Ольга Полякова: «Пишу и растворяюсь в живописи»

Ольга Метёлкина

Признаюсь, было время, когда я находилась в плену стереотипа, что все художницы в какой-то степени похожи на Анну Адамовну из фильма «Покровские ворота» с ее крылатой фразой: «Я вся такая несуразная, вся угловатая такая, противоречивая вся»…

Однако чем больше я узнавала художниц, бывала на их выставках и мастер-классах, слушала отзывы об их творчестве, тем нелепее казались примитивные представления о представительницах искусства и их богемном образе жизни.

Теперь особое удовольствие доставляет общение с авторами в окружении их работ. В суете выставочных презентаций сделать это довольно проблематично, но если удается договориться об интервью в другое время, когда в зале нет посетителей, то получается многое понять и увидеть по-новому.

 

На выставке «Всё начинается с детства»
Ольга МетёлкинаНа выставке «Всё начинается с детства»

Гармония воспоминаний, впечатлений и эмоций

В выставочном зале Ставропольского отделения Союза художников РФ мы встретились с художницей Ольгой Поляковой именно в такой спокойной обстановке. Ее персональная выставка под названием «Всё начинается с детства» открылась еще в феврале, и теперь, в канун первого весеннего праздника, от живописных и графических работ повеяло пробуждением не только природы, но и трепетных эмоций, связанных с этим временем года.

Художник-педагог Ольга Юрьевна Полякова
Ольга МетёлкинаХудожник-педагог Ольга Юрьевна Полякова

Накануне импровизированную экскурсию по этой выставке провел для меня известный ставропольский художник Василий Сергеевич Поляков, муж Ольги Юрьевны. Именно он работал над созданием экспозиции этой выставки, поскольку имеет большой опыт в этой сфере. Ольга полностью доверяет его профессионализму.

Когда мы общались с Василием, я поинтересовалась, по какому принципу обычно создаются выставочные экспозиции, он ответил предельно просто: «Каждой работе должно быть комфортно». Человеку далекому от искусства, наверное, было бы странно слышать, что картины могут подавлять друг друга, «вступать в конфликт». Это действительно так. Как постоянный посетитель выставок, могу сказать, что грамотное размещение работ создает атмосферу для гармоничного их восприятия.

 Ольга Полякова. «В декабре»
Ольга Метёлкина Ольга Полякова. «В декабре»

Было очень интересно слышать от Василия Сергеевича, при каких обстоятельствах создавалась та или иная работа, с чем был связан сюжет, ведь все события происходили у него на глазах. Например, работы «Кариатида» и «Зима» служат воспоминанием о пленэре в Вологде, куда они ездили вместе в 2001 году. Есть целый ряд работ, географически привязанных к местам малой родины Ольги Поляковой-Бутырской, родившейся в Северной Осетии. А с тех пор как она переехала в Ставрополь, постепенно стал формироваться и художественный образ краевого центра. На выставке представлено несколько городских пейзажей, созданных некоторое время назад и уже в этом году. На них нет изображений архитектурных памятников и зданий, известных каждому горожанину, зато сразу же улавливаются характерные черты Ставрополя с его типичными каменными заборами и одноэтажными домиками, которых в городе сохранилось немало.

 

Кто в доме «главный художник», а кто «подмастерье»?..

Подумалось вдруг, что слово «творчество», в контексте деятельности художницы Ольги Поляковой, звучит слишком нейтрально, без эмоций, которыми пронизана вся ее жизнь. Здесь скорее подойдет высокое – «сотворение». Это и творчество, и созидание одновременно, процесс, в котором участвуют те, кто дышит с ней в такт и чей взгляд направлен в одном направлении. Речь, конечно же, о семье.

 Ольга Полякова. «Кариатида»
Ольга Метёлкина Ольга Полякова. «Кариатида»

Ольга и Василий Поляковы талантливы не только как художники, но и как родители. Они воспитывают трех дочерей – Пелагею, Василису и Александру. Каждой из них не раз приходилось позировать родителям для их работ. Ничего не поделаешь – повезло родиться в творческой семье.

– Я очень строгая мама, – признается Ольга. – Наверное, потому что меня так папа воспитал. Без строгости никуда. Дети должны понимать, что такое уважение, любовь, честь, порядочность и другие качества.

Говорят, что лучшее воспитание в семье – это личный пример родителей. Девочки, можно сказать, выросли в художественной мастерской. На их глазах рождались живописные работы, которые затем получали высокие оценки других художников, искусствоведов, выставкомов и жюри конкурсов. Но кроме профессионального творчества происходит постоянная внутренняя работа над собой.

Ольга Полякова. «Ромашки»
Ольга МетёлкинаОльга Полякова. «Ромашки»

– Я бываю вспыльчива, на эмоциях всегда, мне помогла вера, она меня упорядочила, «причесала», – поделилась Ольга. – Муж – глава семьи, он же – главный художник, а я – подмастерье, говорю шутя.

Когда экспозиция персональной выставки была готова, Ольга обратила внимание на то, как много в ее работах голубого цвета. Он с детства ее привлекал, подсознательно притягивал, небесные оттенки завораживали. Позже художница узнала, что в православной символике это – цвет Богородицы…

 

Ученики обретают крылья

Название персональной выставки Ольги Поляковой «Всё начинается с детства» имеет непосредственное отношение не только к ней самой, но и к ее нынешней профессиональной деятельности. Ольга рисовала с самого раннего возраста, везде и на всём. В семье же мечтали, чтобы дочь стала музыкантом и играла на скрипке. И только бабушка поддерживала страсть внучки к рисованию. Это она настояла на том, чтобы Ольга училась в художественной школе, а затем поступила в училище. В юности очень важна поддержка близких людей.

На афишу выставки Ольга Полякова поместила одну из своих студенческих работ – «Портрет на синем фоне». Почему именно ее? Василий Сергеевич объяснил это так: «В студенческом возрасте большинство будущих художников видят свои работы глазами учителей. Поэтому, когда те говорят, что сделано хорошо, получилось, – это знаковые моменты, на которые можно опираться и идти в будущее. А «Портрет на синем фоне» положительно оценил наш преподаватель Петр Порфирьевич Охрименко. Вероятно, его оценка поддержала Ольгу в тот момент. Это сильное впечатление запомнилось надолго, наверное, поэтому эту работу она решила поместить на афишу персональной выставки».

Ольга Полякова. «Сашин кот»
Ольга МетёлкинаОльга Полякова. «Сашин кот»

Спустя время Ольга Полякова сама стала наставником для своих учеников. С 2000 года она преподает в детской художественной школе Ставрополя. А еще одной из первых среди художников 15 лет назад начала вести занятия для детей в студии при художественном фонде. Логично, что в Год педагога и наставника в экспозиции персональной выставки художницы и преподавателя Ольги Юрьевны Поляковой было выделено место и для работ ее воспитанников. Они без преувеличения притягивают внимание зрителей. Всю стену занимают изображения филинов, сов и совят. Они созданы в авторской технике Ольги Поляковой, в которой использованы чернила и гуашь. При этом каждую работу отличает индивидуальный авторский почерк.

Ольга Юрьевна считает, что мастерство педагога заключается в том, чтобы увлечь ребенка, заинтересовать его, тогда ребенку самому захочется ходить на занятия, заниматься творчеством и видеть свои результаты. Она постоянно придумывает для них что-то новое, необычное, интересное. К примеру, они делают оттиски на холсте в технике монотипии. Так создавалась серия «Ритмы города», которую можно увидеть на выставке.

Ольга Полякова с огромным уважением говорит о своем учителе Петре Порфирьевиче Охрименко, во многом благодаря которому она сама стала преподавателем:

– Я всегда восхищалась, как он умеет настроить, к каждому найти подход. Причем кого-то он ругает, кого-то хвалит, хотя, казалось бы, и не за что. А потом в личной беседе он как-то сказал: «Вы же все разные, кого-то похвалишь, и у него крылья вырастут, и он пойдет дальше. А кого-то нужно поругать, и он начнет работать».

Теперь и сама, изучив детскую психологию, Ольга Юрьевна знает, где надо похвалить, где проявить настойчивость. При этом главное, считает преподаватель, нужно быть честным: «Если ты лукавишь, ребенок это чувствует. А если ты искренен с ним, то и он открывается».

В Ставропольской художественной школе практически из каждого выпуска Ольги Юрьевны учеников пять, а бывало 9 – 12 идут учиться дальше по специальности, поступают в наше художественное училище, в краснодарские, московские учебные заведения. Кто-то из них идет на живопись, кто-то на дизайн.

 

«Я не могу без живописи»…

Люди творческих профессий настолько погружены в своё дело, что не могут существовать вне его. Даже если руки заняты обычными домашними делами, голова думает совсем о другом. Казалось бы, в семье трое детей, забот больше, чем надо, но Ольга никогда не оставляла живопись. Возле работы «Тишина» она рассказала, чем навеян сюжет полотна. Это было непростое время, когда родилась младшая Саша, а средняя дочь Василиса пошла в первый класс. В одну из бессонных ночей, когда все наконец угомонились, художница обратила внимание на то, как из окна падает на стену свет от фонаря, освещая часть комнаты. Так появилась идея передать на холсте возникшее состояние покоя, умиротворения и тишины.

Ольга Полякова. «Тишина»
Ольга МетёлкинаОльга Полякова. «Тишина»

– Я не могу без живописи, это моё, – говорит Ольга Полякова. – Даже если расстроена, пишу и растворяюсь в живописи.

Добавлю лишь, что выставка «Всё начинается с детства» открыта в зале Союза художников России до 17 марта, и все, кто ценит живопись и графику, успеют ее посетить.

Ставропольское отделение Союза художников РФ, художник Петр Охрименко, ставропольская художественная школа, Ольга Полякова, Василий Поляков

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление