НЕ ВСЕ ЛАДНО В ЦАРСТВЕ ПЕРЕВОЗЧИКОВ

Тамара Коркина

Беды троллейбусного предприятия

«Вечерний Ставрополь» не раз выступал в защиту троллейбусного предприятия, считая, что город ни в коем случае не должен потерять этого экологически чистого, вместимого и безаварийного перевозчика.

В 2007 году предприятие было признано банкротом и преобразовано в ОАО «Ставропольское троллейбусное предприятие». Но мера эта не устранила социальную напряженность в коллективе, его как лихорадило, так и лихорадит сейчас. Дело дошло до того, что на одном из расширенных заседаний профсоюзного комитета, в котором участвовали 62 человека, сгоряча было принято решение о приостановлении в июле работы троллейбусного предприятия.

Угроза, к счастью, нереализованная, была продиктована отчаянием людей, вызванным низкой заработной платой, постоянными ее задержками, большой текучестью кадров.

Каковы основные претензии и проблемы предприятия? Как говорят его руководители, с 1 января 2008 года стоимость электроэнергии для электроперевозчиков увеличилась на 47 процентов, а стоимость проезда осталась прежней — 6 рублей, хотя по утвержденным расчетам его себестоимость составляет 8 рублей 78 копеек. Убытки предприятия из-за разницы в тарифе за полугодие составили 19 миллионов рублей. Поскольку закон не дает перевозчикам права самим устанавливать тариф на проезд, убытки должны, согласно краевому Закону № 69 от 2001 года, возмещаться за счет целевых бюджетных средств. Иными словами, город, относя этот вид транспорта к социальному, необходимому для многих тысяч малообеспеченных горожан, должен его дотировать. А у него нет даже договора на перевозки с троллейбусным предприятием.

«Что делать, когда зарплату дают не вовремя?»

Зарплата на предприятии не повышалась два года, минимальная тарифная ставка рабочего 1 разряда составляет 1471 рубль. Именно в такую сумму оценивается труд многих работников предприятия - уборщиков, мойщиков, гардеробщиков и так далее. Чтобы свести как-то концы с концами, водители троллейбусов, кондукторы работают по 200 — 260 часов в месяц вместо положенных 176 часов. Но и при таком ритме получить вовремя заработанное они не могут. Предприятие зарплату за апрель закончило выдавать в конце июня. Сейчас «наскребают» за май.

В итоге в течение года уволились 120 высококвалифицированных специалистов, отправившихся искать лучшей доли не только на городские предприятия, но и за пределы Ставрополя.

У любимых многими горожанами традиционных перевозчиков на душе накипело много. Вот, например, о чем говорил на заседании профсоюзного актива водитель
А. Брыльков:

— Кого-нибудь волнует, что наш город превратился в желто-оранжевую гирлянду из «маршруток»? Такого количества машин малой вместимости, дублирующих троллейбусные маршруты, нет ни в одном городе страны. Подъехав на свою остановку, троллейбус вынужден ждать очередь из десятка «маршруток», вереницей занимающих остановку. Я обращаюсь к администрации города: наведите порядок на дорогах, определите оптимальное количество «маршруток» для нашего города. И самое главное — возместите нам убытки.

Безысходностью веяло и от выступления водителя В. Прудия:

— Мы живем от зарплаты к зарплате, да еще и кредиты в банках берем — на покупку необходимых вещей, на обучение детей. Что делать, когда не дают вовремя зарплату, в банках ведь ждать не будут.

Тревоги автопредпринимателей

Повышения тарифа требуют и предприниматели, занимающиеся автобусными перевозками пассажиров. 24 июля они провели митинг протеста, на котором обратились к администрации города с обращением, в котором есть такие доводы: «Уже много лет городская администрация проводит неразумную тарифную политику в отношении общественного транспорта. При нескончаемом росте цен на горючее, запасные части, налоги тарифы на проезд остаются на прежнем уровне». Такая политика, по мнению перевозчиков, привела к тому, что исчезли многие автобусные социально значимые маршруты.

На митинге прозвучал ультиматум: если все поднимаемые проблемы не решатся, с 24 августа весь общественный транспорт города будет остановлен.

Новое собрание, новые угрозы

Вслед за тем митингом состоялось новое собрание, которое прошло позавчера вечером в актовом зале троллейбусного парка.

На встречу с транспортниками пришли первый заместитель главы администрации города Виктор Клюбин и заместитель главы администрации, директор комитета городского хозяйства Николай Стаценко. Это собрание было следствием первого митинга — исполняющий полномочия главы города Николай Пальцев дал задание курирующим транспортную отрасль замам «немедленно поехать к людям и вместе искать пути решения проблем».

Поиск оказался непреодолимо трудным, поскольку многочисленная аудитория, сразу взявшая обличительный тон по отношению к власти, мало что слышала. Сначала аудитория гневалась по поводу того, что на собрание пришли замы мэра, а не он сам. Претензия удивительная, поскольку взрослые люди должны понимать, что любая власть сильна командой, в которой каждый отвечает за порученный ему участок. В данном случае именно
В. Клюбин и Н. Стаценко уже не один месяц разбираются с транспортной проблемой в Ставрополе, которую они сейчас вот назвали «самой катастрофичной, жуткой» в городском хозяйстве. И именно они должны переломить ситуацию, дав свои предложения по проведению конкурсов на пассажирские перевозки, по оздоровлению действительно больной отрасли.

К сожалению, «лицом» этой отрасли на серьезном собрании выступила истеричная, куражная автопредпринимательница, по сути, сорвавшая важное мероприятие. Ей вторила известная профсоюзная деятельница Галина Пасечник, призывавшая начать забастовку и остановить весь транспорт в городе. Слава Богу, нашлись в зале холодные головы, задавшие вопрос: «А люди при чем? Ну мы встанем, они не смогут добраться до работы, школы — кому от этого хорошо?».

Главным мотивом, побудившим собраться городских перевозчиков, были, конечно же, тарифы. Требования их такие: проезд в троллейбусе должен стоить 9 рублей, в автобусе — 10, в маршрутном такси — 15 рублей. Доводы серьезные — все дорожает, свирепствует инфляция, галопируют цены на бензин и так далее. Все расчеты город подал в Региональную тарифную комиссию, именно за ней — решающее слово.

Кто в доме хозяин?

Собрание еще раз показало, как много всего накопилось в городском транспорте. Мне оно показалось тем слепком, который мы зачастую видим, пользуясь маршрутными такси. К примеру, мне недавно довелось ехать на «маршрутке» № 21, причем довольно долго, от автостанции «Южная» до центра города. И все это время водитель выяснял по мобильному телефону отношения с возлюбленной. Бесстыдные плотские доводы, которые он громогласно излагал на весь салон, допустимы разве что при глухозанавешенных окнах и крепко закупоренных дверях. И то, стоит оговориться, между людьми, чей уровень значительно ниже канализации. Почему стала возможной такая распущенность? Да потому, что при нынешнем положении в транспорте многие просто разболтались и потеряли не только чувство меры, но и инстинкт самосохранения. О чем иначе свидетельствует прозвучавший призыв «самим определить тарифы и по ним возить людей»? Тут только и скажешь: ну, определяйте, чтобы вам напомнили, кто в доме хозяин.

Призыв к совместной работе

<

Безусловно, транспортный узел в городе не завязан даже, а запутан так крепко, что распутать его можно только очень серьезными усилиями городской и краевой властей, ученых, самих перевозчиков. К этому и призвал присутствующих Николай Стаценко: пусть бригады выработают свои предложения по организации перевозок, по новому положению о проведении конкурса, давайте встречаться, давайте вместе решать, мы для вас открыты, приходите. Он говорил еще много разумного, дельного. Услышали ли его? Или просто у людей была потребность в очередной раз выпустить пар?

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Общество»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов