Премьера в театре-студии «Слово» показала, что «Жизнь прекрасна»

Ольга Метёлкина

Театр-студия «Слово» имени Владимира Гурьева представил новый спектакль по произведениям Антона Павловича Чехова «Жизнь прекрасна»

Участники спектакля «Жизнь прекрасна».
Александр ПлотниковУчастники спектакля «Жизнь прекрасна».

Премьера состоялась в конце января нынешнего года на «домашней» сцене во Дворце детского творчества.

Постановка была создана в рамках совместного проекта актеров репертуарной группы театра-студии «Слово» и участников театрального тренинга «Он и Она» Юлии и Евгения Пересыпкиных.

Напомним, что к творчеству Антона Павловича Чехова «Слово» обращается не впервые. Основатель коллектива заслуженный артист РФ Владимир Гурьев в 2008 году поставил по рассказам писателя спектакль «Сердцебиение», а в 2009-м – «Ожидание счастья».

Звучит как игра слов (особенно если учесть основную профессиональную деятельность Антона Павловича), но «Сердцебиение» в 2018 году было восстановлено в режиссерской версии ученика В.В. Гурьева Дениса Цопаря. Следующее обращение к наследию А.П. Чехова ознаменовалось совместным проектом театра-студии «Слово» и театральной студии Адвокатской палаты Ставропольского края: в феврале 2019 года зрители увидели спектакль «Свадьба». Вот и нынешний театральный сезон в «Слове» начался с премьеры «Искусство любить» по произведениям Н. Тэффи, М. Зощенко, А. Аверченко и, конечно же, А. Чехова.

Как объяснить такую преданную привязанность «Слова» к наследию незабвенного Антона Павловича? Должно быть, лучше всего об этом сказал Владимир Гурьев. В своем интервью летом 2009 года он так комментировал финальную премьеру сезона - спектакль «Ожидание счастья» по рассказам А.П. Чехова: «Хотелось не юморить, не хохмить. Там же глубокие человеческие судьбы за каждым образом. Перечитывая Чехова, я понял, что всё его творчество можно назвать «ожиданием счастья». Сам ждал и людям желал, лечил духовно и физически».

Можно сказать, что продолжатели дела, начатого учителем, нынешние руководители театра-студии «Слово» Евгений и Юлия Пересыпкины сохранили бережное отношение к творчеству А.П. Чехова и то самое «ожидание счастья», которое традиционно передается каждому очередному набору актеров.

В новой работе театра-студии драматургическое повествование построено на рассказах, сюжетные линии которых незаметно пересекаются и создают единое полотно, сотканное из незначительных событий с участием невыдающихся персонажей. А в результате оказывается, что из мимолетных ощущений и мелких деталей складывается обыкновенная человеческая жизнь, которая прекрасна сама по себе.

Режиссер не стремился к реалистичному показу времени, в котором существовали чеховские герои, костюмы и реквизит довольно схематичны, но не диссонируют с сюжетом и диалогами. Акцент на приметы эпохи в данном случае совершенно ни к чему. Ведь драматургическая основа отношений женщины и мужчины не требует дополнений и комментариев. Произведения А.П. Чехова, помимо всего прочего, замечательны тем, что на протяжении жизни могут восприниматься по-разному, в зависимости от накопленного жизненного опыта.

В одной из первых сцен спектакля показан фрагмент из хрестоматийной «Дамы с собачкой». Слушая диалоги Анны Сергеевны (ее роль исполняет Елена Сорокина) и Дмитрия Дмитриевича (Сергей Лещев), я пыталась вспомнить, как это произведение мы анализировали в рамках школьной программы, и думала, может быть, зря мы его «проходили» в столь юном возрасте. Тогда слова автора воспринимались только как слова: «И казалось, что еще немного – и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается».

«Свидание» (Федор Стасенко и Елена Сорокина).
Александр Плотников«Свидание» (Федор Стасенко и Елена Сорокина).

Гораздо понятнее в юности воспринимался рассказ «Свидание». В спектакле Елена Сорокина, которую зрители уже видели в образе дамы с собачкой, полностью перевоплотилась в юную восторженную девицу Соню, пребывающую в ожидании романтического героя, коим должен был стать для нее Егор Гвоздиков (Фёдор Стасенко). Зрители, не сдерживая смех, наблюдают за комичным развитием ситуации.

В спектакле «Жизнь прекрасна» естественным образом переплетены сердечные переживания героев в новелле «Страх» (играют Андрей Кейлин, Игорь Кофанов и Виктория Пирогова) и забавные сюжетные повороты в истории «Выигрышный билет» (Фёдор Стасенко в роли Ивана Дмитриевича и Сусанна Головко в роли Маши).

«Загадочная натура» (Наталья Мананникова и Алексей Москвитин).
Александр Плотников«Загадочная натура» (Наталья Мананникова и Алексей Москвитин).

Новая постановка театра-студии «Слово» - это очередной спектакль, в котором полную свободу для реализации своего творческого потенциала получили характерные и комедийные артисты. Чего стоит дуэт Вольдемара (Алексей Москвитин) и экзальтированной дамочки (Наталья Мананникова) в «Загадочной натуре». В новелле «Жених» публика вновь от души смеялась, наблюдая за терзаниями Пети, роль которого исполнил всё тот же Алексей Москвитин в партнерстве с Анной Елтышевой (Варя).

Кстати, в спектакле зрители увидели и руководителей театра-студии «Слово» Юлию и Евгения Пересыпкиных. Евгений Петрович на этот раз был вынужден примерить на себя образ вероломного мужа из рассказа «Хористка», который гневается на беззащитную хористку Пашу (Виктория Пирогова). А Юлия Пересыпкина прикоснулась к высокой чеховской драматургии, сыграв в небольшом фрагменте из пьесы «Три сестры».

В спектакле также приняли участие Сусанна Головко, Залина Телекова и Людмила Черкашина. Чеховские герои, благодаря характерам, которыми их наделили более века назад - автор и в наши дни – режиссер, получились живыми и понятными.

заслуженный артист РФ Владимир Гурьев, театр-студия «Слово», Антон Павлович Чехов

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление