Отбой «учебной тревоги»!

Валерий Манин

Школа и общество

<

Не так давно в российской прессе вновь зазвучал вопрос о «правильных» учебниках истории. В Госдуме РФ сейчас готовится даже соответствующий законопроект, центральная мысль которого – необходимость прохождения государственной цензуры содержательной части учебников: «буквари» по истории должны проходить обязательную аккредитацию в Минобрнауки и получать гриф «Рекомендовано Минобразования и науки для использования в образовательных учреждениях».

Прокомментировать эту законодательную инициативу мы попросили учителя истории МОУ СОШ № 6 г. Ставрополя, руководителя городского методического объединения учителей истории города Анну АНИСИМОВУ.

­ Я бы не стала драматизировать ситуацию вокруг учебников истории, ­ говорит Анна Борисовна. – Но то, что содержательная их часть нуждается в определенной оптимизации, – несомненно.

­ Тогда почему специалисты и даже просто вдумчивые родители часто находят на страницах учебников не только фактологические ошибки, но и откровенные курьезы?

­ Действительно, в некоторых учебниках можно встретить несуразицы. Но мы же понимаем, что из процесса изучения истории фигуру учителя пока никто не выключал. А это значит, что дети могут и должны получить соответствующий комментарий на уроке. К сожалению (или к счастью?), во многих учебниках истории нынче излагается мнение коллектива авторов по той или иной теме – зачастую спорное, еще требующее своего научного осмысления и научной оценки. Сам по себе этот факт не так уж и плох, как его видят многие: в обществе ведь жив и действует плюрализм мнений, значит, оно вполне демократично. Другое дело, что спор научных школ априори нельзя, да и просто опасно выносить на детскую аудиторию. То есть школьный учебник – никак не поле для дискуссии, даже если точку зрения авторов учебника поддерживает конкретный учитель истории…

А ругать учебники по истории будут еще очень долго, если не всегда. Такой ситуации можно избежать только в том случае, когда нас вновь загонят в рамки тоталитарного государства и скажут: вот вам учебник истории ВКП (б) 1934 года, отредактированный лично Сталиным, и только по нему учите детей…

Нельзя сбрасывать со счетов и материальную составляющую. Если у нас в стране 10 лет назад издание учебной литературы было убыточным, то сейчас за издание учебников борются и берутся самые разные издательства. Это дело превратилось в прибыльный бизнес. А учебники истории в этом смысле – самая благодатная почва, поскольку их можно издать в таком количестве, как ни по какому другому предмету. Я знаю, например, что из 241 учебника, направленного в прошлом году на экспертизу в Российскую академию наук и Российскую академию образования, положительное заключение получили только 156.

­ Почему в Ставрополе не слышно даже отголосков столичных споров об учебниках истории?

­ Думаю, Ставрополь миновала чаша сия, потому что мы перешли почти десятилетие назад на концентрическую систему изучения истории. Это значит, что с 5­го по 9­й класс дети изучают всю историю, включая XX век. Сейчас в городе Ставрополе 42 школы, и каждая может выбрать любой учебно­методический комплект. У нас в основном пользуются комплектами учебников по истории, разработанными авторским коллективом профессора Н. В. Загладина (издательство «Русское слово»), по линии учебников А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной («Просвещение), несколько школ работают по О. В.Волобуеву и несколько школ – по комбинированным линиям. Учебники эти разноплановы в трактовке значимости тех или иных событий для нашего государства. Скажем, тема «Вторая мировая война» освещается практически везде одинаково. А вот что касается истории революции 1917 года, истории 30­х годов ХХ века, истории Гражданской войны – тут идут те или иные приоритеты. При этом сказать, что принципиально меняется с годами канва какого­то учебника, все­таки нельзя.

­ Несколько слов о грифах «допущено» и «рекомендовано»…

­ У нас есть служба Рособрнадзора, которая эти грифы ставит. Гриф «Рекомендовано» и «Допущено» ставится только тогда, когда есть цельный учебно­методический комплект: учебники с 5­го по 11­й класс, программа, соответствующая федеральному образовательному стандарту, и учебно­методическое пособие для учителя. И когда все это проходит экспертизу Рособрнадзора, тогда ставится гриф. Гриф «рекомендовано» ­ это высшая степень оценки экспертизы, а «допущено» ­ означает, что учебник нуждается в каких­то доработках.

­ А какие современные учебники по истории, на ваш взгляд, наиболее патриотичны?

­ Я считаю, что это и учебники А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, и учебники Н. В. Загладина, С. Т. Минакова, С. И. Козленко и других. Здесь идет материал, максимально учитывающий современную трактовку международных отношений (с СНГ и дальним зарубежьем). Он соответствует и теперешней палитре многопартийности: мне импонирует, что авторы не выделяют при этом никакую партию, в том числе и «Единую Россию». Материал дается взвешенно, спокойно. Сделана попытка дать объективную оценку двум чеченским войнам, буденновским событиям 1995 года. На сегодняшний день я лучше учебника не видела. Интеллигентно написан, без истерик. Мне импонирует и то, что в нем очень много материалов по культуре ХХ столетия, по культуре 90­х годов. Здесь дается оценка всех пластов культуры – и кинематографа, и театра, и музыки. Поверьте, это очень важно, особенно при подготовке к ЕГЭ. Оказывается, что наибольшие затруднения у ребят вызывают именно вопросы по культуре этого периода – такая путаница в головах! Вторые по степени сложности вопросы ЕГЭ связаны с эпохой перестройки.

­ Не кажется ли вам, что есть некая «политическая составляющая» и в издательском процессе, и в работе авторских коллективов?

­ Политику можно увидеть в любом процессе, а в истории (таков уж этот предмет!) – тем более. Тут все – «специалисты». Так что в непорядочных руках учебник истории может стать и политическим козырем, и инструментом влияния на формирование сознания молодого поколения. В математике такие возможности исключены! Надеюсь, что в государстве Российском сегодня преобладают иные подходы. Так что поводов к объявлению «учебной тревоги» я пока не вижу.
 

P. S. от редакции

надежду учителя истории Анны Анисимовой косвенно подтверждают и недавние столичные события. К примеру, 20 июня в Москве прошел «круглый стол» в профильной Академии повышения квалификации. В нем участвовал зам. главы президентской администрации Владислав Сурков, известный еще и как автор термина «суверенная демократия». Сурков подчеркнул, что государство, хотя и поздновато, но все же обращается к гуманитарной сфере. История наша непростая, сказал он, но большой популярностью пользуется то, что вызывает в народе самоуважение. По мнению заместителя главы президентской администрации, новые победы России в глобальной конкуренции будут заслугой российского учителя.

На этом форуме еще раз прозвучало: да, Россию принято называть страной с непредсказуемым прошлым, да, у нас ни один школьный предмет после окончания советского периода не подвергался такому переосмыслению, как история. Но этот процесс, что отрадно, сейчас обретает некоторые осмысленные очертания: на трехдневной конференции специалисты придирчиво обсуждали методические труды, которые должны лечь в основу новых школьных учебников по истории.

И хотя многие участники конференции думают, что централизованный отбор учебников — не лучшее решение для объективного освещения отечественной истории, обычные учителя этого предмета по­прежнему в один голос говорят, что порядок и система в этом деле все­таки необходимы.

Лариса РАКИТЯНСКАЯ.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление