В Ставропольской филармонии выступил известный скрипач Никита Борисоглебский

.

Февральская афиша Ставропольской государственной филармонии изобилует разнообразными концертами

В череде которых особый интерес для любителей классической музыки представляет выступление заслуженного артиста России скрипача Никиты Борисоглебского с симфоническим оркестром.

Никита Борисоглебский, Анжелика Михайленко и Андрей Абрамов. Фото Татьяны Даниелян.
Никита Борисоглебский, Анжелика Михайленко и Андрей Абрамов. Фото Татьяны Даниелян.

Музыкант принял приглашение директора филармонии Ларисы Коневой и прилетел в наш город на пару дней из Берлина, чтобы порадовать ставропольских слушателей искусством владения инструментом, и затем продолжить гастрольный тур в Дубае. Никита Борисоглебский занимает достойное место в плеяде блистательных исполнителей. Природная одарённость, удивительная приспособляемость рук к скрипке и завидная трудоспособность дали возможность мальчику из Волгодонска в 14 лет поступить в Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского в класс знаменитого педагога - профессора Э.Д.Грача. В 18 лет Никита Борисоглебский стал самым молодым солистом Московской филармонии. Участие и победы в 11 международных конкурсах, в числе которых самые престижные — имени П.И.Чайковского в Москве в 2007 году, имени королевы Елизаветы в Брюсселе в 2009 году, открыли для него лучшие концертные залы мира и сотрудничество с выдающимися дирижёрами и симфоническими оркестрами.

Для ставропольских меломанов артист выбрал скрипичные концерты американо-мальтийского композитора А. Шора и советского композитора А. Хачатуряна. С творчеством Алексея Шора мы знакомы. В трактовке Карэна Шахгалдяна звучали его «Морские пейзажи», с сюитой «Четыре сезона на Манхэттене» познакомил Сергей Догадин. Концерт «Фантазмы» впервые прозвучал в зале Ставропольской филармонии в исполнении Никиты Борисоглебского и симфонического оркестра под управлением дирижёра Андрея Абрамова. Программное произведение крупной формы в трёх частях покоряет романтической мелодикой. В первой части («Танец граций») мягкий полётный звук скрипки солиста передаёт изысканно-изящные, чарующие своей пластикой, движения невесомых танцовщиц. Вторую часть композитор сочинил в жанре элегии (в переводе с греческого — «жалоба»). В трактовке Н. Борисоглебского музыка была наполнена ностальгической созерцательностью и меланхолией. Виртуозная партия солирующей скрипки в третьей части («Полёт сокола») рисует парение гордой птицы в заоблачной выси. Публика тепло приняла «Фантазмы» А. Шора и благодарила солиста и оркестр долгими аплодисментами.

С музыкой советского всемирно известного композитора Арама Хачатуряна ставропольские слушатели хорошо знакомы. На моей памяти его Концерт для скрипки с оркестром звучал в зале филармонии 20 лет назад в исполнении ученика 7-го класса ДШИ №2 Александра Пипинова. Дирижировал оркестром заслуженный работник культуры России Даниил Осиновский. Позже это произведение играл с оркестром под руководством Андрея Абрамова артист филармонии Сергей Петров. Концерт для скрипки А. Хачатурян сочинил «на одном дыхании» - за два месяца в 1940 году. Композитор посвятил опус своему другу скрипачу Давиду Ойстраху, который стал первым исполнителем произведения, названного музыкантами за живописную красочность мелодий «настоящей жемчужиной».

Концерт написан в традиционной классической трёхчастной форме. Энергичная главная тема первой части сменяется взволнованной распевной мелодией, напоминающей песню поэта-ашуга. На развитии этих музыкальных тем построена объёмная первая часть. Удивительная по красоте вторая часть в своё время по-разному трактовалась музыковедами. Одни считали, что композитор создал образ южной ночи с благоухающим ароматом цветов и чёрным бархатным небом, усыпанным яркими звёздами. А кто-то в основной теме услышал интонации народной армянской песни «Крунк» - стенания журавля, оказавшегося волею судьбы на чужбине и тоскующего по Родине. Финал Концерта — яркая картина весёлого народного празднества. Никита Борисоглебский блестяще исполнил очень сложное в техническом плане произведение и тонко передал композиторский замысел. Помогла ему в этом скрипка, обладающая звуком большой силы и объёма, в сочетании с мягким и сияющим тембром, сделанная в 2020 году австрийским мастером Мартином Швальбом по модели инструмента Гварнери дель Джезу.

Для оркестра и дирижёра совместное музицирование с артистом мирового уровня всегда даёт возможность подняться на более высокую ступень мастерства. Что и было сделано. Андрей Абрамов чутко следовал за всеми желаниями и замыслами солиста, выразительными жестами управляя оркестром, который достойно выдержал соревнование, ведь слово «концерт» в переводе с латинского — «состязание». Особо хочется отметить игру солиста оркестра Сергея Мнацаканяна. Арам Хачатурян в произведении большую роль отвёл солирующему кларнету, который часто вступает в диалог со скрипкой. У Сергея кларнет порой имитировал звучание народного армянского инструмента — дудука. Выразительно прозвучало соло группы альтов во второй части концерта. Хороший строй и штриховая оснащённость отличает струнную группу под руководством концертмейстера оркестра Анжелики Туницкой.

С творчеством композиторов А. Шора и А.Хачатуряна в преамбуле концерта слушателей кратко и ёмко познакомила музыковед Анжелика Михайленко. Зал долго рукоплескал Никите Борисоглебскому, Андрею Абрамову и оркестру за общение с «живой» музыкой и доставленное удовольствие.

Татьяна ДАНИЕЛЯН,
заслуженный работник культуры России,
член Союза журналистов России.
Фото автора.
скрипач Никита Борисоглебский, Ставропольская государственная филармония, директор филармонии Лариса Конева

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление