Премьера на ставропольской сцене: история любви в эпоху отчаяния

Ольга Метёлкина

В Ставропольском академическом театре драмы имени М. Лермонтова представили премьеру спектакля «Три товарища» по одноименному роману Эриха Марии Ремарка.

Есть литературные произведения, к которым в течение жизни непременно следует возвращаться, и не один раз. В разном возрасте перечитывать их в бумажном варианте, слушать аудиокниги, смотреть хорошие, непременно хорошие, экранизации и театральные постановки. Роман «Три товарища» в полной мере относится к таким произведениям. Тема «потерянного поколения» во все времена находила и продолжает находить отклик в сердцах думающих читателей и зрителей.

Спектакль поставила художественный руководитель Ставропольского театра драмы заслуженная артистка РФ Ирина Баранникова, обозначив его жанр просто – «история любви». Этим чувством пронизан весь сюжет, развивающийся на сцене на протяжении двух действий. Любовь не только связывает судьбы главных героев - Роберта Локампа (актер Олег Хомутов) и Патриции Хольман (актриса Дарья Сафонова). Это чувство становится единственным возможным смыслом существования персонажей в пространстве и времени.

Три товарища Роберт, Отто (актер Александр Сухарев) и Готфрид (актер Александр Кошелевский) узнали цену жизни в окопах Первой мировой войны. Совсем молодыми они заглянули смерти в глаза и спустя годы часто мысленно возвращаются в то время. «Всё же лучше было не раздумывать слишком много. Особенно наедине с собой. И по вечерам. Не то внезапно возникало прошлое и таращило мертвые глаза. Но для таких случаев существовала водка» - вот о чем думает тридцатилетний герой.

Впрочем, у молодости есть свои преимущества: Роберт и его друзья после работы в авторемонтной мастерской проводят время в кафе «Интернациональ» и в баре у Альфонса, участвуют в гонках, ходят в кино (с этой сцены и начинается действие спектакля).

Отто Кестер – владелец той самой авторемонтной мастерской, которая в кризисные времена дает всем троим заработать на жизнь. В исполнении актера Александра Сухарева этот персонаж обладает не только азартным характером, Отто олицетворяет собой надежность.

В роли Готфрида Ленца зрители увидели актера Александра Кошелевского. Его персонаж наделен набором качеств, характерных для амплуа героя-любовника. Но за его привлекательной внешностью, легким характером, очаровательной беззаботностью скрывается то, о чем он хотел бы забыть. «Мы живем в эпоху отчаяния, - говорит Ленц. - Тут приличествует только чувство юмора». Из троицы закадычных друзей он самый остроумный и веселый, знает правила обходительного обращения с девушками. И всё же из всех Патриция выбрала не его, а Роберта.

По признанию Олега Хомутова, в этой работе очень много того, что дорого ему не как артисту, а как человеку: «Так много моих личных точек соприкосновения с этим персонажем. За сто лет изменились какие-то предметы, быт, но не внутреннее состояние человека, его переживания, эмоции, которые, наверное, сохранятся еще на века. Любой спектакль, любая роль требует определенной отдачи, нельзя выходить на сцену и не верить в то, что ты делаешь».

У актера Олега Хомутова очень выразительная мимика и говорящие глаза, которые обнажают внутреннее состояние его персонажа. Вначале, когда герой знакомится с Патрицией, в них отражается сомнение: возможно ли, что такая девушка полюбила его. А позже только глаза выдают нестерпимую боль Роберта, когда он наблюдает за медленным угасанием Пат от смертельной болезни, понимая, что ничего не может сделать.

Исполнительница главной женской роли актриса Дарья Сафонова - хрупкая, изящная, обладающая завораживающей грацией, как будто сошла со страниц романа «Три товарища». В интервью перед премьерой она призналась: «Работая над ролью, пришла к выводу, что Патриция – это лучшая версия меня, идеальный образ женщины. Я всё-таки более земная». Главной и наиболее ценной чертой характера своей героини Дарья Сафонова считает любовь к жизни. «Этот материал врос в меня, на этапе работы над спектаклем он 24 часа в сутки был со мной, - говорит актриса. - Что означает любовь к жизни? Наверное, и сегодня, и сто лет назад – это радоваться простым вещам, таким как запах сирени, принимать и любить людей, какие они есть. У меня получается этому учиться».

У разных персонажей спектакля есть своя, пусть небольшая, отдельная глава в этом объемном повествовании. Так, владельца бара Альфонса (заслуженный артист РФ Александр Жуков) с главными героями связывает нечто большее, нежели чем барная стойка. «Альфонс знает, что такое война, он там был, поэтому как старший товарищ старается помочь, поддержать, - говорит о своем персонаже Александр Жуков. - Есть вещи, которые сближают больше, чем ежедневное общение в социуме. У них другая связь и ответственность друг за друга. Альфонс внутри очень светлый человек. А в жизни больше света, чем тьмы».

Несколько поколений читателей спорили с автором романа, говоря, что товарищей в нем вовсе не три. Образ Альфонса – одно из убедительных тому подтверждений. На ум приходит еще один персонаж, который в спектакле ведет себя почти как одушевленное существо. Это «Карл», рукотворное чудо техники. Друзья купили на аукционе старый кадиллак, отремонтировали его, поменяли мотор на гоночный. И этот фантастический «призрак шоссе» с человеческим именем Карл, носившийся со скоростью под двести километров в час, тоже сыграл свою роль в истории любви «в эпоху отчаяния»: без его участия, возможно, не случилось бы знакомство Роберта и Патриции.

Хозяйка пансиона, в котором Роберт снимал комнату, миловидная фрау Залевски (актриса Мадина Шарипова) находит себя в том, что окружает искренней заботой и вниманием каждого постояльца. Так она не чувствует одиночества. Эрна Бениг (почётный деятель искусств СК Елена Днепровская), как большинство девушек-секретарей во все времена, весьма привлекательна, следит за модой и увлекается танцами. И даже у однополчанина Роберта – Валентина Гаузера (актер Константин Юрченко) своя философия любви к жизни. «Он не знает, что ему делать со своей жизнью, и поэтому просто радуется тому, что всё еще жив», - говорит Роберт о Валентине, который, получив наследство, очень быстро спустил все деньги, попросту пропив их.

Параллельно с расцветающим чувством Роберта и Патриции в сюжете происходит нечто противоположное в семейной паре Хассе, живущей по соседству в пансионате фрау Залевски. У фрау Хассе (заслуженная артистка РФ Светлана Колганова) любовь к жизни проявилась неожиданным образом: она поняла, что муж недостоин ничего, кроме презрения, и ушла к другому мужчине. Господин Хассе (почётный деятель искусств Ставропольского края Владимир Лепа) появляется всего в нескольких мизансценах, но его банальная история на глазах зрителей вырастает до масштабов настоящей трагедии: «Он выглядел как человек, в которого только что выстрелили, но он еще не верит этому и не чувствует боли, он ощутил пока только толчок».

История супругов Хассе не может не трогать, особенно на контрасте с отношениями Роберта и Патриции. Что может быть прекраснее любви молодой красивой пары?.. И что должно произойти с теми же людьми спустя годы, чтобы один из них решился на страшное?.. Наверняка господин Хассе и его супруга заключали брак по любви, но с годами для одного из них это чувство превратилось в болезненную зависимость, а для другого стало невыносимым бременем. И здесь на память приходит аксиома Льва Толстого, что «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

Понятие ансамбля в театре, как правило, применяется в отношении актеров. Всех остальных специалистов, участвующих в постановке, обычно называют командой. В данном случае я бы не побоялась назвать ансамблем всех, кто создавал спектакль «Три товарища». Такая цельная органичная постановка могла получиться только в творческом содружестве режиссера Ирины Баранниковой, всех актеров, художника-постановщика Александра Якунина, художника по костюмам Янины Куштевской, хореографа Елены Днепровской, создателя музыкального оформления Григория Тюкова и художественно-постановочной части театра.

Лаконичная, на первый взгляд, сценография по ходу действия удивляет изобретательностью замысла ее автора: декорации трансформируются в зависимости от мизансцен и создают стилистически оправданное пространство, в котором существуют герои. Одежда героев аутентична, их прически тоже отвечают моде 20 - 30-х годов прошлого века. И даже цвет в костюмах несет смысловую нагрузку. Так, если платья Патриции жемчужного, голубого оттенков подчеркивают утонченность и благородство героини, то грязно-зеленый костюм фрау Хассе воспринимается как необходимое дополнение к характеристике его хозяйки.

Безусловно, спектакль много приобрел благодаря своему музыкальному оформлению. Так, без мелодий фокстротов, наверное, не было бы и того эмоционального отклика в зрительном зале, который возникает во время танца в баре у Альфонса. Музыка гармонично вплетена в сюжетное полотно, она создает лирическое сопровождение и эмоциональный фон для происходящих событий.

Думаю, зрители обязательно полюбят спектакль «Три товарища» и захотят посмотреть его не один раз. А лишние билетики на премьеру уже спрашивали.

Снимки предоставлены Ставропольским академическим театром драмы имени М. Лермонтова.

Александр Кошелевский, Эрих Мария Ремарк, Дарья Сафонова, «Три товарища», Олега Хомутов, Александр Сухарев, Ставропольский академический театр драмы имени М. Лермонтова, заслуженная артистка РФ Ирина Баранникова

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление