Стратегия как основа развития города

.

Правильно выстроенная стратегия является залогом успеха в любой об-ласти человеческой деятельности, реализация такой стратегии – это уже успех в чистом виде. Если речь идет о сложном социальном образовании, от города до государства, то необходимым базисом его функционирования была и будет стратегия социально-экономического развития.

Есть своя Стратегия и у Ставрополя. Ход ее реализации в 2014 году оценили на заседании профильного комитета городской Думы по собствен-ности, экономическому развитию, торговле и инвестициям с участием руково-дителей практически всех структурных подразделений администрации города и специалистов думских комитетов.

Пару слов о самой Стратегии.

Принят этот документ был в 2011 году и рассчитан до 2020 года. По форме это объемный многостраничный текст, в оригинале даже иллюстриро-ванный диаграммами и графиками, в базе Консультанта они, правда, не при-водятся. По сути – это стандартный набор стратегического планирования: анализ текущей ситуации, прогноз с учетом тенденций и предпосылок, цели, задачи, механизмы реализации и система оценки результатов.

Стратегия разрабатывалась комитетом экономического развития адми-нистрации города в течение двух лет перед утверждением документа ставро-польскими нормотворцами. Довольно странно, что авторы решили отказаться от нескольких сценариев стратегии, остановившись только на одном. В их ар-гументации пары «оптимистичный-пессимистичный», «инерционный-инновационный» только загромождают и теоретизируют документ. При этом разработчики «твердо убеждены, что городу надо научиться думать как биз-нес-единице». Откровенно говоря, сложно представить себе серьезное пред-приятие, которое разрабатывает свою бизнес-стратегию в одном варианте без плана Б, и совсем невозможно представить даже копеечный договор на оказа-ние неважно каких услуг без пункта о форс-мажоре. А здесь целая стратегия – инвариантная и радужная. Это к вопросу о бизнес-мышлении и ненадобности негативных моделей, при том что документ сочинялся во время мирового фи-нансового кризиса. Разумеется, это не критично, особенно с учетом того, что одним из этапов стратегического менеджмента как раз является актуализация, но дает повод заподозрить документ в «сырости».

Далее. В Стратегии дан подробный и честный анализ текущей социально-экономической ситуации на 2009-2010 годы, обозначены причины ее форми-рования и возможные последствия. Например, без экивоков заявлено, что «низкая доля производственного сектора экономики в ее структуре (около 20 процентов) может служить серьезным препятствием для интенсивного роста в развитии города Ставрополя уже в среднесрочной перспективе. Эти опасения подкрепляются неразвитой институциональной средой, неблагоприятным ин-вестиционным климатом, низкой конкуренцией, коррупцией».

Как и положено, указан вектор развития, направленный на образ желае-мого будущего. Обозначены инструменты для достижения стратегических це-лей – восемь политик: демографическая, экономическая, социальная, градо-строительная, развития городского хозяйства, муниципального управления, политика в области муниципальных финансов. Совокупностью из 51 индика-тора представлена система оценки результативности.

В будущем 2020 года все прекрасно, смущают некоторые детали. Например, «в целом основным признаком, характеризующим действия город-ской власти, стала социальная ответственность». Позвольте, а на момент раз-работки Стратегии социальная ответственность была не свойственна что ли муниципальной власти? Или вот: «в экономическом пространстве юга России Ставрополь не претендует на доминирование - учитывая наличие в соседних регионах таких крупных центров развития, как Ростов-на-Дону, Краснодар, Волгоград, подобные амбиции были бы невыполнимыми». В общем, да. За де-вять лет, отмеренных Стратегией, этого, конечно, не достичь. Но быть эконо-мическим ориентиром для Владикавказа, Нальчика и Черкесска, чем предла-гают ограничиться авторы документа, – все же скучная перспектива. Если ста-вить перед собой только такие цели, можно в итоге потерять лидерские пози-ции и в среде депрессивных регионов.

Впрочем, все это мелкие придирки обывателя. Вернемся к разговору профессионалов. В предыдущие годы работа комитета экономического раз-вития администрации города по реализации Стратегии признавалась неудо-влетворительной. Неудачными были и попытки внедрения среднесрочных программ социально-экономического развития. Они отклонялись еще на ста-дии проекта, не доходя до утверждения. Таким образом, между Стратегией и краткосрочными муниципальными программами, которые сейчас составляют основу бюджета и являются первой стадией материализации стратегических целей, нет связующего звена. Отсутствие среднесрочного планирования, под-черкнул Георгий Колягин – глава города Ставрополя, лишает Стратегию прагматического смысла, документ существует больше в теоретическом поле. Он также отметил несправедливо заниженную роль комитета экономического развития в бюджетном планировании, напомнив про опыт краевых коллег. В бытность Валерия Гаевского губернатором Ставрополья, бюджет края про-гнозировался министерством экономического развития. И практика доказала, что расчеты минэконома всегда точнее цифр минфина. Отсюда вывод: пла-нирование бюджета должно быть напрямую связано с главной величиной со-циально-экономического развития города – стратегией, в том числе через среднесрочные программы, и выполнять эту функцию должен комитет эко-номического развития администрации города.

Заметная разность суждений специалистов администрации и Думы про-явилась в оценке результативности стратегических мероприятий и системы ее отображения. Консультанты думских комитетов посетовали, что проследить ситуацию в динамике оказалось невозможно, информация не была предостав-лена, а это серьезная проблема, поскольку динамические данные являются фундаментом для адекватной корректировки стратегии. Несовершенна и си-стема индикаторов как метод, определяющий уровень достижения стратегиче-ских целей. Наиболее яркий пример – индикаторы блока «городское хозяй-ство». Качество транспортной инфраструктуры оценивается всего одним по-казателем – временем ожидания транспортного средства. По этой логике чем больше маршруток, тем дорожная ситуация лучше. Здесь есть смысл привести цитату из текста Стратегии: «Целесообразно на основе анализа пассажиропо-токов и оптимизации городской маршрутной сети сменить приоритеты разви-тия общественного транспорта и сделать ставку на операторов рынка транс-портных услуг, использующих троллейбусы и городские автобусы». Работа в этом направлении действительно ведется: под контролем депутатов осуществ-ляется санация финансово-хозяйственной деятельности Ставропольского троллейбусного предприятия. Однако сделать реальные выводы о достижении стратегических целей и решении текущих задач на основе существующей си-стемы показателей невозможно.

В этом же ключе обсуждались порядок предоставления отчета о реали-зации Стратегии социально-экономического развития и структура его содер-жания. Подразделения администрации предоставили информацию по своим направлениям в произвольном виде, что, естественно, усложнило анализ этих материалов. Упорядочение документации – необходимая мера, прописанная, кстати, в Федеральном законе «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

В свете принципа ресурсной обеспеченности, закрепленного в упомяну-том законе, стоит рассказать еще об одной масштабной проблеме Стратегии. По состоянию на 2010 год, территория города не была изучена в полном объеме и не обеспечена проектами планировок, которые были выполнены фрагментарно, отсутствовала достоверная топографическая подоснова, ин-формационная база обеспечения градостроительной деятельности находилась в стадии разработки. Скажем прямо, спустя пять лет ситуация не сильно изме-нилась. По приблизительным подсчетам с той скоростью, с которой сейчас утверждаются проекты планировок, понадобится около 300 лет, чтобы охва-тить всю территорию города. Комитет градостроительства администрации города пояснил, что загвоздка как раз в недостатке собственных ресурсов, средств бюджета на планировочные работы катастрофически не хватает. Зна-чит, считают депутаты, надо искать другие источники, среди тех же застрой-щиков, например: включить проект планировки территории в перечень обяза-тельной документации для получения разрешения на строительство.

По мнению думского комитета по собственности, существенным упу-щением Стратегии является отсутствие в ней раздела об управлении и распо-ряжении муниципальным имуществом как одной из экономических основ го-рода наряду со средствами бюджета и имущественными правами.

Вполне ожидаемым итогом дискуссии стало предложение об актуализа-ции Стратегии. Помимо приведения документа в соответствие с федеральным законодательством администрации города рекомендовано пересмотреть си-стему индикаторов таким образом, чтобы объективно спрогнозировать, оце-нить и проанализировать результативность политики города Ставрополя по всем направлениям, а также разработать методику оценки эффективности бюджетных расходов муниципального образования.

Увидеть, насколько справилась администрация с поставленными задача-ми, можно будет в октябре текущего года. На это время назначен следующий отчет администрации по вопросам стратегического планирования.

Дарья Катеринич.


Комментарий от первого лица

О заседании комитета Ставропольской городской Думы по собственности, экономи-ческому развитию, торговле и инвестициям рассказал его председатель Геннадий Тищенко:

- Оцениваю очень положительно. Разговор о Стратегии сегодня, в раз-гар кризиса, актуален как никогда. Нельзя жить как бог на душу положит, нуж-но уметь грамотно планировать свои цели и разрабатывать различные спосо-бы их достижения. Мы должны твердо и уверенно идти по выбранной дороге, а не метаться из стороны в сторону. Думаю, что в определенной степени засе-дание по Стратегии было и стратегическим заседанием, своего рода перелом-ным моментом в понимании сути процесса стратегического управления. При всей начальной напряженности, учитывая негативную предысторию вопроса, мы выстроили конструктивный диалог, наметили план дальнейших действий. Замечу, что никакого критиканства не было, депутаты несут равную ответ-ственность за реализацию Стратегии вместе с администрацией. Здесь был полноправный и равноценный обмен мнениями.

На мой взгляд, мы нашли идеальный рабочий формат: присутствовали ответственные за все направления Стратегии и со стороны администрации, и со стороны городской Думы, был представитель Контрольно-счетной палаты. Так что рассмотрение прошло максимально объективно. Есть конкретный ре-зультат – выработана совместная позиция по стратегическому документу. Я бы даже отметил эмоциональный подъем у всех участников заседания, такое, зна-ете, «чувство локтя» и хороший азарт, когда единомышленники решают одну общую задачу. Если не снизим темп и продолжим в том же духе, успех нам обеспечен.

Дума Ставрополя, администрация Ставрополя

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Официально»



Последние новости

Все новости

Объявление