Цветы из-под слоя прошлого

Ольга Метёлкина

Цветы из-под слоя прошлого

День памятников и исторических мест установлен Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ICOMOS), созданной при ЮНЕСКО, и отмечается с 18 апреля 1984 года.

Ставрополь - город относительно молодой. С одной стороны, его прошлое не так богато, как многовековая история древних российских городов. Но с другой, 235 лет – достаточно солидный возраст. За это время губернский, а позднее краевой центр успел обрести свой неповторимый облик. К сожалению, далеко не все уникальные здания, созданные зодчими прошлых столетий, сохранились до наших дней, но тем важнее сохранить и восстановить дошедшие до нас памятники.

Одним из редких примеров достойного отношения к историческому наследию Ставрополя может служить детская музыкальная школа № 1, отмечающая в этом году 110 лет с момента своего основания. В перечне памятников истории и культуры федерального значения это здание значится, как «Особняк купцов Меснянкиных». Сегодня редкий прохожий не залюбуется его изысканными лепными украшениями, чешуйчатыми куполами и ажурной оградой на улице Дзержинского, 87.

Долгое время в краеведческих изданиях говорилось о том, что строение было возведено в 1878 году архитектором Ф.К. Прозоровским. И только спустя значительное время специалисты Государственного архива Ставропольского края обнаружили документ, проливающий истинный свет на историю знаменитого особняка, - проект на постройку каменного дома на усадебном месте почётного гражданина города Ставрополя Фёдора Александровича Леонидова, датированный 7 января 1900 года. Вензель первого домовладельца и сегодня можно увидеть на входе в детскую музыкальную школу № 1.

Цветы из-под слоя прошлого

Архивисты сопоставили ряд документов и фотографий и пришли к однозначному выводу: «Особняк Меснянкиных» и дом Ф.А. Леонидова — это одно и то же здание. И, судя по тексту на чертеже, автором проекта был нахичеванский городской архитектор Н. Дурбанов. Купеческой династии Меснянкиных дом стал принадлежать, опять же согласно архивным документам, не ранее 1911 года. Известный ставропольский краевед Г. Беликов в своей книге «Ставрополь — врата Кавказа» пишет о том, что особняк изначально строили как музыкальный салон, с соответствующим внутренним убранством: «...дубовый паркет, мраморные камины, затейливая лепнина и золотая роспись стен, богемские зеркала и венецианские хрустальные люстры, прекрасные гобелены и прекрасные персидские ковры, полный света концертный зал, с балконом-хорами».

Казалось бы, музы навсегда должны были поселиться среди этого великолепия. Однако случилась революция, после которой в здании размещались самые разные учреждения и организации, не имеющие к музыке никакого отношения. Лишь в 1961 году благодаря активной деятельности директора Н. Зинченко особняк был передан музыкальной школе № 1. Понятно, что после многочисленных «постояльцев» от его былого великолепия практически ничего не осталось. Лепные украшения на стенах и потолках были покрыты толстым слоем побелки, уникальный паркет безжалостно закрашен, утеряны фрагменты деревянных резных украшений. Но даже в том состоянии купеческий особняк вызывал восхищение.

Нынешний директор детской музыкальной школы № 1 Николай Яковлевич Цепляев показывает нам кабинеты и классы, рассказывая, что удалось сделать с начала 90-х годов, когда с его приходом начались работы по реставрации и восстановлению здания. Николай Яковлевич и сегодня не перестаёт удивляться, с каким мастерством и любовью строили наши предки! Как продуманно были устроены системы отопления и водостока в особняке!

Реставрация приносила одно открытие за другим. Когда бригада маляров занялась потолком в кабинете директора, из-под слоя краски вдруг проступили цветы: кисти сирени, анютины глазки, незабудки. Но для того, чтобы восстановить чудо в первозданном виде, потребовались бы огромные средства, которых не было, поэтому скрепя сердце пришлось принять решение законсервировать плафон до лучших времён.

Так же пришлось поступить и со старинным дубовым паркетом — закрыли его современным.

Цветы из-под слоя прошлого

Любителям классики, которые приходят по четвергам на концерты городской капеллы «Кантабиле», сегодня невозможно представить, что малый зал музыкальной школы до реставрации тоже являл собой плачевное зрелище, а на хорах, откуда льются божественные звуки, был просто склад. Органный зал стал местом эстетического паломничества, ставропольцы с гордостью приглашают сюда своих гостей. И не только послушать произведения гениальных композиторов в исполнении коллектива музыкантов и вокалистов, которым руководит заслуженный артист РФ Сергей Кириллов, ведь эффект от прикосновения к высокому искусству был бы не столь впечатляющим в других стенах.

Слушатели не догадываются, что органный зал — это, без преувеличения, «золотой зал». Под слоем белого грунта скрыто блестящее покрытие лепнины, секрет которого унесли с собой мастера минувших веков. Приезжавшая в Ставрополь специалист НИИ «Спецпроектреставрация» И.Г. Семенова не могла сдержать своего удивления, оценив масштабы богатого наследия, которым владеет наш город. И с ней невозможно не согласиться.

Понимают это и городские власти, которые выделяют средства на реставрацию исторического здания музыкальной школы, в том числе за счёт статуса административного центра. В прошедшем году результаты этих вложений стали заметны каждому горожанину. Отреставрированный фасад здания как будто заново открылся взорам ставропольцев. Металлическая ограда с изящными бантами и растительным орнаментом, очищенная от векового наслоения масляной краски, смотрится совсем по-новому. Постепенно, шаг за шагом, старинный особняк приближается к своему первоначальному виду. Планов у руководства музыкальной школы ещё много. Один из них — разбить во внутреннем дворике бывшей усадьбы маленький сад и, может быть, устроить фонтан, который там был в купеческую бытность.

 

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Культура»

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов