Графика в контексте Года семьи и южного колорита

Ольга Метёлкина

В выставочном зале Союза художников РФ представлен проект
«Графика Юга России’08», в котором принимают участие художники Ставрополья и Ростовской области. В течение месяца ставропольские ценители современного изобразительного искусства смогут ознакомиться с их работами, а затем, после 19 августа, выставка переместится в Краснодар, где ее дополнят кубанские авторы.

 
А пока вас ждут встречи с работами хорошо известных в крае мастеров, а также незнакомых ставропольцам художников. Среди участников проекта много не только именитых, а также молодых талантливых авторов. Собранные вместе, их произведения дают наиболее полное представление о развитии графического направления в искусстве на юге России, в том числе с учетом его региональных особенностей. Так, в работах ростовчан активно используются тема казачества и местный колорит. Это и серия офортов из жизни донских казаков Дмитрия Уздемира, и живописный натюрморт Василия Иващенко «Рыбацкая еда на Дону». Любопытные ассоциации вызывает графика Юрия Николаева. Этот своеобразный «балкарский альбом» напомнил мне работы, созданные в этнографических экспедициях 20-30-х годов XX века ростовскими художниками В. Шлипневым и Ф. Черноусенко (сегодня коллекция, названная «Горцы Северного Кавказа глазами художников», хранится в фондах Ставропольского государственного музея-заповедника имени Г. Прозрителева и Г. Праве).

Ставропольская часть выставки обратила на себя внимание в первую очередь участием нескольких творческих династий, что при желании можно объяснить актуальной в этом году темой семьи. Так, на одном экспозиционном пространстве «встретились» работы Алексея Соколенко, его супруги Ларисы Должанской, а также их дочери Александры Соколенко, отца и сына - Петра и Павла Горбань, Льва и Нины Алмосовых и их сына Артема. С основателем еще одной творческой династии — Евгением Биценко — мы встретились в выставочном зале. Отец и сын Биценко представили в проекте «Графика юга России ‘08» серии портретов. Им, каждому по-своему, интересен человек - будь это запечатленные Евгением Федоровичем ставропольский писатель Вадим Чернов и рязанский бомж с лирической душой Андрей Сметанкин, или молодые участники боевых действий Сергей Гусев, Азат Гибадулин и Александр Белокуров, какими их увидел в 2002 году Максим Биценко во время творческой командировки в Чечню...

Сегодня при динамичном продвижении полиграфической и рекламной продукции в нашу жизнь графика заняла значительную часть визуального пространства современного человека. Графика же художественная, достойная называться высокой в противовес прикладной и потребительской, не так часто попадает в поле зрения неискушенного зрителя (но, если вы заметили, в оформлении офисных помещений сегодня предпочтение отдается именно современной графике, и при том — оригиналам, а не репродукциям).

Тем не менее, специалисты считают, что графика как вид изобразительного искусства сложна для восприятия неподготовленного зрителя. Мне же хочется им возразить: кто из нас в младенческом возрасте не был замечен за рисованием на обоях, а ведь это «творчество» по технике и настроению тоже можно отнести к графике. Стало быть, тяга к ней заложена в нас самой природой. Чтобы понять это, возможно, стоит внимательно вглядеться в работы настоящих профессионалов...

Фото автора.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление