Таргимская котловина

Александр Плотников

В этом году исполнилось тридцать лет с тех пор, как я начал ходить в горы. Хотелось бы отметить эту дату и вспомнить о походе по горной Ингушетии, совершённом в октябре 1985 года вдвоём с моим другом. А подробности тех событий мы почерпнём из моих дневников.

Аул Таргим.
Александр ПлотниковАул Таргим.

Итак, выехав из Грозного на Нестеровскую, после семи пересадок, мы добираемся до села Мужичи. Кроме пяти автобусов нас подвозят в кузове грузовой машины и даже на телеге лошади. И вот, взвалив на себя рюкзаки, мы топаем к Нижнему Алкуну. Настроение не очень. Уже перевалило за полдень, а мы ещё ничего не сделали!

Проходим Нижний Алкун и присаживаемся отдохнуть под дикой грушей. Груши уже спелые, я собираю их с земли и ем с печеньем. Вкусно! Пашка ворчит, ему не нравится, что мы так долго задерживаемся на открытом месте. Это «долго» не составляет и пяти минут. Жую маленькие груши с домашним печеньем и пытаюсь его успокоить. С самого утра он куда-то гонит... Где-то впереди слышен лай собаки. Внезапно на дорогу выскакивает заяц, поворачивает к лесу и неспешными прыжками скрывается из виду... А вот и собака, похоже, она идёт по его следам. Принюхивается и петляет меж придорожных кустов, на нас — ноль внимания. Не переставая гавкать, убегает в лес.

Таргимская котловина.
Александр ПлотниковТаргимская котловина.

Небольшая долина кончается, горы вокруг становятся выше, они живописны, осень уже раскрасила деревья и кусты яркими красками. Дорога кончается, и начинается тропа, это Всесоюзный туристический Таргимский маршрут. Выламываем себе посохи, которые в дальнейшем будут стойками нашей палатки. Идём дальше, на тропе начинаются лужи, а временами просто грязь. Ущелье уходит куда-то вверх. Лощина сужается, справа на тропинку «вдаётся» утёс, за ним - небольшой подвесной мост. Переходим мост, снимаем рюкзаки и садимся отдохнуть на деревянных чурбаках. Каменная тропинка уходит наверх под уклоном в сорок пять градусов. Она наклонена к обрыву, до которого всего один шаг. Внизу спокойная заводь реки. На стене справа какой-то шутник вывел: «Это только цветочки!» Представляю себе ягодки!

Доходим до минерального источника. Крохотная поляна с квадратными камнями. Ближе к реке - серный источник со вкусом варёных яиц и слабым запахом сероводорода. Вечереет, и мы решаем заночевать здесь. Забираемся в лес, находим меж вросших в землю глыб удобную ямку, набрасываем в неё веток и застилаем палаткой. Сверху большой танковый спальник, взятый у отца, один на двоих. Устраиваемся внутри, немного побаливает голова. Пашка поёт песни про белых офицеров. Начинаю дремать, но он меня будит, суёт что-то под нос со словами: «Смотри, светящаяся гнилушка!» Это, конечно, здорово, но нужно спать! Уговариваемся встать пораньше, часов в шесть, и засыпаем.

Вершина Гиреч.
Александр ПлотниковВершина Гиреч.

Открываю глаза, начинает светать. Толкаю в бок Пашку, часы у него, оказывается, уже десять минут восьмого. Выскакиваем из спальника, надеваем ботинки и за двадцать минут собираем рюкзаки. Спускаемся к тропе и умываемся серной водой. Завтракаем, теперь только вперёд! От непривычных нагрузок немного покалывает левое плечо. Пашка опять впереди. На тропинках по щиколотку палой листвы. Монотонное шуршание успокаивает и отвлекает от мысли о тяжёлом рюкзаке. И снова тропинка взбирается вверх и падает к реке. Кое-где она упирается в отвесные стены, и мы лезем по лестницам из тонких стволов деревьев. Переходим мост. По словам Пашки, метров через триста должен начаться подъём. Примерно через семьсот доходим до его начала. На камне надпись: лучше переесть, чем недоспать. Это мы уже усвоили! Переключаемся на первую скорость. Идём очень медленно. На половине подъёма ещё одна надпись: «За-пе-вай!» Спрашиваю у Пашки, что будем петь? Отказывается, а жаль. Река шумит далеко внизу. Метров через сорок тропинка выходит на свою высшую точку. Привал. Снимаю рюкзак, штормовку, мокрый свитер и подхожу к краю пропасти. Тропинку от неё отделяют маленькие сосенки. Шум реки поднимается с километровой глубины, сама река чуть видна в теснине. А в верховьях ущелья уже показался Кавказский хребет. Справа открывается поляна, слева, за рекой, на возвышении - старинная крепость. Фотографируем и через некоторое время подходим к таргимскому биваку.

Заячьи уши.
Александр ПлотниковЗаячьи уши.

Возле тропы растёт большой куст барбариса, его рвёт мужчина. Здороваемся и заговариваем с ним. Он и трое его спутников расположились на поляне. На бивак они пришли вчера. Кроме четверых мужчин на биваке ещё две группы. К нам подходит парень и интересуется, каким маршрутом мы пойдём дальше. Мы и сами толком не знаем. Предлагает идти с ними до Армхов, и мы обещаем подумать. Ставим палатку у реки. Разбираемся с содержимым рюкзаков. Теперь бы приготовить что-нибудь горячее! Разжигаем костёр, варим суп, завариваем чай и едим. Потом переодеваемся и идём к речной переправе. Переправа - это металлический трос, натянутый над рекой. Чтобы перебраться, нужны беседки и карабины, которых у нас нет, зато есть руки и ноги, этого вполне достаточно! Пашка перелезает первым, я за ним. Почти у берега, в заводь за камнем, у меня с головы падает армейская панама. Останавливаюсь и собираюсь зависнуть, чтобы достать её, но меня опережает Пашка. Он прыгает по камням и вытаскивает её из воды. Добираюсь до берега и надеваю на голову мокрую панаму. Выходим на пригорок. Заканчивается лес. Тропинка, выгибаясь горбом, выходит на пригорок. Впереди, как на ладони, большая Таргимская котловина. Посередине спокойная река, уходящая в мрачное ущелье, из которого мы сегодня выбрались, за рекой небольшие поля с крупными камнями. На самом большом поле очень правильный, довольно высокий холм, рядом из камней выложена огромная фигура, похожая на рыбу. Что это? Захоронение? Поднимаю взгляд и вижу какой-то аул, увенчанный зубьями скал. Впереди гряда Бокового хребта. Внизу Таргим. На мгновение останавливаюсь. Аул уже давно пуст. Но, кажется, если подойти поближе, там будут люди.

Аул Эгикал.
Александр ПлотниковАул Эгикал.

Спускаемся и поворачиваем к склепам. Ближайший - цилиндрической формы, таких я ещё не видел. Подхожу к нему и заглядываю внутрь. Остальные склепы небольшой группой стоят поодаль. Иду к ним, устраиваюсь на земле, чтобы сделать снимок. На первом плане слева стена склепа, передо мной тоже склеп, целиком, всё это на фоне Таргима. Сходимся с Пашкой на склоне, ведущем к «чёртовым воротам». Преодолеваем крутой каменистый склон, усеянный щебнем и пучками травы. Альпийские луга встречают нас сухой осенней травой. В ней тихо завывает ветер. Подходим к полуразрушенному храму. Поворачиваем к сосновому лесу. Под ногами слой сухой хвои. Спускаемся на тропинку, по которой мы сюда пришли, и через пятнадцать минут подходим к речке. Перебираемся назад и оказываемся у палатки. Мы уже решаем идти с мужиками в Армхи, и сообщаем им о своём решении.

Аул Хени.
Александр ПлотниковАул Хени.

Утром варим перловую кашу, едим и запиваем чаем. Быстро собираемся и в начале девятого уходим на перевал. Посреди котловины бросаю прощальный взгляд на Таргим. Впереди Эгикал и тропинка на перевал. Подходим к аулу, он тоже пуст. На башнях пиктограммы — крест и Голгофа, со стороны похоже на человечка. Дальше ещё башни, вот одна слева, в её пристройках растут деревья. Захватываю в видоискатель пятерых впереди, башню и лес, снимаю и прибавляю шагу. Вскоре привал. Осталась самая трудная часть сегодняшнего перехода — подъём на перевал. Таргимская котловина остаётся внизу. Отдыхаем в молодом березняке, до высшей точки перевала, «Заячьих ушей», остался один переход. Доходим и садимся перекусить. С утра прошло довольно много времени. Перед глазами открывается чудная панорама. Красно-рыжие краски холмика на переднем плане оттеняют заснеженные хребты вдали. Очень красиво!

Вот и «Заячьи уши». Два земляных останца примерно пятиметровой высоты, расположенных впритык друг к другу. Похожи на два клыка или длинных уха. Снимаю Пашку, который залез в седло между ними. Выбираемся на самый верх и начинаем спуск с перевала. У вершины Гиреч пасутся чьи-то лошади. А вот и аул Хени. Впереди, метрах в ста, идёт Пашка, остальных не видно, так я отстал. Слева изгородь, дальше, рядом с Пашкой, сакля и две полуразрушенные башни. Тропинка окунается в прохладу зелёного прибоя, скоро должен быть бивак. Окликаю Пашку, чтобы сфотографировать, он фыркает, когда понимает, чего я хотел, и идёт дальше. Спускаемся в лощину к ручью. Тропа расходится, и через пятнадцать метров мы выходим на бивачную поляну. Этот бивак самый уютный, два навеса, под первым - стол и скамьи, под вторым - горизонтальная труба с крючьями для приготовления еды и очаг. Располагаемся и идём умываться. Ставим палатки, ужинаем, пьём чай и разговариваем. Утром отличная погода, пора идти вниз. Доходим до речки Армхи, вода кристально чистая. Через час достигаем аула Эрзи, а позже приходим в Армхи. На Столовой горе виден храм. Вот и остановка, садимся на автобус. Вскоре за окном появляется Терек, и через двадцать минут мы въезжаем в Орджоникидзе. Добираемся до автовокзала и сразу садимся на грозненский автобус. В Грозном прощаемся с нашими попутчиками. Путешествие окончено!

Кавказские горы, альпинизм, Ингушетия, горы

Другие статьи в рубрике «Путешествия»

Другие статьи в рубрике «Россия»



Последние новости

Все новости

Объявление