Пожарный всегда будет пожарным!

Наталья Буняева

С год назад попался мне интересный сайт: русскоговорящие спасатели и пожарные из разных стран рассказывают о своих делах. Ну, просто разговоры, то-сё... В основном немцы, австралийцы, французы и наши, из разных уголков России. Кто-то немецкий рассказывает о том, как пили пиво, бродили с сыном по большому магазину, искали подарок маме. Мальчик скучал и хныкал. «И тут мне позвонили коллеги: срочно в часть! У нас так нельзя: выходной, значит выходной... Значит, что-то очень серьезное. Я взял с собой пацана, и мы помчались. Теперь точно знаю: вырастет – будет пожарным!» – «Коль! А у тебя кот появился, что ли?» – «Да! Спасали людей на реке, там и кот оказался. Хозяина не нашел, забрал к себе». А уж про форму, всякие «обвесы» машин – целые страницы. Все они далеко друг от друга, но объединяет их одно: они – спасатели и пожарные. Все разговоры, с чего бы ни начались, сводились к одному: как у вас, а у нас вот так. Будь хоть марсианином, пожарный будет пожарным, и никуда от этого не деться.

В 17 лет уехал в тайгу...

Наш герой не марсианин, вполне земной и хороший человек. И 30 лет он пожарный. А это значит, что лет 25 из них он жил как на пороховой бочке: с часами под подушкой, рацией поблизости, сирену родной красной машины услышит и вычислит среди гула и трезвона любого транспорта. А уж если где-то задымило... Ну пусть лучше само потухнет. Опасно гореть рядом с Александром Башлаем, которого я лет десять знаю. Все прошел, все попробовал в пожарном деле. Сколько раз сам горел – не помнит. Или не говорит...

Александр Башлай: я вспоминаю и даю напутствие!
Александр Башлай: я вспоминаю и даю напутствие!

Итак, Александр Андреевич Башлай родился 16 июля 1960 года в Зеленокумске Советского района. Видимо, на роду написано было... Ну, хоть он и не любит всякие такие слова: карма, что ли? А иначе откуда мальчишка из маленького городка узнал про Свердловское пожарно-техническое училище МВД СССР. В 17 лет уехать на край света – это дорогого стоит. Почему именно туда? Говорит, случайно повезло, и он воспользовался везением. Три года учебы сделали из курсанта настоящего знатока пожарного дела, воспитали в юноше твердую волю и желание работать, сражаться с огнем и побеждать. Максималист курсант. К тому же у Александра появилось серьезное увлечение – пожарно-прикладной спорт, ставший незримым спутником пожарного в течение всей карьеры.

Как-то в Буденновске журналистам предложили посоревноваться с пожарными... Ну, к примеру, по лестнице добежать до четвертого этажа. А пожарные «пойдут» по стене. В общем, стыдоба получилась: я ползла на второй этаж, а соперники, как… Ну, я не знаю определения. Как человеки-пауки – взлетели мгновенно. Это спорт...

Верхняя Салда

Собственно «карьера», если так можно назвать службу, когда живой человек практически безоружный (ну что такое боёвка? Так, курточка...), идет в огонь, началась на Урале. Окончил училище – и вперед: тушим Верхнюю Салду! Кто не знает, как горит тайга и что такое верховой огонь – лучше и не знать... У бойца пожарный рукав, а в рукаве, как у сказочной царевны – вода! И вот вдвоем с водой они и идут в огонь... И выйдут ли, кто знает? Сколько пожарных погибли в этом ревущем аду? Много. Старался служить... За четыре года подрос: был начальником караула, стал оперативным дежурным. Название красивое, такое мужское. Но ничего не изменилось для Александра: тушил пожары наравне с товарищами. А объект, попавший в компетенцию пожарного, оказался далеко не прост.

– Оборонный объект авиационной промышленности – это не то место, где стоит расслабляться. Пожары, случавшиеся здесь, были чрезвычайно серьезными,  – делится воспоминаниями Александр Андреевич. – В этой пожарной части я получил бесценный опыт, который пригодился мне в дальнейшем. В общем, как на войне: одна искра превращается в пламя.

Домой!

В период службы на Урале Александр Башлай продолжал учиться, поступил на вечерний факультет Уральского политехнического института, успевал заниматься профессиональным спортом, вовлек в это дело своих сослуживцев и подчиненных. Пришло время возвращаться домой. «После Урала я так хотел попасть в родной Зеленокумск. Там мои родители, там моя семья, – продолжает Александр Андреевич. – Но мы хотим, а не всегда получается».

Начальник Управления пожарной охраны Ставропольского края Валерий Владимирович Кристалинский, в прошлом выпускник того же училища, как и Башлай, направил его в Буденновск. Главным аргументом послужил опыт работы на пожаро-взрывоопасном объекте, который нельзя было «зарывать» на простой службе. Так, в самом конце восьмидесятых, в звании капитана внутренней службы, Александр Башлай попал на предприятие химической промышленности «Ставропольполимер» (ныне «Ставролен») в должности заместителя начальника 12-й военизированной пожарной части Управления пожарной охраны УВД Ставропольского края. Через два года он стал начальником этой части. «Это время я могу назвать самым запомнившимся в моей работе. Пожары, которые мне пришлось тушить, или руководить тушением, были настолько мощными и настолько серьезными, что врезались в память навсегда».

Александр Андреевич к этому времени получил немало наград, но по-настоящему гордится всего одной –медалью «За отвагу на пожаре». Тот пожар, случившийся в 1992 году, был невероятно сложным: горели цистерны с бензином на сливоналивной эстакаде. Руководство пожаром принял на себя Башлай. Благодаря быстрым профессиональным решениям Александра Андреевича и титаническим усилиям огнеборцев пожар был ликвидирован, предотвращен взрыв парка хранения особо опасных веществ. Город вздохнул с облегчением.

Столичный житель. И все равно – пожарный!

В 2003 году Александра Андреевича перевели в Ставрополь и назначили временно исполняющим обязанности первого заместителя начальника главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ставропольского края. В 2005 году он стал первым заместителем начальника Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю. И пусть никто не думает, что, став начальником, Башлай забыл, как работать на пожарах. Еще как помнит, и вполне сможет научить кого угодно...

Но время, увы, неумолимо: пришлось уходить вроде как на пенсию. В 2012 году в звании полковника внутренней службы Александр Башлай ушел из МЧС. Значит, оставить борьбу с пожарами? Да нет, пожарный до конца жизни остается пожарным. Причем в нескольких ипостасях. Сперва молодой, неопытный, потом вполне себе профессионал, все знает, много чего умеет... А потом уже просто качает внуков на коленях и рассказывает им о том, какие храбрые были его товарищи... В общем, Александр Андреевич решил кое-что обойти сторонкой. И отправился в противопожарную и аварийно-спасательную службу Ставропольского края, где и работает по сегодняшний день.

Жизнь как она есть...

Помимо работы он возглавляет федерацию пожарно-прикладного спорта на Ставрополье. Всю свою противопожарную карьеру не оставлял идеи развития этого спортивного направления и вплотную занимался ее реализацией в тех местах, где работал. В 2002 году, когда Александр Андреевич стал у руля федерации, он занялся его развитием в регионе: тщательный подбор тренерского состава, поиск спонсоров, создание базы для тренировок и воспитание молодых спортсменов. Успехи налицо – победы команды края на Всероссийских соревнованиях, участие в международных турнирах. Посмотришь на него: ему бы штангу, что ли? Ну кажется, что все в его руках выглядит хрупким и беззащитным: спорт укрепляет тело. Вера – душу: в крещенские морозы Башлай первым идет в ледяную воду. Заслуг и задач у Александра Андреевича не счесть. А главная  – остаться пожарным. Навсегда.

пожарный

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление