К 60-летию Великой Победы. От склада к войскам боеприпасы проходили сложный путь

Наталья Ардалина
Воины на фронтах Великой Отечественной войны ежедневно совершали подвиги. Но для того чтобы они с успехом отражали натиск врага, им нужны были боеприпасы. Кто снабжал войска снарядами, как они попадали на фронт – об этом сегодня редко задумываются. А ведь эти люди точно так же своим ежедневным трудом совершали подвиги.

Как только не передвигались боеприпасы по дорогам Великой Отечественной войны: на поездах и самолетах, на машинах и на телегах, запряженных лошадьми. При этом они не всегда двигались только вперед, к линии фронта. Иногда в случае быстрого наступления немецких войск - и обратно, в тыл. Нельзя ведь оставить состав с боеприпасами врагу в подарок.

Вспоминает пиротехник Сергей Михайлович Доровольский, который практически всю войну и занимался тем, что снабжал войска снарядами: 'В первый день войны я находился в составе артиллерийского склада, который был направлен в подчинение Приморской армии. Встречи с врагом долго ждать не пришлось - на станции Шаровка наш состав атаковал вражеский самолет. Под прицельным огнем наших орудий ему удалось сбросить только две бомбы, но для меня этот короткий бой закончился легкой контузией. Первая встреча с врагом – и первая контузия'.

В августе 41-го артиллерийский склад был направлен для снабжения боеприпасами частей, защищавших левый берег Днепра. Для этого была создана летучка, представляющая собой железнодорожный состав из 16 - 18 вагонов. Летучка была постоянным объектом атаки вражеской авиации, которая на тот период господствовала в воздухе. Однако за два месяца работы отряд потерял только один вагон, хотя пожары приходилось тушить не раз.

В начале 1942 года для снабжения быстро продвигающихся войск боеприпасами Сергею Доровольскому было поручено использовать авиацию. Но совсем от железной дороги не отказались. Летом 42-го года, когда началось немецкое наступление на юге страны, Сергей Михайлович сопровождал последний состав с боеприпасами в тыл. После многочисленных налетов начался пожар, в результате которого взорвались два вагона со снарядами. 'Просто удивительно, как не взлетел на воздух весь поезд, - вспоминает Сергей Михайлович, - ведь если снаряды начинают рваться, остановить это невозможно'.

К тому времени как Сергей Доровольский вернулся в свою часть, его уже ожидало новое распоряжение командования Черноморской группы: обеспечить снабжение войск, обороняющихся в районе Новороссийска, Марьиной Рощи, Пшады, боеприпасами со склада в Шепси при помощи автотранспорта. Дорога от Геленджика до Новороссийска практически постоянно находилась под прицелом вражеской авиации. Но снаряды успешно двигались по ней на передовую. За четыре месяца, что пришлось работать на этом направлении, Сергей Михайлович потерял только одну машину с боеприпасами.

Для того чтобы так успешно справляться со своим делом, наверное, нужен особый дар. Ведь состав или автоколонна – это не человек, его так просто не замаскируешь. А доставить снаряды на передовую – дело первоочередной важности. Без боеприпасов можно только стоять насмерть, но никак не отражать атаки врага. От своевременного снабжения войск снарядами зачастую зависел исход операции. Так что появления Сергея Доровольского войска ждали как спасения. И он старался их надежды оправдать.

С артиллеристами 267-го полка 10-й стрелковой дивизии Сергей Михайлович прошел Украину, Белоруссию. При форсировании реки Курка дивизия понесла большие потери, после чего была выведена в тыл. В 1946 году Сергей Михайлович демобилизовался. Сегодня он живет в Ставрополе и до сих пор полон жизни и энергии, несмотря на все годы, прожитые в самое неспокойное время.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Общество»

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов