Услуги Социального фонда — без заявления
.О проактивных услугах фонда, наборе социальных услуг и трудовых правах мобилизованных граждан газете «Вечерний Ставрополь» рассказала управляющий краевым Отделением СФР Елена Долгова.
– Елена Васильевна, сегодня Социальный фонд оказывает целый ряд услуг беззаявительно. Какие это услуги?
– С начала текущего года жителям Ставрополья оказано более 190 тысяч услуг Социального фонда в автоматическом формате. Основная цель внедрения проактивных услуг – ускорить процесс назначения мер социальной поддержки и сделать его максимально простым и удобным для граждан.
С января в беззаявительной форме краевое Отделение СФР оформило более 7000 сертификатов на материнский капитал и 14000 СНИЛСов. Кроме того, проактивно назначено более 3700 пенсий по инвалидности, 4000 федеральных социальных доплат к пенсии, а также более 8000 ежемесячных денежных выплат гражданам с инвалидностью.
Без заявлений от граждан также оплачиваются листки нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, выплачиваются единовременные пособия при рождении ребенка.
– Как человеку узнать, назначены ли ему такие выплаты?
Документы и вся информация об автоматически назначенных выплатах приходит в личный кабинет гражданина на портале Госуслуг.
– Давайте подробнее остановимся на пенсии гражданам с инвалидностью. Как они назначаются?
– Жителям Ставропольского края не нужно обращаться за назначением пенсий по инвалидности, краевое Отделение СФР делает это проактивно. С начала года пенсии в беззаявительном формате установлены более 3700 жителям региона.
Пенсии по инвалидности автоматически устанавливаются на основании данных Федерального реестра инвалидов. Сведения рассматриваются в течение пяти рабочих дней, затем гражданину направляется извещение о назначении пенсии в личный кабинет на портале Госуслуг либо по почте. Заявление о доставке можно подать онлайн на портале, в МФЦ, а также в клиентской службе СФР.
Гражданам, которые на момент установления инвалидности уже являлись получателями пенсии, например по старости, СФР автоматически предоставляет ежемесячную денежную выплату и набор социальных услуг, включающий лекарства и медицинские изделия, а также путевку и проезд в санаторий.
– До 1 октября федеральные льготники Ставрополья могут выбрать форму получения набора социальных услуг. Расскажите, пожалуйста, подробнее, как это сделать?
– Федеральные льготники Ставрополья могут ежегодно изменять порядок получения набора социальных услуг (в денежной форме или натуральной). Для этого до 1 октября необходимо подать соответствующее заявление на портале Госуслуг либо лично в клиентской службе СФР или МФЦ.
Стоимость набора социальных услуг с 1 февраля 2023 года составляет 1469 рублей. Заменить соцпакет деньгами можно как полностью, так и частично. Если гражданин желает сохранить существующий порядок, заявление писать не нужно.
Напомним, что к числу федеральных льготников относятся граждане с инвалидностью, ветераны и участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, граждане, пострадавшие в результате воздействия радиации и другие.
Набор социальных услуг предоставляется получателям ежемесячной денежной выплаты и включает в себя право на бесплатное получение лекарств, санаторно-курортное лечение и проезд на пригородном ж/д транспорте и на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
– Куда обращаться жителям края за получением услуг в натуральной форме?
– Предоставлением услуг в натуральной форме занимаются профильные организации и ведомства, например рецепты на бесплатные лекарства выписываются врачом в поликлинике.
Обращаем внимание, что следует обдуманно подходить к выбору между льготами и их денежным эквивалентом. Сохранив за собой право на натуральные льготы, гражданин может пользоваться услугами не в рамках их номинальной стоимости, а в необходимом объеме. Если отказаться от соцпакета (или его частей), то в течение всего года изменить способ его получения нельзя.
– Много ли ставропольцев обеспечило Отделение СФР путевками на санаторно-курортное лечение? Что нужно сделать, чтобы их получить?
– С начала 2023 года краевое Отделение СФР обеспечило путевками на санаторно-курортное лечение 2432 льготника и их сопровождающих.
Следует отметить, что путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд предоставляются федеральным льготникам, если от них не оформлен отказ в составе набора социальных услуг. Наличие показаний для лечения в санатории определяет лечащий врач.
Для получения путевки нужно подать заявление на портале Госуслуг либо лично в клиентской службе СФР или МФЦ. Одновременно с путевкой на санаторно-курортное лечение Отделение СФР предоставляет специальные талоны на бесплатный проезд к месту лечения и обратно.
– Кто определяет профиль санатория?
Профиль санатория определяется в соответствии с рекомендациями лечащего врача и врачебной комиссии. Путевки предоставляются в порядке очередности гражданам, включенным в Федеральный регистр лиц и имеющим право на получение государственной социальной помощи.
– Поговорим о трудовых правах мобилизованных граждан. Как известно, на время военной службы их трудовой договор приостанавливается. Что делать мобилизованным после возвращения?
– Гражданам, которые завершили прохождение военной службы по мобилизации, необходимо возобновить трудовой договор с работодателем в течение трех дней с момента возвращения.
В октябре 2022 года вступили в силу изменения в Трудовом кодексе РФ, которые определили особенности оформления трудовых отношений с мобилизованными гражданами, добровольцами и контрактниками. Согласно новым правилам, на период службы в Вооруженных силах России за ними сохраняется место работы, но действие трудового договора (а значит, и обязанности сторон) временно приостанавливается.
Пока сотрудник пребывает на службе, работодатель имеет право найти ему временного заместителя и заключить с ним срочный договор. Но при этом работодатели не вправе расторгнуть договор с мобилизованными в одностороннем порядке, это возможно только в случае ликвидации организации, закрытия ИП или истечения срока действия срочного трудового договора.
Действие договора возобновляется в день возвращения гражданина на работу, о чем он должен сообщить руководству за три рабочих дня. Это необходимо и для получения страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, например для выплат по больничным листам.
– Куда могут обратиться наши граждане, если у них остались вопросы?
Помимо личного посещения клиентской службы, жители края могут позвонить на номер единого контакт-центра СФР: 8-800-1-00000-1. Можно написать обращение на сайт фонда или в официальные аккаунты Отделения в соцсетях.