Предъявлять претензии – законное право

Лариса Денежная

Сегодня - Всемирный день защиты прав потребителей. В нынешнем году он посвящен проблеме борьбы с распространением нездорового питания детей. Накануне этой даты редакция «ВС» провела «прямую линию» с руководителем управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю Николаем Ковалевым. Наш отчет мы начнем с вопросов читателей на «пищевую» тему.

- Недавно прочитала в Интернете о том, что пластиковые бутылки для детского питания опасны. Приводились данные американского Национального центра токсикологических программ. Действительно ли это так?

- Пластиковые бутылки для детского питания изготавливаются из материалов, разрешенных Роспотребнадзором для контакта с пищевыми продуктами. Материалы, используемые для производства «пищевой» тары, должны иметь санитарно-эпидемиологические заключения и сертификаты соответствия. При постановке продукции на производство проводятся исследования в полном объеме на показатели безопасности, в соответствии с санитарными нормами и правилами.

- Могли бы вы назвать потенциально «опасные» ингредиенты, на присутствие которых следует обратить внимание при выборе детского питания?

- В продукции детского питания не должны присутствовать потенциально опасные ингредиенты. Пищевые добавки запрещены для использования в данных продуктах. Детское питание проходит тщательную экспертизу на показатели безопасности, такие как токсичные элементы, пестициды, радионуклиды, нитраты, нитриты, антибиотики, бактериальная обсемененность.

- Специалисты вашего управления, как сообщалось в прессе, начали проводить исследования на содержание в продуктах генетически модифицированных компонентов. Но почему-то нигде не указывалось об их результатах. Что, с этим у наших производителей все в порядке?

– Управлением Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в 2007 году проведено 1236 исследований продуктов на содержание компонентов, в состав которых входят генно-инженерно-модифицированные организмы, из них в двух пробах имелись превышения содержания ГМО сои более 0,9%: в сосисках «Окские» ООО «Ульяна», колбасе «Одесская» ИП Башланов г. Ессентуки. Пробы отобраны в рамках производственного контроля, при испытании продукции и постановке на производство новых видов колбасных изделий. После проведенных исследований ингредиенты, входящие в состав продукции, заменены. Нестандартная продукция в реализацию не поступала. В 2008 году проведено 126 исследований продуктов на содержание компонентов, в состав которых входят ГМО, ни в одной пробе трансгенной ДНК не обнаружено.

- Недавно на ярмарке продавали йодированные яйца. Интересно, есть ли какие-то ограничения по их употреблению? Сколько таких яиц можно есть в день? Сколько в них йода?

- Белково-связанный йод, который содержится в йодированных яйцах, не вызывает передозировки. Поступая в кровь человека, он расходуется по потребности (т.е. в зависимости от степени недостатка йода в организме). Существуют лабораторно подтвержденные данные о том, что «лишний» йод выводится из организма. Кстати, это касается и хлебобулочных изделий, обогащенных йод-казеином.

Что касается содержания йода в конкретном продукте, то производитель обязан донести эту информацию до покупателя – на этикетке, упаковке или другим способом.

– На продуктах в составе указывают «растительный жир». А что под этим подразумевается? Должны ли производители указывать вид жира?

- Растительные жиры – это растительные жирные масла, полученные из масличных растений (подсолнечник, рапс, кукуруза, соя и т.д.).

В соответствии с требованиями ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» изготовитель обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора при покупке. Информация о составе продукта должна указываться на этикетке. Содержание растительных жиров в каждом продукте регламентируется нормативной документацией (ГОСТ, технические условия), согласованной в установленном порядке. Поэтому вопрос по маркировке вида жира нужно рассматривать для конкретного продукта.

- Сейчас появилось много частных саун. Кто контролирует их деятельность? Исследуется ли здесь вода в бассейнах?

– Действительно, сейчас появилось много саун. Причем значительная их часть работает нелегально. Поэтому безопасность предоставляемых здесь услуг – под сомнением.

Что касается предприятий, официально зарегистрировавших свою деятельность по оказанию упомянутых услуг, то сотрудниками управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю контролируется деятельность саун на соответствие требованиями СанПиН 2.1.2. №1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества». В рамках государственного надзора производится отбор проб воды бассейнов на физико-химические, микробиологические и паразитологические показатели.

Кроме того, владельцы саун в рамках производственного контроля, целью которого является обеспечение безопасности и безвредности для посетителей, проводят регулярный лабораторный контроль качества воды бассейнов, паразитологический и бактериологический анализы смывов с поверхностей, параметров микроклимата, уровнями освещенности, шума.

- Я давно мечтал приобрести электрическую бритву «Браун». Сколько ни спрашивал, в торговле были только с аккумуляторным питанием. А как-то пришел в магазин, увидел бритву этой торговой марки. Спросил у продавца, работает она от электричества или на батарейках. Тот пошел посмотрел в компьютер и сказал: мол, и от аккумуляторов, и от сети. Я на радостях купил бритву. Заплатил 1100 рублей. А потом выяснилось, что она работает только на батарейках. Пришел в магазин, а мне говорят: назад не примем, так как бритва – предмет личной гигиены. Вот если был бы в товаре дефект, тогда бы обменяли. Но мне дали неверную информацию о товаре при покупке. Причем продавец подтвердил это.

– В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» продавец обязан своевременно предоставить необходимую достоверную информацию о товаре, обеспечивающую возможность его правильного выбора. Продавцом была нарушена данная статья. Ваша ситуация – неоднозначная. С одной стороны, бритва как предмет личной гигиены входит в «Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», утвержденный Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998 А с другой стороны, доказать сам факт предоставления вам неверной информации сложно. В любом случае вам необходимо было обратиться с письменной претензией в магазин, доказать правомерность своих действий. Согласно закону при предъявлении требований по ненадлежащей информации магазин обязан ответить на претензию в течение 10 дней. В случае неполучения ответа и непринятия мер необходимо было обратиться в контролирующие инстанции, в судебные органы для защиты своих прав.

– Я купил встроенную электрическую печь торговой марки «Бош». На второй день лопнула стеклянная варочная панель. В магазине и в авторизованном сервисном центре мне сказали, что нужно провести независимую экспертизу качества товара, причем возложили это на меня. Мол, будет заключение, тогда пошлем его в Германию, и, возможно, придет положительный ответ. Но ждать его нужно в течение полугода. Я обращался в разные экспертные структуры, но мне отказали в проведении исследования...

– В данном случае нарушена статья 18. «Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков» Закона РФ «О защите прав потребителей». Согласно ст. 1. п. 4б закона в технически сложном товаре в течение 15 дней со дня покупки, если в нем обнаружился недостаток, потребитель имеет право вернуть товар и потребовать возврата денег, а также потребовать замены товара. В пределах гарантийного срока проведение экспертизы товара – обязанность продавца. Потребитель вправе присутствовать при ее проведении и в случае несогласия оспорить результаты экспертизы в суде.

– В нашем магазине покупателей часто обвешивают и обсчитывают. Как бороться с этим?

– К сожалению, такие факты имеют место во многих торговых предприятиях края. В подобных ситуациях покупатель вправе проверить правильность отпуска товара и в случае обвеса или обсчета потребовать возврата денежных средств. Кроме того, в соответствии с Письмом Комитета Российской Федерации по торговле № 1-314/32-9 от 17.03.1994 г. «Примерные правила работы предприятий розничной торговли» п. 43. «Информация покупателю», в каждом предприятии должна быть информация о контролирующих службах, куда потребитель может обратиться для разрешения конфликта.

– Многие наши граждане пострадали от банков, которые предоставляли неверную информацию о проценте потребительского кредита. Проверяло ли ваше ведомство их деятельность? Наказали ли кого-нибудь?

– За 2007 г. в управление Рос-потребнадзора по Ставропольскому краю поступило 38 обращений граждан, в том числе 21 на деятельность ЗАО «Банк Русский Стандарт», 4 - ООО «Хоум Кредит энд Финансбанк». Вынесено 49 определений о возбуждении дел об административных правонарушениях, составлено 4 протокола об административных правонарушениях, вынесено 3 постановления о назначении административных наказаний на сумму 30 тыс. руб.

В ходе рассмотрения обращений специалистами управления было отозвано два заявления граждан в связи с положительным удовлетворительным решением их требований банками ЗАО «Альфа банк» и ООО «Хоум Кредит энд Финансбанк».

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Общество»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов