День памяти и скорби стал днем сопричастности

Елена Павлова

22 июня. 4 утра. Притихший город окутан предрассветным сумраком... Так же тихо, тепло и неярко пробивался на городские улицы Ставрополя (тогда – Ворошиловска) рассвет 22 июня 1941 года, – дня, разделившего жизнь огромной страны на «до» и «после». Точнее – разорвавшего ее гулом моторов, грохотом взрывов и лязгом металла.

Зажглись сотни свечей памяти
Александр ПлотниковЗажглись сотни свечей памяти

В то далекое июньское утро наш, тогда еще небольшой (85 тысяч жителей), южный город мирно спал, кроме парней и девчат, которые только вчера получили аттестаты зрелости, откружились в вальсах на выпускном балу, а теперь, взявшись за руки, шли на Крепостную гору встречать рассвет... Никто из них не знал, что в этот, такой радостный и трепетный для них час, на советской земле уже рвутся бомбы и снаряды, гибнут люди, а наши пограничные заставы ведут неравный бой с врагом... Что началась самая кровопролитная в истории человечества война, которую с первого ее дня назовут Великой Отечественной...

Ставропольцы, как и большинство граждан Советского Союза, узнают об этом в 12.15 из обращения Молотова. И услышат вошедшие в историю пророческие слова: «Наше дело правое, враг будет разбит. Победа будет за нами!».

А эти мальчишки и девчонки – вчерашние школьники, в первых рядах будут проситься на фронт. Хотя всеобщая мобилизация, объявленная уже 22 июня, 17 – 18-летних вообще не касалась – повестки приходили мужчинам 1905-1918 годов рождения, но юные и смелые рвались защищать Родину и добивались своего. Кто-то направлялся в военные училища ускоренного выпуска, кто-то – сразу на фронт. Вообще, по страшной статистике войны из выпускников школ 1941 года с войны не вернулся каждый четвертый.

Александр Плотников

В Ставрополе есть особая традиция. День памяти и скорби в нашем городе начинается на Комсомольской горке. Выпускники нынешнего года зажигают свечи в память о выпускниках 1941 года, отдавших жизнь за Родину. Это всегда символ единства народа, единства поколений, преемственности подвига. Это всегда символ памяти. Но, безусловно, прав глава города Иван Ульянченко, с каждым годом мы воспринимаем День памяти и скорби все обостреннее и обостреннее.

Минута молчания
Минута молчания

«Свечу памяти» сейчас язык не поворачивается назвать просто акцией или просто красивым эмоционально воздействующим зрелищем. Когда пятьсот юношей и девушек, осторожно неся в руках красные лампады с мерцающими внутри огоньками, проходили перед памятником, и на площади перед мемориалом возникала из свечей фигура Родины-матери, мурашки по коже бежали.

Бессмертный полк. Звучат живые строки
Бессмертный полк. Звучат живые строки

Столь же мощное впечатление оставила и церемония возложения цветов, которая прошла у памятника в 10 утра. Там, возле мемориала, где захоронены погибшие при освобождении Ставрополя и солдаты, умершие в госпиталях нашего города, словно ожил Бессмертный полк. С фотографий на нас смотрели лица ставропольских поэтов и писателей: Игорь Романов, Вениамин Ащеулов, Александр Екимцев, многие другие... А оживали они, потому что звучали такие живые и яркие строки их стихотворений. И читали их молодые исполнители – и это было словно символ продолжения жизни любимых наших поэтов-фронтовиков. И словно воплощались в жизнь высказанные в стихах мысли... Такие, например, как в стихотворении «Раздумье о времени» Александра Екимцева:

И этот лес, и эти воды

Нет-нет, да и подскажут мне:

Сложи недожитые годы

Всех, храбро павших на войне.

Сложу, волнуясь, годы эти -

Охватит сердце боль и грусть:

Недожиты тысячелетья

Твоими сыновьями, Русь.

О жизнь, – шепчу я, – будь мудрее!

Заглядывая вдаль и ввысь,

Ты этим временем щедрее

С новорожденными делись.

Делись – я это повторяю –

В январской стуже и тепле,

Чтобы они богатырями

Росли на солнечной земле,

И землю песнями будили,

И небеса, и ширь морей,

И в полный рост всегда ходили

По золотой земле моей....

Таких острых, проникающих в душу моментов было очень много на разных исторических и сценических площадках 22 июня нашего города. Потому что все делалось от души – с полной отдачей. Можно сказать, что День памяти и скорби в Ставрополе стал днем Сопричастности. Даже обычные городские троллейбусы 22 июня стали экскурсионными – пассажиры с интересом слушали о том, как жил наш Ставрополь в годы войны, как пережил полгода оккупации, как ковал Победу в тылу.

Как играли музыканты и как слушали зрители 7-ю «Ленинградскую» симфонию Дмитрия Шостаковича, которая исполнялась прямо на улице – на ступенях краевой филармонии. Собралось много людей. Большинство, конечно, знали историю этого произведения, почти полностью написанного в блокадном Ленинграде и там же исполненного при полном аншлаге, несмотря на голод, обстрелы, бомбежки...

Сам Шостакович когда-то говорил, что не мог не сочинить эту симфонию, потому что хотел запечатлеть образ своей Родины, которая так отчаянно сражается...

Это композитору удалось тогда, и его великое произведение оказалось созвучно сегодняшним событиям. Взять хотя бы первую часть, символизирующую мирную жизнь, прерванную нашествием врагов. Алексей Толстой назвал когда-то барабанную дробь, звучащую в этом моменте: «пляской ученых крыс под дудку крысолова»...

Столь же удивительным и точным было попадание в наше время и в наши сердца стихов советских поэтов и историй жизни и подвига советских людей в годы Великой Отечественной войны, звучащих в исполнении артистов академического театра имени Лермонтова.

Стихи о войне читают артисты театра драмы
Александр ПлотниковСтихи о войне читают артисты театра драмы

Они же участвовали в совместном с музеем «Россия – моя история» проекте «Живая память», который стал завершающим в серии мероприятий 22 июня. В трансляции шла историческая хроника одного дня – 22 июня 1941 года: от 00.30, когда по округам была секретно передана директива – занять огневые позиции, но на провокации не поддаваться, и до 23.50, когда такой же директивой предписывалось советским воинским частям нанести контрудары по группировкам врага. Они, кстати, по ряду направлений были выполнены. Даже командующий «Люфт-ваффе» впоследствии признавался, что до этого его асы никогда не теряли в день по 300 самолетов. Командующий 4-й армии Вермахта Людвиг Кюблер отдал приказ о частичном оттягивании сил от Брестской крепости из-за больших потерь в личном составе. Из Перемышля, разделенного до войны по реке на советскую и немецкую стороны, гитлеровцы и вовсе драпали. Оставили даже свою часть города... Так что первые шаги к Победе были сделаны уже в день начала Великой Отечественной войны – 22 июня 1941 года.

А 22 июня 2023-го показал, что память жива, а потому жива и будет жить Россия, которая снова сражается с фашизмом... А Украины, где в День память и скорби снесли очередной памятник солдатам-освободителям, по сути, уже не существует как государства. Она лишь плацдарм и прокси-лицо в нынешней войне. Потому что нельзя предавать память. Мы нашу память сохраняем.

«Бессмертный полк», Великая Отечественная война, 22 июня 1941 года начало войны, история, защитники Отечества, день памяти и скорби, народная память

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление