На то мы и люди

Василий Скакун

То, что человеческое тело по своему строению и множественным анатомо-физиологическим качествам схоже с телами животных, уже давно не вызывает ни малейшего сомнения – у нас единая база.

Ученые определили, например, что мы на 93 % схожи по геному основных жизненных показателей с обезьянами макаками- резус. Кроме того, у нас с ними схожи и болезненные симптомы рака, сахарного диабета и сердечно-сосудистых заболеваний. И это еще не все. Они даже стареют примерно, как и мы, и у самок наступает такой же климакс, как и у женщин.

Но разговор пойдет не о схожести, а о том, что нас различает. Мы знаем, что у детенышей животных основные навыки жизнедеятельности закладываются, как правило, самками, начиная с первых дней появления на свет (и самок этому никто не учит, кроме Природы). И если молодая особь по разным причинам не сумела пройти этот «курс молодого бойца» (обязательный ликбез), то шансов на сохранение жизни у них практически нет. Причем эти обучающие программы довольно жестки со стороны родителей – они за невыполнение воспитывающих приемов могут вполне осознанно наказывать своих отлынивающих деток. Орлы, например, когда птенцы ленятся и не хотят учиться летать, их просто выталкивают из гнезда. И, находясь в воздухе рядом, при необходимости могут посадить их на свое родительское крыло. И весь процесс обучения, как правило, сводится к передаче навыков охоты, обороны и нападения, то есть того, что так необходимо для жизни. При этом, как только детеныши подрастают, родители перестают заботиться о них, и тогда они сами вынуждены претворять в жизнь то, чему их учили.

«Если мы посмотрим на жизнь большинства людей, - писал И.Кант, - то нам покажется, что человек – существо, созданное для того, чтобы, подобно растению, поглощать в себя различные соки, расти, продолжать свой род на земле, наконец, состариться и умереть. В таком случае из всех существ человек меньше всего достигает цели своего существования, потому что он свои превосходные способности употребляет для таких целей, которых остальные существа достигают гораздо вернее и лучше. И из всех существ человек наиболее заслуживал бы презрения, по крайней мере, в глазах истинной мудрости, если бы он не осуществлял отчасти и не надеялся бы осуществить вполне ту не только животную, но разумную, свойственную только человеку жизнь, возможность которой он сознает».

Возвращаясь к сравнению с животными, мы же, люди, способны учиться в любые периоды своей жизни. Наши занимающиеся в Академии здоровья в третьем возрасте начинают рисовать, вышивать, лепить, танцевать, учить английский язык и т д. То есть обучаемость, как фактор активной жизнедеятельности в нас с вами, совсем не ограничен возрастным периодом окончания средней школы или вуза.

Но одно дело - это приобретение навыков, связанных с использованием приемов труда, или раскрытие творческих потенциалов, или тренированности памяти, что, в общем-то, требует настойчивости и прилагаемой силы воли. Но совсем иные и значительно более сложные задачи, которые могут стоять перед нами при желании или необходимости изменения или коррекции неугодных черт своего характера. Ведь когда учимся рисовать или вышивать, делая это с удовольствием, то все как бы ладится само собой, не находя внутренних противоречий.

И совсем по-иному все может происходить, когда мы пытаемся эту же силу прилагать к искоренению тех или иных привычек или навыков отрицательного свойства, которые если уж укоренились в наших жизнях, то поверхностными методами с ними не справиться, их нужно выкорчевывать, а это совсем непростое дело. И, наверное, самое сложное для каждого из нас – научиться обозревать себя со стороны этаким критическим взглядом, чтобы вначале выявить в себе те негативные проявленности, которые сумели зацепиться за нашу жизнь, и, конечно, иметь желание от них избавиться.

Но будем знать, что просто так, без серьезного противостояния, ни одна из этих проявленностей по собственной воле не покинет наше сознание. И этого мало для широты познания: они, все качества негативной проявленности, образуют между собой негласный союз взаимопомощи (кстати, и доброжелательные качества ведут себя аналогично). «Всякий человек подобен укротителю диких зверей, а эти звери – его страсти. Вырвать их клыки и когти, зануздать их, приручить, сделать из них домашних животных, слуг, хотя бы и рычащих, но все-таки покорных, – в этом задача самовоспитания», - писал Амиель, философ 19-го века.

И для того чтобы начать войну с ними, нужно применять армейскую тактику – выбрать вначале самое слабое, быть может, еще не укоренившееся отрицательное свойство и пытаться именно с него начинать, разрывая, делать брешь в их круговой обороне. Кроме того, желательно знать, что все как положительные, так и отрицательные свойства нашей внутренней структуры – это своеобразные энергетические, назовем их сущностями, которые, внедрившись в наше сознание, начинают пытаться отвоевывать у качеств противоположного толка территорию. Это очень похоже на футбольные баталии, только здесь, в нашей голове, представители разных сторон не делятся поровну, а каждая стремится к захвату чужой энергетической позиции. Каким образом? Все очень просто – как только мы повторяем что-либо действием, словом или даже мысленно некое обстоятельство, тем самым подпитываем его силу. Вольтер говорил по этому поводу: «Всякое новое желание есть начало новой нужды, зачаток новой скорби». А память поступков при возникновении схожей ситуации тут же преподносит нам возможный вариант дальнейшего развития событий. А принять его или отказаться – это вопрос вопросов, который зависит и от духа, и от силы воли, и от устремленности человека. И вот здесь и завязывается эта баталия – кто кого. И первые самые малюсенькие победы над собственной отрицательностью надо внутренне возносить и возносить, чтобы память поступков могла запомнить данный факт и принять его в свои запасники.

«Никто не желает быть виноватым; никто не хочет жить в заблуждениях, неправедно; никто не выбирает себе нарочно такой жизни, от которой он будет печалиться и мучиться; никто не скажет, что ему хочется жить скверно и развратно. Значит, все люди, живущие неправедной жизнью, живут так не по своему желанию, а против воли. Они не хотят ни печали, ни страха, а между тем постоянно страдают и боятся. Они делают то, чего не хотят.

Только про того человека можно сказать, что он свободен, который живет так, как он хочет. Разумный человек всегда живет так, как он хочет, потому что он желает только того, что возможно получить. И потому только разумный человек свободен» (Эпиктет, римский философ I века, раб императора Нерона).

 

грани бытия, философия, Скакун

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Общество»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов