Сладкая женщина

Валерий Манин

Группка молоденьких девчонок, сбившись в небольшую стайку, робко ступила на разогретую южным солнцем серую гальку одесского пляжа. Девушки, студентки знаменитого на весь Советский Союз Одесского технологического института пищевой промышленности, выискали крошечный кусочек свободного от людей пространства и, сбросив невесомые халатики, блаженно растянулись, подставив под жгучие лучи свои юные тела. Лишь Лариска Величко без раздумий устремилась к воде, и уже через мгновение ее высокая, тонкая, загорелая до черноты, словно выточенная из темного дерева, фигурка скрылась в слегка штормившем море. – Девчонки, — через несколько минут выбираясь на берег, закричала Лариса, зачерпнув в пригоршню морскую пену, — а море-то только называется Черным, на самом деле оно разноцветное. Смотрите, вода зеленая, словно фруктовое желе, а пена – белая, как сливочный крем! Подружки негромко захихикали: «Вот сладкая женщина. У Величко все сравнения связаны с кулинарией. Да и куда ей деваться, если вся семья — пищевики».

И действительно, отец Ларисы Александр Георгиевич долгие годы работал заместителем директора Буденновского элеватора, мама Лилия Васильевна была заведующей лабораторией городского хлебозавода. Они, впрочем, как и три их старших дочери, окончили один и тот же Одесский технологический институт пищевой промышленности. Так что Ларисе сам бог велел поступать в «семейный вуз». Тем более что в школе любила химию и профессию инженера-технолога выбрала вполне осознанно – в семье Величко было принято, чтобы дети, по мере взросления, летом не балбесничали, а помогали взрослым. Лариса уже лет с четырнадцати во время летних каникул работала у мамы в лаборатории, подменяя ушедших в отпуск лаборанток.

Активная, с твердым мужским характером (Лариса была последней надеждой отца получить сына. А когда родилась четвертая в семье дочь, воспитывал ее, как пацана – таскал с малолетства с собой на рыбалку, приучал к работе в саду и огороде), младшая Величко без проблем поступила в институт, который через пять лет благополучно окончила.

Так летом 1990 года на Буденновском хлебозаводе появился молодой инженер-технолог Лариса Величко. По семейной же традиции Лариса Кротенко, взявшая после замужества фамилию мужа, накрепко прикипела к одному месту работы, прослужив в разных должностях на все том же хлебозаводе 12 лет, отлучившись лишь однажды, когда в 1992 году родила сына Костика.

А потом ее деловая энергичная натура не могла не спровоцировать испытания перестройкой. Опытный специалист, она видела, что в ее сфере все острее и острее ощущается застой. Оборудование десятилетиями не обновляется, о зарплатах и говорить нечего – они всегда в пищевой промышленности были никудышними, новые технологии не внедряются, а главное - у людей пропадает интерес к творческому отношению к труду. И Лариса рискнула уйти в бизнес – согласилась разработать технологию производства в одной из частных пекарен Буденновска. Конечно, привлекала и более высокая зарплата (а после смерти отца и без того не жировавшая семья стала испытывать, как и большинство населения Ставрополья, серьезные финансовые проблемы), но главное - современное оборудование, установленное в пекарне, позволяло полнее использовать творческий потенциал коллектива, значительно расширить ассортимент. А коль так, то и прочнее утвердиться на рынке. В общем, удовольствие от работы получала и не думала менять место работы. Да и не в ее характере прыгать с места на место.

Но две старших сестры, жившие в Ставрополе, уговорили маму, уже вышедшую на пенсию, переехать поближе к ним. Ларисе, всегда считавшей семью главной опорой в жизни, ничего не оставалось, как последовать за мамой. Так лет пять назад она оказалась в краевом центре, точнее, не в самом Ставрополе, а в соседнем Михайловске, где цены на жилье несколько ниже.

К тому времени у нее уже был определенный авторитет в своей системе, поэтому вопрос с трудоустройством не стоял. И она стала работать в хлебопекарне, которая открылась на мукомольном заводе.

Однако навыки так называемого малого бизнеса, полученные еще в Буденновске, уже не давали покоя. Хотелось самой делать что-то. А тут еще школьные друзья, видя, как Лариса с удовольствием готовит к праздничному столу различные торты, пироги и прочую выпечку, стали настойчиво советовать серьезно заняться кондитерским делом. Мол, в Ставрополе эта ниша никем серьезно не занята, большинство продукции производится на потоке, нет эксклюзивного подхода, а ты – натура творческая…

Так бы все и осталось на уровне разговоров – все-таки страшновато отрываться от годами проверенной системы и пускаться в свободное плавание. Но в дело вмешался случай. На одной из вечеринок Ларису познакомили с Ириной, владевшей кондитерским домом «Забава». А та сказала, что хочет испытать себя в иной сфере и готова уступить фирму на вполне льготных условиях. Как и многие южане, Кротенко не лишена определенной дозы авантюризма и, посоветовавшись с родственниками, просчитав экономическую целесообразность, рискнула.

Господи, если бы она знала, с чем придется столкнуться! О былых профессиональных навыках пришлось забыть и осваивать совсем новые, о которых она ранее слышала лишь по телевизору, когда шла передача «Человек и закон». Теперь большую часть ее рабочего дня (а это часов 12 — 14) занимают хождения по различным кабинетам, сбор справок, их согласование, утверждение, визирование и так далее… А тут еще решила освоить вождение автомашины. Жизнь показала, что на собственных колесах можно успеть сделать гораздо больше. В общем, рутина. До профессиональной деятельности руки доходят редко.

Однако в самый канун Нового года не выдержала. Послала всех подальше и встала к столу. Часа четыре работы - и вот перед семьей появился плод трудов инженера-технолога Кротенко – шикарный бисквитный торт, украшенный различными фруктами. К сожалению, самой попробовать это произведение искусства не удалось – зазвонил мобильник и пришлось срочно уехать на деловую встречу. Но Лариса об этом не пожалела, хоть сначала сильно огорчилась – каждому художнику хочется лично присутствовать при своем триумфе. Однако та предновогодняя встреча не прошла даром, она дала импульс для дальнейшего творчества. Кротенко вообще любит эксперименты, а потенциал «Забавы» таков, что грех его не использовать на полную мощность. Вот и решила она к своим традиционным эксклюзивным тортам, о которых уже идет вполне устойчивая слава, добавить продукцию так называемых малых форм – различные пирожные. Уже практически разработана технология производства пирожных с фруктово-шоколадным суфле и, конечно же, со свежими фруктами, работать с которыми она очень любит. Первые партии новой продукции поступят уже к 8 Марта. Вот такой сладкий подарок от «сладкой женщины»…

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление