Какой будет музыка следующей осени?..

Ольга Метёлкина
Нынешняя «Музыкальная осень Ставрополья» завершилась, оставив в памяти зрителей много ярких впечатлений. 39-й по счету фестиваль, безусловно, вписал новую главу в свою историю.      
Такова неписаная традиция российской культурной жизни, что пики ее активности находятся в противофазе с сезонами в природе: когда цветут и благоухают сады, большинство театров и концертных залов прощаются со зрителями, но, как только заканчивается «пляжный аншлаг» на морском побережье и надвигаются холодные облака, события в культуре идут одно за другим, не давая передышки публике и журналистам.
 
В талантливых руках «поют» даже чугунки

Многие ставропольские меломаны из года в год действительно готовятся к «Музыкальной осени», не только ждут встречи с любимыми, хорошо знакомыми артистами, но с таким же большим желанием стремятся расширить свой кругозор благодаря знакомству с новыми творческими коллективами и исполнителями. Нынешний фестиваль подарил зрителям и такую возможность. Для меня лично настоящим радостным открытием стал концерт Государственного оркестра русских народных инструментов из Адыгеи «Русская удаль» под руководством Анатолия Шипитько. Коллектив большую часть года гастролирует по России, объехал пол-Европы: от Бреста до Ла-Манша. Оркестр «Русская удаль» занесен в компьютерный банк ЮНЕСКО как один из лучших фольклорных коллективов мира. Гастроли в Ставрополе совпали с его юбилеем — 2 октября оркестру исполнилось 15 лет. Живем, можно сказать, по соседству, однако наша публика только в нынешнем году познакомилась с этим потрясающим явлением.

Уникальность «Русской удали» заключается в сочетании фольклорного и театрального компонентов с исполнительской виртуозностью, юмором, задором и просто невероятным подбором инструментов, на которых играют артисты. Помимо традиционных балалаек, баянов, гармошек в ход идут редкие старинные гусли, кугиклы, гудки, владимирские рожки, глиняные свистульки, бубенцы, чугунки, сковородки, подковы, молот с наковальней и даже стиральная доска. Говорят, что уникальному деревянному рубелю (он в старину выполнял функции утюга), у которого есть свои музыкальные партии в оркестре, скоро исполнится сто лет. А звонкий медный таз артистам подарили растроганные выступлением деревенские жители.

В репертуаре «Русской удали» не только народные композиции, но также классика, джаз, эстрада, произведения современных композиторов. Сколько в этих незабываемых шоу свежести и выдумки. Меня поразила известная композиция Я. Миягавы «У моря, у синего моря», в которой слышится настоящий шум прибоя, «выдуваемый» с помощью домр. На сцене разворачивается целое представление: веселое, яркое, праздничное. Если вы не были на концерте, непременно запомните это имя - «Русская удаль» из Адыгеи. И в следующий приезд коллектива не пропустите его выступление.

Осенью в Ставрополе расцвел «Лотос»

Новизна восприятия и радость знакомства — традиционные слагаемые успеха фестиваля. Гости из Калмыкии — Государственный ансамбль народного танца «Лотос» - уже выступали в Ставрополе, но их участие в «Музыкальной осени» внесло в его концертную палитру дополнительные краски. Я говорю не только о визуальном восприятии танцевальных номеров. Что большинство из нас знает о народе, живущем в каких-то двухстах километрах от Ставрополя? К стыду своему, очень мало. Артисты из Элисты за время концерта расширили представление ставропольцев о своей республике, ее культуре и традициях. Ансамбль народного танца, которым руководит заслуженный артист России и Республики Калмыкия Валерий Эрдниев, открыл свою программу театрализованным обрядовым танцем «Мистерия Цам» древнего богослужения в буддистском храме. Этот священный танец в масках артисты показывали в прошлом году на Днях культуры Калмыкии в Дхарамсале в Индии, где были приняты Далай ламой XIV. В одной программе с ансамблем «Лотос» на сцене Ставропольской государственной филармонии с большим успехом выступили и солисты «Калмконцерта»: Борис Очкаев, Батыр Бухаев и Мерген Ким.

Участие творческих коллективов из соседних республик, краев и областей очень гармонично вписывается в концепцию «Музыкальной осени Ставрополья». Такое сотрудничество невозможно измерить в материальном эквиваленте.

С открытым сердцем

А как оценить дружеские и творческие отношения с выдающимся дирижером, народным артистом России Семеном Коганом, который уже во второй раз в этом году приехал в Ставрополь, чтобы поработать с симфоническим оркестром филармонии?..

Маэстро до сих пор помнит свою первую встречу со ставропольской публикой. Это было более двадцати лет назад. Тогда в течение недели в Зеленом театре в парке «Центральный» с аншлагом шли концерты классической музыки. Тогда у Семена Аркадьевича и музыкантов Ростовского оркестра, которым он дирижировал, появилось много поклонников. Семен Коган обещал вернуться и сдержал слово. Маэстро признался, что с открытым сердцем принял приглашение директора Ставропольской краевой филармонии Валентины Викторовны Куникиной выступить с нашим симфоническим оркестром.

- У нас есть такие города и даже регионы, такие филармонии и оркестры, благодаря которым держится культура в России, - сказал Семен Аркадьевич в коротком интервью перед репетицией. - Одна из таких филармоний в России — ставропольская. Поверьте, она могла бы существовать и без симфонического оркестра. Но это как в семье, когда в ней уже есть один ребенок, а ты берешь еще десять человек на воспитание. Это тяжело, но как это благородно, как важны последствия. Так и филармония: она взяла на себя тяжелейшую ношу. Симфонический оркестр — значимое явление культуры, которое украшает город. Ему необходимы внимание, если хотите, ласка, хорошие инструменты и, конечно, материальная забота. Если это возможно сегодня - повышение зарплаты музыкантам. И очень умное, тонкое отношение властей города и края.
 
По мнению гостя фестиваля, культуру надо поднимать всем вместе. Тогда и в зале филармонии на концертах не будет свободных мест, а у студентов и преподавателей музыкальных учебных заведений появится потребность посещать репетиции и концерты симфонического оркестра. Семен Аркадьевич признался, что куда бы он ни приезжал с гастролями, везде к нему обращаются с просьбой провести мастер-класс. Везде, но почему-то не в Ставрополе…

В программе фестиваля дирижер Семен Коган выступил с симфоническим оркестром краевой филармонии и солисткой Большого театра России, обладательницей меццо-сопрано Анной Викторовой. Прозвучали знаменитые произведения М. Глинки,
П. Чайковского, М. Мусоргского, К. Сен-Санса, И. Брамса, Дж. Верди, Ж. Бизе, П. Масканьи. Перед концертом знающие люди меня предупредили: «Вы только посмотрите, как он работает! Что он творит с нашим оркестром!». Действительно творит! Зал просто взрывался бурей аплодисментов после каждого произведения.

С чего начинается «осень»?..

<

И в этой атмосфере всеобщего восторга меня терзала мысль, не дававшая покоя с первого дня фестиваля: почему в этом году «Осень» открывалась выступлением Николая Баскова и Таисии Повалий, а не торжественным гала-концертом с участием симфонического оркестра, оперных солистов, артистов фольклорных и хореографических коллективов? Музыканты муниципального духового оркестра под управлением Даниила Осиновского создавали праздничную атмосферу в холле Дворца культуры и спорта перед началом церемонии открытия фестиваля, но ни на сцене, ни в зале для них не нашлось места. Было обидно видеть, как, зачехлив инструменты, уважаемые артисты покидали дворец.

Безусловно, у Н. Баскова и
Т. Повалий в Ставропольском крае есть много поклонников, которых, кстати, не смущает ни высокая стоимость билетов, ни исполнение шлягеров под «минусовку», ни оглушительный грохот из динамиков. Но это был рядовой концерт эстрадных «звезд», который нивелировал эксклюзивность открытия «Музыкальной осени», всегда считавшегося праздником высокого искусства. В недавнем прошлом первый день фестиваля украшали встречи со знаменитыми отечественными композиторами, выступления солистов ведущих оперных театров. Тогда же на сцене Дворца культуры и спорта с трудом размещались музыканты сводного оркестра и большой хор.

Гость и участник фестиваля дирижер С. Коган сказал так: «Я не вижу открытия фестиваля «Музыкальная осень Ставрополья» без высокой музыкальной культуры. Где, как не на этом форуме, показывать симфонический оркестр, который является украшением музыкальной культуры. Где, как не на этом форуме, можно привлечь внимание руководства, музыкальной общественности, прессы к классической музыке и культуре. Вообще, я считаю, что система приглашения иногородних так называемых «звезд» себя исчерпала. Это говорит о недооценке своей культуры, своих возможностей и, я бы сказал, о просто непонимании своих кардинальных целей, которые стоят перед музыкальным искусством. Надеюсь, что 40-я «Музыкальная осень», будет соответствовать своему предназначению. Я готов помочь в этом вместе с симфоническим оркестром».

Следующий фестиваль «Музыкальная осень Ставрополья» будет юбилейным. Очень хочется, чтобы он стал ярким и запоминающимся, а у входа в концертные залы публика спрашивала лишний билетик. Есть время достойно подготовиться.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Общество»

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов