Премьера, похожая на экзамен

Ольга Метёлкина
Через несколько лет они станут дипломированными экономистами, инженерами, юристами... Но сегодня это — артисты, у которых есть своя сцена, свои зрители, свой режиссер. Театральной студии «Прометей» - девять лет, а родилась она в стенах одного из ведущих вузов региона — Северо-Кавказского государственного технического университета. Недавно прометеевцы выступили с премьерным спектаклем, который поставил заслуженный артист РФ Борис Щербаков, хорошо известный своими ролями на сцене Ставропольского академического театра драмы имени М. Ю. Лермонтова.
 
В этом учебном году Борис Фёдорович предложил своим студийцам сыграть пьесу современного, хорошо известного автора Александра Марданя - «Уравнение с одним неизвестным».
- Сегодня во всех театрах периферии, да и в Москве тоже, всё чаще ставятся пьесы на потребу, - с сожалением говорит Борис Щербаков. - Театры можно понять: надо выживать, зарабатывать деньги. Мы взяли совсем другую пьесу. Она привлекла в первую очередь своей темой, идеей, жизненностью.
Сюжет, на первый взгляд, прост: люди сидят в очереди к «модному» доктору и общаются. Происходящее реалистично и одновременно метафорично. Сценические персонажи ничем не отличаются от наших современников, которых мы ежедневно встречаем на улице, на службе, в той же очереди в поликлинику. И показаны они с изрядной долей гротеска. Право-охранитель цинично берет взятки. Артист спивается и довольствуется разовыми эпизодами в низкопробных рекламных клипах. Бывший преподаватель атеизма специализируется на истории религии и возглавляет фонд «Возрождение». У важного чиновника всплывает криминальное прошлое. Журналистка, опасаясь сокращения в редакции, ищет «жареные» факты... Однако внутренняя сущность каждого спрятана за маской благопристойности. Все хотят получить чудесное исцеление от «модного» доктора, им кажется, что их болезни физические, но в результате выясняется, что недугом затронуты души пациентов.
Показательна сцена, в которой к очереди обращаются две женщины. Одна (роль исполняет Мария Головкина), в скромно повязанном платочке, предлагает пациентам купить крестики. У другой (Юлия Чепига) в корзинке булочки и хотдоги. У первой женщины торговля не идет: одни от нее молча отворачиваются, другие дают деньги, но крестики не берут. Зато у второй - товар нарасхват. Что этим хотел сказать автор, понять нетрудно. И дело здесь не в крестиках и булочках.
Пьеса А. Марданя пронизана библейскими аллюзиями. Взять хотя бы живописное «лечебно-историческое» полотно на входе в кабинет врача, которое кто-то в шутку назвал: «Понтий Пилат умывает руки». Или образ медсестры легкомысленного поведения по имени Мария, которая в финале единственная принимает сторону героя, названного среди действующих лиц просто: ОН. Чем не Мария Магдалина?..
ОН (роль исполняет Тигран Мелик-Адамян) — персонаж особый, который  буквально находится над происходящим - что-то красит, стоя на строительной стремянке, но на НЕГО никто не обращает внимания. Кто ОН на самом деле: маляр, беженец из Назрани, врач, способный воскрешать или кто-то еще?.. Возможность найти ответ на этот вопрос автор и создатели спектакля предоставляют зрителям. Действие на сцене непроизвольно заставляет зал включаться в процесс осмысления происходящего с разных психологических ракурсов.
- Мы делали спектакль для молодежной аудитории, - говорит Борис Щербаков. - Нам хотелось, чтобы студенты, которые придут его смотреть, заглянули бы в свои души. Понравилась реакция зала, то, что смотрели очень внимательно, и после окончания многие зрители, совершенно незнакомые люди, подходили и благодарили.
Борис Федорович Щербаков как актер очень требователен к себе, но и как режиссер, подобно строгому преподавателю, не даёт спуску своим студийцам. Ребятам не так сложно давалось заучивание текста, как вдумчивая проработка характеров, мимики, жестов, интонаций. Ведь без этого получился бы не спектакль, а коллективный зачет по риторике. 
- Ребята индивидуальны в каждом спектакле, - говорит режиссер. - Я пытался найти таких людей, которые соответствовали бы именно своей роли, чтобы не надо было ломать  человека. У большинства это получилось.
Не могу не согласиться с Борисом Федоровичем. Так, студент первого курса факультета экономики и финансов Федор Орфанов сыграл роль Товарища с Востока, который по интернету познакомился с медсестрой Марией и приехал из Туркмении, чтобы жениться: «У меня жена-учитель есть, а вторая — повар. Врач нада». Роль небольшая, однако Федор сумел привнести в нее хорошую долю актерского куража, которую зал оценил, как подобает, смехом и аплодисментами.
Студентка того же факультета Лилия Кормакова, сыгравшая медсестру Марию, на репетициях очень старательно, как отличница, выполняла задачи, поставленные режиссером, но только когда сама уловила темпоритм роли, ее персонаж по-настоящему ожил.  Можно сказать, что повезло с ролью Александру Беляеву: его Бизнесмен в пьесе весьма остроумный молодой человек, пользующийся популярностью у дам. Запомнилась зрителям и Юлия Чепига, появлявшаяся в трех эпизодах и каждый раз в новой ипостаси. Особенно органична она была в роли торговки булочками. Получилась колоритная «тётенька» с характерным южным говорком. Как газетчик со стажем, могу сказать, что очень убедительна была в роли журналистки Ирина Морозова. И Евгению Коваленко довольно точно удалось передать характерные черты человека из органов, подумалось даже - неужели у наших студентов такой богатый опыт общения с милицией?..
Можно сказать, что спектакль «Уравнение с одним неизвестным» родился. И теперь у его создателей есть надежда на то, что кроме ставропольцев ее смогут увидеть и... одесситы. Борис Щербаков уже связывался с организаторами Международного фестиваля «Встречи в Одессе», один из которых — драматург Александр Мардань. Если кассету с записью спектакля посмотрит и одобрит оргкомитет, то, возможно, в сентябре этого года студия «Прометей» получит приглашение на фестиваль. Будем надеяться, что у маленького творческого коллектива появится возможность показать свою работу за пределами России.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление