«Открытому дому – детской службе спасения» в Ставрополе – 30 лет

Ольга Богатеева

Большой весёлый праздник в честь этого события прошел на «Шести озёрах»

На базе отдыха
Ольга БогатееваНа базе отдыха

Как подметило руководство базы отдыха с таким живописным названием, уже 10 лет бесплатно предоставляющее организации свою территорию для проведения детских праздников, такого количества людей, более 190 человек, они в хуторе Подгорном Шпаковского района не видели никогда. Потому что воспитанников и настоящих друзей у ДСС за три десятилетия не только в Ставрополе, но и по всей стране оказалось немыслимое количество.

В доме ее всегда хватит тепла

Бессменный президент организации Роза Баранова, с которой мы дружим уже 18 лет, в конце августовского жаркого вечера сказала мне: «Оля, сегодняшний день мне напомнил слова из песни:

В доме моем много друзей, звуки музыки дотемна.

Много смеха и много долгих дней, когда я совсем одна.

В доме моем всем хватит углов, хватит воздуха и тепла.

Хватит добрых минут и ласковых слов...

Без вас дом мой пуст, как на снегу розовый куст.

Одна из мам на празднике тоже сказала пронзительные слова: «Сегодняшний день для меня как целое лето».

Оно и понятно, ведь родителям инвалидов в житейской кутерьме с кучей проблем настолько трудно выбраться из дома хотя бы на денёк, чтобы просто отдохнуть душой, насладиться красотой природы со своими детьми. Что уж греха таить, многие, если в семье появляется особенный ребенок, думают: «Моя жизнь закончена, радости не для нас». Именно эти мифы на протяжении долгих лет развенчивает Роза Теймуровна.

Созданная ею НКО берет своё начало в далеком 1993 году, она появилась как Ассоциация детей-инвалидов. Через несколько лет трансформировалась в Ставропольскую краевую общественную организацию «Дети-инвалиды». Как интересно родилось нынешнее название, вспоминает сама Роза Теймуровна:

– В 2001 году я возила детей на фестиваль «Кино без барьеров» в Ростов-на-Дону. Там надо было представлять организацию. Люди со всего Юга выходили и говорили: «Мы – «Надежда», мы – «Журавлик» и т. д. Я привезла с собой человек 15, мы вышли с ними в центр и говорим: «А мы – дети-инвалиды из Ставрополя». Мальчик из нашей организации, которому сейчас лет 35, спросил: «Розочка, я не понял, а почему мы так называемся?». Когда уже вернулись и другая часть наших детей съездила в экологический лагерь «Караван» (наш проект по очистке побережья Черного моря), они ко мне приходили домой толпами. Ребята подружились, праздники, Новый год отмечали у меня. В итоге, пока они придумывали название организации, оно родилось само. Квартира у меня не закрывалась, кто-то забывал замкнуть дверь, другие бегали туда-сюда. Вот мы и назвали «Открытый дом». Тогда был популярен мультик «Чип и Дейл спешат на помощь». Со стороны для себя мы выглядели так, потому что отзывались на любую просьбу о помощи. Мне уже тогда было понятно – нужно помогать другим вместе с детьми, чтобы они чувствовали себя полезными, поддерживали таких же, как они сами». В 2003 году мы зарегистрировали организацию «Открытый дом – детская служба спасения», правопреемник Ассоциации детей-инвалидов.

 

Протянули руку помощи

Роза в 20 лет родила сына Тимура и вырастила из него достойного мужчину, который сейчас живет и работает в Москве – хороший, воспитанный, красивый парень. А тогда, в конце 80-х, как она вспоминает, «поздно спохватились». В 1 год 8 месяцев малышу сделали прививку в момент, когда у ребенка был сильный диатез, сниженный иммунитет.

«К сожалению, все мы были молодые и глупые. Только в три года, когда в гости к свекрови пришла подруга и сказала, что с вашим ребенком что-то не так, как-то он у вас неправильно реагирует, мы обратили внимание. Ничего не замечали, потому что слух у него падал постепенно, да и лепетал он по-детски. Мне казалось, что солнце померкло. Было очень тяжело, не хотелось верить в диаг-ноз. Долгое хождение по врачам и специалистам. Было очень больно, ведь наш Тимур родился здоровым ребенком! А причиной потери слуха оказалась реакция на прививку».

Мальчик, благодаря активной маме, рос дружелюбным, научился прекрасно читать по губам, его речь отлично понимают родные и знакомые. Да и сама Роза даст фору любому сурдопереводчику, отлично передает жестовый язык. А тогда было время, когда всё вокруг разваливалось, нарушались права инвалидов, и в Ставрополе родители детей с самыми разными диагнозами решили объединиться под началом хрупкой, но очень бойкой молодой девушки Розы:

– Мы пришли в министерство соцзащиты края в 1993 году. Его сотрудники стали нам «крестными», ведь 10 лет юридический адрес нашей организации был на ул. Лермонтова. Мы просили помощи, и они нас поддержали. Нам нужна была информация, а взять её было неоткуда. Это в наши дни её полно. Когда сейчас говорят «я не знал», это уже не срабатывает, а означает, что человек не хочет знать, бороться за свое здоровье, решать свою проблему.

Первым воспитанникам «Открытого дома» уже под сорок, они дружат с Розой: «Для меня, наверное, самое ценное, что эти выросшие дети – близкие мне люди, подруги, друзья. Можно из них кого-то не слышать годами, но я всегда могу позвонить и поговорить. Я благодарю Бога за то, что это мои надежные товарищи».

Моя собеседница вспоминает, что воспитанниками организации были дети с самыми разными заболеваниями – глухие, слепые, с ДЦП, ментальными нарушениями: «И даже ВИЧ-инфицированные детки, которые в свое время заразись в больнице от пациентов из другого региона. К сожалению, многих уже нет в живых. Из 11 подопечных остались двое. Да и больных онкологией, которых мы курировали в те годы, начали спасать чуть позже, когда медицина развилась, появилась возможность выезжать на лечение в Москву, за границу».

Отделение онкогематологии детской краевой больницы и Ставропольскую краевую общественную организацию «Открытый дом – детская служба спасения» связали долгие годы дружбы, совместный проект «Мастерская «Белая улитка». Там малыши творили своими руками, хотя бы ненадолго отвлекаясь от тяжелых недугов. Верующие знакомые Розы ремонтировали в отделении шкафчики, в 90-е ведь негде было даже купаться.

«Они же месяцами там лежали, я брала у мам вещи, стирала у себя дома и приносила. Также очень много через нашу организацию прошло деток с психическими отклонениями, – продолжает Роза Теймуровна. – Сейчас целое поколение с аутичным спектром. Кстати, самой первой, с кем подружилась наша организация, лет 28 назад точно, была Ставропольская краевая психбольница №1 – одна из лучших в России, говорю со знанием дела. Мы были у истоков многих инициатив, способствовали тому, чтобы убрали решетки на окнах, реализовали много совместных проектов с клубом пациентов и их родственников».

Десятилетия сотрудничества связывают «Открытый дом – ДСС» и краевое отделение Российского детского фонда, бессменно возглавляемого Петром Слезавиным:

– Нас связывает особая дружба, потому что, когда мы не были еще общественной организацией, пришли к ним за помощью, за советом, они давали нам помещение и рекомендовали создать НКО. Низкий поклон Петру Васильевичу и всему коллективу. Перед 1 сентября фонд помогает одеть к школе детей из малоимущих семей наших подопечных, а также бездомных, которых мы кормим.

За такой большой период времени Роза Баранова с единомышленниками уже стала заниматься не только детьми, но и взрослыми. Она отмечает: «Я очень рада, что подопечные моей организации выросли и создали свои общественные ячейки. Например, мама Матвея, Наталия Коваленко, открыла региональную общественную организацию помощи молодым инвалидам «Жизнь без границ», они проводят много спортивных мероприятий уже не только для слабовидящих. В Армавире объединились родители детей с синдромом Дауна. В Михайловске создана НКО из волонтеров «Вектор добра». Сколько мы с ними с 2020 года объездили семей, детей, стариков! Так что я являюсь учредителем четырех общественных организаций».

 

«Мы можем то, что не могут чиновники»

И это вовсе не упрек в их адрес, а реалии жизни. Роза Теймуровна отмечает важный момент: «Когда несколько лет назад я, как и руководители других организаций, состоящие в основном из пациентов-хроников, входила в состав Общественного совета при минздраве края, мы тесно дружили с медучреждениями. Президент Ассоциации медицинских работников Ставрополья, главный врач краевого кожвендиспансера Михаил Земцов, возглавлявший Общественный совет, – один из тех людей, кто сумел объединить нашу медицину и социалку. Мы, общественники, всегда удивлялись, почему минздраву и минсоцзащиты не работать совместно, чтобы всё было в «едином окне». За границей так. Я участвовала в большом российско-канадском проекте по обмену, проходила двухнедельную стажировку в Канаде в 1999 году именно как общественница. Один сектор был преподавательский, второй – министерский, из чиновников, а третий компонент – мы. За мой опыт в Общественном совете я очень благодарна, но пришло другое поколение в министерство, и у них другое видение. Мы же всегда заявляем себя не только как партнеры, но и как помощники. Потому что есть вещи, которые медикам в рамках их полномочий не решить, например конфликтные ситуации в лечебном учреждении. Я очень бы хотела отметить из помогавших нам чиновников бывшего замминистра Ольгу Дроздецкую, по её инициативе в регионе создана система обеспечения адресной лекарственной помощи малоимущим. К сожалению, ее уже нет в живых. Помогала нам много и Наталья Козлова, возглавлявшая сектор детства. Могу сказать, что были в министерстве люди, которые справлялись с проблемами в один момент, не было ни одного нерешаемого вопроса».

Сейчас Роза Баранова состоит в общественных советах при краевом Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и при главном бюро МСЭ. Она признается, что опыт в общественных советах расширил её деятельность и понимание того, как и что делать.

Может, звучит самонадеянно, но Роза отмечает: «Я говорю в министерствах: «Мы можем то, чего не можете вы, возможно, вам мешают рамки каких-то законов».

Тому примеров много. Как журналист, я вникала в судьбу 40-летней женщины-бомжа, несколько лет просившей милостыню у Андреевского храма Ставрополя. Алену, обессилевшую, болевшую онкологией на 4-й стадии, Роза привезла в 2012 году в диспансер. А потом выяснилось, что ей не оказали медицинской помощи. Потому что у нее нет документов. Алена пошла умирать в лес. К сожалению, медики по-своему были правы: в неотложной помощи, например при кровотечениях, пациентам не имеют права отказать. Но онкобольные относятся к хроническим, которые должны иметь медполис и становиться на учет. А вот Розе Теймуровне более близки не бездушные инструкции, а человечность. Она кинулась искать средства, чтобы переправить Алену в хоспис в Нальчик, где до последнего дня за такими бедолагами ухаживали на чистых белых простынях, а не на картонке в лесу сёстры Ордена матери Терезы.

 

Накорми голодного!

Бездомными Роза Баранова занимается уже 13 лет. С моей информационной подачи за ее большое сердце она получила титул «Гордость России», хотя никогда не стремилась к званиям. И вспоминает к юбилею не о присуждении этого титула в Москве, не о народной победе в конкурсе «Что я сделал для города Ставрополя» 2016 года, не о премии «Гражданская инициатива», лично ей врученной Юлием Гусманом, а о том, почему открыла сердце бездомным:

Роза сопровождает бездомных в больницу
Ольга БогатееваРоза сопровождает бездомных в больницу

– Всё случилось на Рождество. Мне знакомая предприниматель из КЧР прислала новые вязаные вещи – шапки, шарфы, варежки. Я раздала их подопечным. Но много осталось, было очень холодно, и мы пошли 7 января искать, кто мерзнет на улице, чтобы их подарить. Познакомились с бездомными, и решили кормить их горячим обедом возле двух храмов Ставрополя. С тех пор делаем это много лет, не пропустив ни одной субботы, кроме той, в марте 2020 года, когда объявили пандемию. А потом нам позвонили из мэрии и передали слова Андрея Джатдоева, что мы с волонтерами можем продолжать кормить бездомных горячей пищей. Тогда еще были открыты подвалы, мы искали их на трубах, теплотрассах и приглашали поесть. Думали, что сделаем это единожды, но потом пришло понимание того, что эта социальная прослойка находится в невероятно сложной ситуации, поэтому с того момента продолжаем проект «Накорми голодного». Помогаем людям, кто сбился с пути, потерял свою дорогу в жизни. Самое главное – это твое внимательное и заботливое отношение к человеку, его проблемам. Из моей практики результаты могут быть совершенно неожиданными. Люди, почувствовав в тяжелый момент неравнодушие к себе, стараются изменить свою жизнь к лучшему.

А еще Роза на вопрос: зачем всю себя отдавать другим, нередко отвечает: «Говорят, когда мы предстанем перед Богом, он спросит: «Были ли вы милосердны?» Отвечу словами из Библии: «Милосердный будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего».

помощь нуждающимся, бескорыстная помощь, детская служба спасения, Роза Баранова, «Открытый дом – ДСС», Милосердие, благотворительность

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление