Велосипедисты в Ставрополе: как прошлое борется с будущим

Станислав Маслаков

Велосипедисты в Ставрополе: как прошлое борется с будущим

На днях «Вечёрка» опубликовала письмо возмущённого читателя, призывающего выгнать велосипедистов с тротуаров на дороги, ликвидировать те немногие велодорожки, что появились в Ставрополе, а также отбирать велосипеды у тех, кто смеет вторгаться в пешеходные зоны. Таким образом он не только отреагировал на материал моего коллеги Никиты Пешкова «Под колесом», но и замечательно проиллюстрировал печальный факт общей недоразвитости нашего общества.

Велосипедист как исчадие ада

Итак, житель Ставрополя, излагает следующие тезисы. В первую очередь, велосипедистов надо полностью выгнать с тротуаров на проезжую часть. Велодорожки в парке Победы – ошибка администрации. Сами любители двухколёсного транспорта должны требовать от властей отдельных от всего, полностью оборудованных дорожек, а до этого либо делить соседство с автомобилями на перегруженных ставропольских дорогах, либо «никто силой не заставляет передвигаться по городу на велосипеде». Аргументирует он это правом пешеходов на безмятежные прогулки, которое, по его мнению, ущемляется. Ну и, конечно, отсылка к трагическому случаю, когда челябинский гость сбил своим велосипедом пожилую ставропольчанку на лесной тропинке. Не дожидаясь решения суда, он заявляет, что «налицо все признаки умышленного наезда». То есть нарочно парень разогнался посильнее и врезался в двух женщин. Маньяк прямо какой-то.
Но постараемся воздержаться от эмоций и огульных обвинений. В первую очередь, считаю необходимым признать, что проблема существует, причём острота её лишь усиливается. Но я не сводил бы её к велосипедистам на тротуарах. Она гораздо шире и восходит к общему уровню гражданской сознательности и уровню урбанизации, если хотите  – цивилизованности нашего города. Ну или, наоборот, к тотальному хамству, коим тяжело болеет наше общество. Лишь недавно на улицах Ставрополя появились первые проблески настоящего прогресса.

Прогресс благодаря или вопреки?

Во многом это заслуга таких подвижников, как руководитель «Велокавказа» Алан Мисиков, благодаря усилиям которого в Ставрополе начали появляться первые признаки полноценной городской велосипедной культуры. Отрадно, что и люди во власти всё более серьёзно подходят к этому вопросу. Вспомним хотя бы депутата краевой Думы Михаила Кузьмина, который говорит о необходимости создания в Ставрополе сети оборудованных велодорожек.
К сожалению, подобного понимания со стороны рядовых граждан не всегда легко добиться. Как пешехода меня не раз почти сбивали несущиеся на велосипедах подростки и на переходах – автомобильные джигиты, плевать хотевшие на сигнал светофора. Как велосипедист я не раз улетал на газон от бросающихся под колёса тётенек, которые не просто игнорировали звонок, а предельно агрессивно, с матом и воплями, доказывали своё право идти по велодорожке. Будучи автомобилистом, я сталкивался с глупостью и хамством всех категорий населения и иногда чудом избегал аварии. Катая свою маму-инвалида на кресле-коляске, я не раз встречался с моральными уродами, которые намекали или напрямую заявляли, что не место нам на тротуаре…

Первый шаг к светлому будущему

Появление первых велодорожек стало шагом к возникновению некой регулярной культуры перемещения по Ставрополю. Так уж мне повезло, что я пользуюсь этими дорожками почти каждый раз – они лежат на моём пути из дома на работу. Поэтому развитие ситуации мог наблюдать воочию. Вначале белую полосу и знак игнорировали все. Потом велосипедисты всё чаще стали придерживаться велодорожки, затем понемногу начали привыкать к порядку и пешеходы. Многие по-прежнему её игнорируют. Но я не верю тому, что кто-то, кроме совсем маленьких детей, а также инвалидов по зрению и уму, не способен прочитать надпись, увидеть знак и отойти с дорожки. Благо, пространства для пешеходов осталось более чем достаточно. Вопрос во всё том же хамстве и нежелании замечать кого-то кроме своей персоны.
Как поступать в этой ситуации? Трудный вопрос. Я хамов просто объезжаю. Или, наоборот, уворачиваюсь, если я иду пешком, а хам  – на колёсах. Наш корреспондент Ярослав Распутин снижает скорость и сообщает прохожим, что они идут по велодорожкам. Разумеется, надо подключать и СМИ (чем и занимаемся) и модернизировать сами велодорожки.
Конечно, дорожка не идеальна. Она узкая, двум велосипедам не разъехаться. Местами ветви деревьев и плачевное состояние асфальта не позволяют по ней ездить. В идеале велодорожки должны быть физически отделены от пешеходных и автомобильных дорог, соответствующим образом оборудованы и соответствовать основным направлениям движения велосипедистов по городу. Мы верим, что в Ставрополе они появятся, и, будучи ответственными горожанами, всеми силами стараемся приблизить этот момент. Но мы понимаем, что возможности городской казны не безграничны, а осознание глубины и важности проблемы происходит не сразу. Начерченные на тротуарах велодорожки  – это, безусловно, полумера. Но в наших условиях совершенно необходимая. Велосипедисты немного потеснили пешеходов, и это нужный компромисс. Придёт время, когда велосипедные дорожки потеснят автомобильные  – но это несколько иной уровень развития.
В Европе и Австралии к нему уже пришли. В Латинской Америке и некоторых странах Азии приходят сейчас. Россия в этом смысле страна очень отсталая. У нас недостаточно развита урбанистическая культура, городская ментальность для того, чтобы в какой-то момент начать целенаправленно сокращать количество автомобилей на улицах в пользу велосипедов и другого экологичного транспорта. Но последние шаги ставропольских властей внушают надежду, что наш город придёт к такому осознанию одним из первых.

Будущее – за нами!

Рост числа велосипедистов в городе – это не зло, с которым надо бороться, и не неудобство, которое надо терпеть. Это надежда на то, что в Ставрополе формируется настоящая городская культура. Велосипедисту нужно быть осторожным и вежливым на тротуаре. Но ему никак не место на автодороге, что бы ни говорили законы и стандарты полувековой давности. Перегруженные ставропольские трассы к этому приспособлены ещё меньше, чем тротуары. Да и человек, покупая велосипед и меняя образ жизни, делает это вовсе не для того, чтобы травиться выхлопными газами и каждую секунду рисковать жизнью. Вырубать сотни деревьев ради того, чтобы отделить велодорожки от пешеходных полностью, – тоже сомнительная мера.
Как бы то ни было, если вы ссадите взрослого человека с велосипеда – он пополнит ряды автомобилистов или пассажиров деградировавшего общественного транспорта. Арифметика проста: минус велосипед – плюс машина на дороге либо филейная часть в переполненной «Газели», а заодно и облако выхлопных газов. Если вы отберёте двухколёсный у подростка – он найдёт чем заняться. Как, например, в девяностые годы, когда велосипедистов было не в пример меньше, чем сейчас. И пусть он не всегда катается по правилам (с чем, конечно, надо бороться), подросток в этот момент не курит, не пьёт и не бьёт очкарика в подворотне.
Вероятно, противников «велосипедизации» города не интересуют дела будущих поколений, равно как развитие городской культуры в Ставрополе, да и вообще что-либо, кроме своего сиюминутного комфорта. Но не эти люди будут определять повестку дня. Потому нет никакой альтернативы тому, чтобы кропотливо и честно вырабатывать новые правила совместного обитания. Такие, которые позволят каждому из нас жить, развиваться, творить своё собственное прекрасное будущее – и не мешать делать то же самое другим. Такие, которые будут способствовать – мягко или строго – тому, чтобы мы вели всё более здоровый, активный образ жизни, помогали друг другу и боролись с хамством во всех его проявлениях. Надеюсь, мы сможем понять, что Ставрополь – это не просто стены и улицы между ними. Это Город – то есть особая среда, где у каждого должны быть все возможности для того, чтобы быть собой и быть при этом счастливым. Где для каждого есть место.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Общество»