Обмен мобильника: можно или нельзя?

Лариса Денежная

Если с обменом бракованного сотового телефона все предельно ясно, то насчет качественного аппарата неоднозначные взгляды даже у правозащитников. Краевая служба Роспотребнадзора обозначила свою позицию по поводу решения этой спорной проблемы, изложив ее на своем официальном сайте.

Она такова: фактически любой потребитель может обменять новый сотовый телефон, цвет или комплектация, расцветка или форма, габариты которого его не устроили, на аналогичный аппарат согласно ст. 26 «Правил продаж отдельных видов товаров». Закон отводит на это четырнадцать дней, не считая дня покупки.

Согласно действующему законодательству, обмен непродовольственного товара надлежащего качества (за исключением входящих в специальный перечень) может состояться, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату документ. Это же правило, как подчеркивает Роспотребнадзор, распространяется и на телефон сотовой связи.

В случае если аналогичный товар отсутствует в продаже, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы. Деньги должны вернуть в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

По соглашению сторон обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан своевременно оповестить об этом потребителя.

У работников магазина на этот счет — своя правда. По их мнению, в соответствии с перечнем непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену (утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55), сотовый телефон, являясь бытовой радиоэлектронной аппаратурой, относится к технически сложным товарам бытового назначения, которые нельзя обменять. Однако, разъясняют специалисты краевой службы Роспотребнадзора, это не так. Наименование товара «сотовый телефон» является обиходным, и данный товар не относится к классу продукции «Бытовая радиоэлектронная аппаратура». Сотовый телефон не относятся к телефонным аппаратам, так как согласно сертификату соответствия является продукцией с официальным наименованием «радиостанция носимая» и имеет код ОКП 65 7140, относящийся к классу продукции «Средства радиосвязи, радиовещания и телевидения общего применения».

Таким образом, как отмечает Роспотребнадзор, отказ в обмене сотового телефона надлежащего качества на аналогичный товар другой модели является необоснованным.

На практике же процедура обмена качественного телефона/возврата денежных средств очень непростая. Продавец на месте по своему усмотрению решает вопрос с обменом. Последний может не состояться и по следующей причине, на которую обращает внимание Роспотребнадзор.

При возврате аппарата магазин проводит проверку соответствия его товарного вида — а именно, что сотовый телефон не был в употреблении. При этом, что самое главное, продавец должен удостовериться: производились ли звонки с данного аппарата, ввиду фиксации индивидуального номера телефона (IMEI) оператором сотовой связи при совершении вызовов. И вот здесь - внимание! При проведении определенных действий в телефоне, даже единственный звонок на другой номер будет расцениваться как «бывший в употреблении», что даст продавцу все основания для отказа в удовлетворении ваших требований о замене/возврате денежных средств телефона надлежащего качества.

Получается, новый аппарат можно обменять, если вы повертели его в руках, посмотрели и... поняв - «не тот» - сразу вернули обратно. Иначе шансы на обмен - невелики.

 

мобильный телефон

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Наука и технологии»

Другие статьи в рубрике «Уголок потребителя»

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов