один зарабатывал на жизнь помимо преподавания, другой – принципиально взяток не брал.
В эту сессию все немного осложнено тем, что нашего героя часто не отпускали с работы. К тому же у Гарри испорчены отношения с некоторыми преподавателями. Но оказывается, что проблема с преподавателем, который отказывается ставить оценку («хоть плати, хоть нет») из-за личного конфликта, тоже решаема. Можно просто пойти выше. Заведующий кафедрой может поставить зачет вместо преподавателя этой кафедры. Безусловно, за определенную сумму денег. Гарри рассказал еще о случае, когда преподаватель был, так сказать, подкаблучником, и решать вопросы с учебой студенты ходили к его жене, которая тоже работала в вузе и, как выяснилось, не чуралась взяток.
В основном же Гарри сдал все как обычно. Получив записанную на бумажке или показанную на пальцах сумму, он кладет ее в зачетку или папку на столе у преподавателя и получает нужную запись в зачетке. Один из преподавателей, правда, поступил интересно. Приняв деньги у всех, он отказался взять их у нашего героя: «Ты знаешь мой предмет, ответишь и так!». Вот и предмет сдан, и деньги сэкономлены.
Некоторые зачеты сдать просто. Можно принести на кафедру бумагу, диски или другие канцтовары. Приходилось, конечно, иногда герою и совсем специфическими способами давать взятки: купить книгу у преподавателя за сумму, которая, конечно, больше реальной ее стоимости, докупить что-то (преподаватель говорит, что ему нужно, дает немного денег, а ты уж сам справляешься) или же просто принести подарок, о котором заранее договорился. Самое простое – выполнить просьбу. Никаких финансовых затрат. Способов много, суть – одна. Иногда с помощью такого удобного инструмента решаются самые разные проблемы и студентов и преподавателей. Так преподаватель по, скажем, «истории волшебства» сообщил, что некоторое упрощение сдачи его предмета (минус один вопрос билета) будет стоить бутылку трехзвездочного коньяка. Гарри спросил, а, собственно, ящик коньяка, который в сумме должна была сдать его группа, – не слишком много? Преподаватель объяснил, что скоро ему предстоит защищать кандидатскую, и все это пойдет на магарычи, а не на собственное алкогольное увеселение.
Вот сессия сдана, денег в кармане поубавилось. Гарри знает, что проплатить, если надо, в его Школе Магии можно что угодно и кому угодно. Конечно, рассказывает Гарри, есть и исключения. Но преподавателей, которые не берут (читай – не нарушают закон, как-никак!), почему-то не очень любит определенный контингент студентов (читай – любителей халявы), а в некоторых местах – серьезно обсуждают возможность «набить морду» слишком принципиальному педагогу.
По собственным рассказам, Гарри сдавал так почти все свои сессии. Справедливости ради надо сказать, что хоть описанная история – реальная, но я также знаю множество примеров, когда люди все пять лет отучились, никому и ничего не проплачивая, хотя иногда от своей принципиальности страдали и от своих же сокурсников, и от некоторых жадных преподавателей.
Так получилось, что представление о том, что ничего без взятки сделать невозможно, настолько закрепилось в сознании, что люди сами суют деньги и подарки даже тогда, когда их никто к этому вроде и не принуждает, и «можно и без этого». Это проникло в образование, и многие вузы выпускают профессиональных взяткодателей. Эти люди за пять лет привыкли, что почти все проблемы можно решить, дав на лапу, отстегнув, отслюнявив, откатив. В их головах проступок больше не влечет наказание, а просто имеет определенную стоимость. Только если в вузе взятка помогала «учебе», то в дальнейшем это вполне может быть оплата реальных серьезных правонарушений или же услуг, законных или не совсем, во всех областях жизни.
Осуждать и говорить о коррумпированности работников вузов я не буду. Слишком спорный вопрос, ведь мы и так прекрасно знаем, что они получают намного меньше, чем должны, и иногда в этом многие люди видят оправдание взяткам. Но в подобной ситуации простое увеличение зарплат не поможет. Где-то – да, а где-то – с зарплатами возрастут и желания. Так, просто увеличивая зарплату преподавателям, мы забываем про студентов, которые всей душой сами хотят дать взятку, облегчив себе жизнь. Они уже привыкли к этому и не хотят отказываться. У них уже сформирована такая модель поведения. Есть «предложение» — будет и спрос. Строить же механизмы, которые должны будут препятствовать коррупции?.. Без комментариев. Значит, проблемы дачи взяток очень важны, и решать их надо серьезно. Решение проблемы на данный момент развития нашего общества, к сожалению, кажется далеким. Дать понять людям, что взятка не только реальное уголовное преступление, о чем тоже не стоит забывать, а плохой с моральной точки зрения поступок. Разбудить совесть. При этом, конечно, пробудить гордость и чувство собственного достоинства тех, кто берет взятку. Представим себе такую картину. Нерадивый студент, пряча глаза от стыда, предлагает взятку, на что преподаватель отвечает: «Да как ты смеешь, я честный человек!» и старается помочь бедняге разобраться в проблемах законными методами, наставить его на путь истинный. Прийти к этому можно только через воспитание (в том числе и юридическое), общение между людьми и через правильные примеры в обществе. Можно долго иронизировать, но мы забыли, что так и должно быть. Правда, пока это вызывает только ухмылку.

P. S. Одна из подруг Гарри, нашего героя, собирается закончить аспирантуру и работать в университете. Причина, по которой она хочет там трудиться, — это вовсе не желание передать опыт, а, как она сама говорит, возможность «сдирать» взятки со студентов, которые раньше сама давала преподавателям. В вузе ее так воспитали и подали пример, и она думает, что не может быть по-другому.

 

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление