Пророк в своём Отечестве

Ольга Метёлкина

 

Пророк в своём Отечестве

Долгое время имя нашего земляка, философа, писателя, общественного деятеля Якова Васильевича Абрамова было несправедливо забыто. Лишь несколько лет назад, благодаря ученым Ставропольского государственного университета и прежде всего профессору В.М. Головко, мы узнали, личностью какого масштаба был Я.В. Абрамов и насколько важно изучение его наследия сегодня. 

В конце прошлого года в Ставрополе прошли очередные, III Абрамовские чтения, в ходе которых были обнародованы  новые исследовательские работы, а также уникальные материалы Государственного архива Ставропольского края (ГАСК), имеющие непосредственное отношение к жизни и деятельности Я. Абрамова. Подробнее об этом мы попросили рассказать профессора СГУ, доктора филологических наук Вячеслава Михайловича ГОЛОВКО.

– Яков Васильевич Абрамов родился в Ставрополе в 1858-м и здесь же умер в 1906 году. Фактически мы заговорили об Абрамове спустя сто с лишним лет после его смерти. Долгое время кроме общих энциклопедических сведений о Якове Абрамове практически ничего не было известно. Информация в советское время либо фальсифицировалась, либо не идентифицировала творческую индивидуальность Я. Абрамова в подлинном виде, поскольку он был достаточно серьезным оппонентом марксистам. А ведь этот человек при жизни мог прочитать о себе в Большой российской энциклопедии под редакцией С. Южакова, Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона, в Русском биографическом словаре. 

Пророк в своём Отечестве

– Вячеслав Михайлович, напомните, когда Вы обратились к личности Я. Абрамова.

– Пятнадцать лет назад я вместе со своими студентами начал работать над этой темой. Информация, которую давали ставропольские краеведы, была довольно противоречива. В одном источнике было написано, что Я. Абрамов окончил Ставропольскую гимназию, в другом — Ставропольскую духовную семинарию. В госархиве недавно были обнаружены протоколы заседания Думы 1906 года, на котором городской голова Иванов говорил о том, как много сделал Я. Абрамов для России, для Ставропольской губернии, для города Ставрополя. В документе говорится и о том, что после года тяжелой болезни и смерти Абрамова его вдова осталась фактически без средств к существованию. Исследовательская работа, связанная с именем 

Я. Абрамова, только недавно приняла системный характер. Впервые в Ставрополе серьезно заговорили об изучении его наследия в 2008 году, когда к 150-летию Якова Абрамова мы провели первые Абрамовские чтения.

– Насколько за прошедшие три года Вам удалось продвинуться вперед в своих исследованиях?

- Парадокс в том, что мы довольно хорошо знаем об общественной и литературной деятельности 

Я. Абрамова и его разносторонних интересах, а вот самые обычные сведения биографического характера всё еще трудно доступны. 

Что известно о его жизненном пути? Многое мы узнали из автобиографической прозы писателя, из жандармских донесений, которые сохранились в ГАСКе. В конце 1870-х годов Я. Абрамов окончил духовную семинарию и поступил в Медико-хирургическую академию в Петербурге. Он проучился всего год, и за распространение нелегальной литературы был выслан из Петербурга. Абрамов вернулся в Ставрополь под негласный надзор полиции. Но в конце 80-го года ему удалось вернуться в Петербург. С того времени началось его блистательное десятилетие. За десять лет из выпускника Ставропольской семинарии он превратился в крупнейшего мыслителя России. 

- Чем же Яков Абрамов занимался в Петербурге?

- В столице Абрамов сразу включился в активную общественно-литературную жизнь. Первые художественные произведения вышли на страницах таких столичных журналов, как «Отечественные записки», «Устои», «Дело» и многих других. Трудно охватить круг проблем, которые Абрамов поднимал как писатель, журналист и публицист. Он откликался на все злободневные вопросы жизни, все явления социума были в центре его внимания. В 1884 году он, будучи довольно молодым человеком, возглавил отдел «Внутреннее обозрение» журнала «Отечественные записки» у Салтыкова-Щедрина. Этот отдел считался самым важным, опасным и злободневным. Публикации Абрамова были правдивыми и смелыми, но после предупреждения со стороны цензуры журнал был закрыт. 

С 1885 года для Абрамова начинается уникальное пятилетие. Он продолжает публиковаться в целом ряде известных изданий и входит в состав очень популярной газеты «Неделя». С ее страниц он пропагандирует идеи мирного постепенного прогресса, духовного просветления народа. Он предлагает идти в народ, но не как революционеры-народники с призывами к революции, а работать в народе агрономами, инженерами, врачами, открывать медпункты, школы, библиотеки. Абрамов стал, без преувеличения, властителем дум целого поколения. Его идеи реальной помощи народу стали воплощаться в практику социальной жизни. 

– Большинство исторических энциклопедий и справочников ассоциируют личность Я. Абрамова с теорией «малых дел». Вячеслав Михайлович, на конференции Вы подчеркивали, что это не так...

– Для меня неожиданно открылось, что идея мирного постепенного прогресса Абрамова – это то, что можно назвать таким известным понятием, как «постепенство снизу». Это течение общественной мысли, которое сегодня можно было бы назвать «демократическим просветительством» или программой «либерального эволюционизма». Концепция «постепенства снизу» была сформулирована И.С. Тургеневым. В письме А.П. Философой (1874) он писал, что пора отказаться от мыслей сдвигать горы, надо медленно и терпеливо работать в народе, нужны не герои труда – необходима «скромная деятельность народных слуг», так как сейчас другая эпоха. 

Сам Абрамов «малые дела» рассматривал как неизбежную в данных исторических условиях форму общественной работы. Он пишет в статье «Малые и великие дела», что долг каждого интеллигентного человека способствовать развитию народной жизни и духовному просветлению народа. Это лишний раз подтверждает, что Абрамов не заурядный либеральный народник, не теоретик малых дел, не марксист, не почвенник, а идеолог демократического просветительства. Таким образом, мы видим, что как мыслитель Абрамов занимал особую позицию.

Пророк в своём Отечестве

– Вячеслав Михайлович, почему же столь известный в политических и общественных кругах человек в 1890 году вдруг покидает столицу и возвращается в Ставрополь?

– На этот вопрос можно отвечать только гипотетически. С конца 70-х - в начале 80-х годов XIX века происходят процессы стилевого расслоения, десакрализация литературы. Абрамов понял, что она перестала быть ведущей силой общественного сознания и не решает практические вопросы жизни. Он приезжает в Ставрополь, избирается гласным Думы и на протяжении нескольких четырехлетий работает практически. Городской голова Иванов в своем выступлении говорил, что Абрамов, решая общественные проблемы, часто за свои деньги ездил по губернии, в Ростовскую губернию, в Москву, в Петербург. При этом из архивных документов явствует, что семья Абрамова находилась в тяжелейшем материальном положении. Якова Васильевича даже похоронили на средства города. И в таком материальном положении пребывал человек, с которым связана целая эпоха в истории России! 

– Что известно о последних годах деятельности Абрамова в Ставрополе?

– Яков Васильевич продолжал активно печататься в столичных изданиях. В 1890 году он основал серию «Жизнь замечательных людей» в Петербургском издательстве Ф.Ф. Павленкова. Она была посвящена известным путешественникам, изобретателям, ученым, писателям, общественным деятелям. Сам Абрамов написал о Х. Колумбе, М. Фарадее, Г. Стенли, Б. Франклине, И. Песталоцци. Серия «ЖЗЛ» продолжала выходить до 1917 года, затем в 1930-м ее возродил М. Горький. Сейчас издательству «Молодая гвардия» неплохо было бы восстановить историческую справедливость, написать, что основана она Абрамовым и восстановлена Горьким. 

Я. Абрамов активно публиковался в «Северном Кавказе», «Приазовском крае», «Тифлисском листке». В журнале «Русская школа» он вел хроники народных библиотек и народного просвещения. Интересный факт - ставропольская городская библиотека была открыта стараниями Якова Абрамова. 

– На III Абрамовских чтениях ведущий архивист края Е.Б. Громова рассказала о ранее неизвестных документах, проливающих свет на жизнь и деятельность Я. Абрамова. Что это за источники?

– Начиная с 2009 года Елена Борисовна Громова сумела обнаружить целый ряд документов. К примеру, это «Метрическая книга Ставропольской духовной консистории по причту Софийской церкви города Ставрополя на 1906 год» с записью о смерти Абрамова. В ГАСКе хранятся: прошение Абрамова с собственноручным автографом о приеме в Кавказскую духовную семинарию, письмо-обращение жителей города Ставрополя в городскую Думу об увековечении памяти Я. Абрамова, протокол заседания комиссии и ее решение по вопросу об увековечении памяти Я. Абрамова. Е.Б. Громова с помощью архивных документов установила, какой была семья Якова Васильевича — жена Людмила и дочь Надежда. Она нашла место, где стоял дом 

Я. Абрамова - угол сегодняшних улиц Мира и Толстого. Елена Борисовна продолжает свою исследовательскую работу, мы очень благодарны ей за помощь.

– Вячеслав Михайлович, чем сегодня интересен Яков Абрамов?

– Наследие гения, как и любое классическое наследие, всегда актуально. Абрамов был блистательным писателем и публицистом. Я рассматриваю его как феномен интеллектуальной отечественной истории. Результаты его работы, размышления о России, её будущем для нас имеют принципиальное значение. Натолкнуло меня на эту мысль последнее телевизионное интервью другого нашего великого земляка А.И. Солженицына. Он говорил о том, что изучение истории, революционных и прочих движений XX века привело его к окончательному убеждению, что общественно-исторический прогресс должен совершаться не в формах революционных, радикальных изменений. Единственным плодотворным, конструктивным будет путь медленного, постепенного, мирного прогресса. Меня поразило абсолютное созвучие в мыслях. За сто с лишним лет до Солженицына Яков Абрамов не просто высказывал эту идею, она была для него основополагающей. 

Эпоха, в которой жил Абрамов и пытался разобраться в происходящем, оказалась похожей на то, что мы переживаем сейчас: снижение роли образования, развал системы воспитания подрастающего поколения, резкое расслоение общества, когда большинство людей живет, по сути, за чертой бедности, включая профессоров университетов... 

Мы должны отдавать себе отчет в том, что именно с Якова Абрамова началась ставропольская профессиональная литература. Но что знает о нем широкая публика?.. Необходимо переиздать наследие Я. Абрамова. И начать с публикации сборника художественных произведений Я. Абрамова «В поисках за правдой». Его единственный экземпляр издания 1884 года хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. А еще следует вспомнить о том, что сто с лишним лет назад Ставропольская Дума приняла решение об увековечении памяти Я. Абрамова, которое не было исполнено. Пришло время исправить эту «недоработку». 

 

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Культура»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов