Возрождение духовности: первый храм в Юго-Западном районе

Ольга Богатеева

Осенью 30 лет назад в Ставрополе под создание храма в 4-й горбольнице передали помещение «красного уголка».

По кирпичику… для храмосозидания

Коренные жители юго-западного района, а я переехала в новостройку ребенком в далеком 1986-м, помнят, как до 1998 года на месте нынешнего храма святого Великомученика и Целителя Пантелеймона на улице Тухачевского была пустынная степь. За ним в пшеничном поле на месте мкр. Перспективного мы собирали васильки. А потом появился фундамент, давший начало храму в честь врачевателя душ наших.

Все эти годы с первого дня основания настоятелем здесь служит протоиерей Павел Самойленко. Человек, который родился в многодетной семье священника и получил традиционное православное воспитание, не только освящал котлован для будущей церкви, что закономерно, но и своими руками носил кирпичи во время его строительства. И поныне отец Павел – неимоверно деятельный человек, является к тому же настоятелем храма Даниила Столпника, уже восьмой год он первый проректор Ставропольской духовной семинарии. Сотрудницы храма меня сразу предупредили, что настоятель – человек очень занятой, часто в разъездах и делах епархии. Но мою просьбу услышать историю больничного храма ему, конечно, передали. В те дни в Град Креста доставили мощи Святого Великомученика Георгия Победоносца. По благословению председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла встречу святыни возглавил как раз духовник Терского казачьего войска, благочинный III Ставропольского округа протоиерей Павел Самойленко. Он же совершил и богослужение. Уж и не надеясь на скорую встречу со столь занятым человеком, я вдруг получила сообщение из храма: «Ольга, приходите в воскресенье утром к началу Божественной литургии, потом будет водосвятный молебен, а там, может, и поговорите с нашим настоятелем». Обрадовалась я такому повороту, ведь хоть и прихожанка храма уже 20 лет, но не всегда получается его посещать.

Народ крещенный, но не просвещенный

Могла я начать статью с того, что в течение многих лет служит настоятелем больничного храма Святого вмч. и целителя Пантелеимона г. Ставрополя Павел Самойленко. За время его служения возведена двухуровневая церковь, создан храмовый комплекс, собралась крепкая приходская община. Работает 19 лет воскресная школа, есть библиотека имени Царственных мучеников с читальным залом, общество сестер милосердия во имя Святой великомученицы княгини Елизаветы Федоровны, молодежный центр, катехизаторская служба, православная школа, издательский и фото- центры, просфорня, трапезная.

Но ведь мне дал Бог возможность познакомиться с таким неординарным человеком и развеять многие мифы, например, слышала я мнение, что отец Павел – «самый строгий батюшка» Ставрополя. Действительно, бывают ситуации, когда нужно и строгость проявить к своим духовным чадам, поскольку порой именно она полезнее всего человеку для того, чтобы он изменил свою жизнь к лучшему. Об этом как раз я услышала в первые минуты беседы.

Впрочем, вкусный воскресный обед начался для меня неожиданно – с анекдота. После молитвы на вкушение пищи его рассказала сотрудница: «В небесной канцелярии докладывают Господу, что прибыли атеисты. Господь говорит: «Скажите, что меня нет». На что отец Павел спросил у нее: «А ты атеистам рассказывала этот анекдот?». Женщина ответила: «Рассказывала, и они в ужасе».

Тут же вспомнили другую шутку, гуляющую в интернете: «Не думайте, что у Господа нет чувства юмора, посмотрите на утконоса». Отец Павел прокомментировал: «Если бы Господь не обладал в определенной степени чувством юмора, как можно было бы создать такую красоту в мире, в природе? Это может сделать только поэт и творец, пребывающий и в веселии духа».

И сразу беседа перешла в серьезное русло: «Ольга, вы побывали сегодня на службе, молились усердно. Соборная молитва всегда лучше. А теперь пребываете у нас на трапезе, где мы общаемся, обмениваемся мнениями. Народ обезбожился, воцерковляться не хочет, в советские времена церковные люди были, потому что многие родились и воспитались еще до революции и получили подобающее воспитание. Недавно на территории храма сидел в трусах парень, ему сделал замечание, а он в ответ: «Пошел ты вон». Или говорят мне на исповеди: «А я во всем безгрешна» или «Я во всем грешна». Спрашиваю: «Вы самолет угоняли? Нет». А зачем такое бросать голословно? Сегодня на службе дама 15 минут по телефону разговаривала. Увидев меня, помахала рукой и продолжила болтать. Поэтому прежде, чем прийти в храм, нужно научиться соблюдать нормы церковной жизни. Пока мы не избавимся от этого протестантского, языческого наследия, толку не будет. За углом ночной клуб: сколько пьяных, одурманенных парней и девушек на улице матерятся! Перегородили дорогу машинами, и мы не можем к храму подъехать. По улицам толпы кришнаитов, язычников, неоязычников ходят, да кто угодно. А родное православие, воспитавшее Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, многие забывают. Надо возвращать народ в жизнь богобоязненную и благочестивую».

Батюшка добавил: «Хорошо, мы сейчас опомнились, Россия выступает против ЛГБТ и всякой дряни содомско-гоморрской».

Возгорелась лампада православия

И вот я узнаю об уникальной предыстории создания больничного храма. В январе 1991 года в Ставрополь в рамках побратимских связей по просьбе Владыки Гедеона горбольнице №4 из ФРГ передали приборы для гемодиализа. На торжественную церемонию по этому случаю в Епархиальное управление прибыл главный врач Владимир Бессонов. Молодой священнослужитель Павел Самойленко был тогда секретарем митрополита Ставропольского и Бакинского. Так и познакомились будущий настоятель и главный врач, их встреча переросла в крепкую дружбу. Владимир Анатольевич стал духовным сыном отца Павла. В первый день знакомства он сказал, что место, где пребывает столько страждущих, больных, непременно должно быть освящено. В интервью в спецвыпуске газеты «Свет Христов», подшивку которой мне любезно передал в дар настоятель Святопантелеймоновского храма, в номере за 2001 год батюшка вспоминал:

«В дальнейшем мне неоднократно приходилось отвечать на многочисленные вопросы врачей, медсестер, однажды я предложил руководителю: «Стационар большой, нужен больничный храм». Бессонов дал своё согласие».

Обустроили ленинскую комнату, бывший зал заседаний, поставили иконостас, сделали солею (возвышение пола перед алтарной преградой). В 1992 году был организован первый сбор средств на храм, приобрели люстру, запрестольный крест и икону, церковную утварь. В Крещение Господне 19 января 1994 года собрание врачей больницы провел мэр Ставрополя Михаил Кузьмин, и 9 февраля храм был готов. А 10 марта 1994 года состоялось первое Архиерейское богослужение.

Владыка Гедеон тогда пожелал: «Пусть и здесь возжется лампада Православия, найдут дорогу ищущие поддержки у врачей духовных, коими являются служители Православной Церкви».

В дар храму он преподнес икону Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона. Вскоре возгорелась в храме лампада Православия, и из малых, разрозненных групп верующих образовался большой дружный приход. А 13 августа состоялась закладка больничного храма Святейшим Патриархом всея Руси Алексием II на прилегающей к больнице территории.

Время собирать камни

Отец Павел вспоминает:

«Годы ожидания не прошли даром. Это время было эпохой созидания крепкой церковной общины. Весть об открытии храма взбудоражила умы местных жителей. В юго-западном районе, который славился своей неспокойностью, появился очаг истинной православной духовности. И потекла в дом Божий вначале маленькая струйка, а потом огромный поток людей, ищущих правду Божию».

Помню, как 21 июля 1999 года маршрут общегородского Крестного хода, посвященного празднику Казанской иконы Божией матери, пролегал и через храм Целителя Пантелеймона. Участников шествия встречали прихожане, врачи, медсестры и пациенты. Гости направились во двор больницы, где возводились стены будущего больничного храма. В тот день каждый желающий мог оказать посильную помощь. Выстроившись в длинные цепочки, люди укладывали кирпичи, и к вечеру задуманное выполнили.

А еще запомнились последние дни перед миллениумом. Тогда многие, особенно мы, студенты, с особым трепетом ждали наступления нового тысячелетия. Моя крестная мне предложила: «В нашем новом храме отслужат новогодний молебен, не хочешь сходить?» Так я узнала, что христиане 31 декабря вечером приходят в храм поблагодарить Господа за год минувший, а священнослужители призывают Божие благословение на следующие 12 месяцев.

Как много лет минуло с той поры. Не хватит всей газеты, чтобы рассказать, с какой целеустремленностью, трудолюбием и любовью к чадам своим духовным отец Павел несколько десятилетий выполняет возложенные на него многочисленные послушания. Взять хотя бы дело, которое продвигалось вовсе не гладко, – строительство первого храма в районе. Наградой ему было, когда словно спасительный маяк заблистал над юго-западом Ставрополя в его День Ангела, праздник Петра и Павла, первый крест и купол. Событие привлекло огромное количество верующих, многие при его водружении не сдерживали слёз радости и благодарности.

Миссия духовно-милосердная

До 2018 года Пантелеймоновский храм был единственным в самом крупном районе с многотысячным населением. Выполняет он и миссионерскую функцию: люди изучают Священное писание, творения святых отцов. В библиотеке можно выбрать подходящие для своего духовного уровня развития книги. А 9 июля 2000 г. образовалось сестричество. Помню, как еще лет 10 назад на службе в первых рядах стояли женщины, давшие обет служения, в отличительной белой форме с красным крестом на груди.

«Сначала было около 30 сестер, сейчас осталось пять-шесть, – с грустью ответил на мой вопрос настоятель. – Скудеет земля русская на добрые души, куда-то они все идут: в ночные клубы, на дискотеки. По этому поводу мы очень печалимся и скорбим».

Узнаю в секретариате, что главная цель общества сестер милосердия при больничном храме – забота о людях на одре болезни. Медперсонал лечит и ухаживает за больными, а духовную помощь может оказать только верующий человек. По всем отделениям и в родильном доме сестры раздают просфоры, святую воду, крестики, молитвы, буклеты. Они оказывают социальную помощь в плане консультаций: как попасть на церковную службу, какому святому нужно молиться. В дни церковных праздников идут в палаты больницы скорой медицинской помощи со словами утешения. В основном все женщины – с высшим образованием, социальным, педагогическим. Но по велению души желающие могут попросить у настоятеля послушание на несение службы сестрой милосердия. Так что и воскресные Евангельские беседы, и работа Сестричества – настоящее миссионерское служение, которое осуществляет больничный храм Великомученика и Целителя Пантелеймона. Глава социального отдела, ответственная за работу с беженцами III Ставропольского округа епархии Ольга Скрынник рассказала, что работа здесь всегда кипит:

«Очень много потребностей у людей. На гуманитарном складе у нас находятся женская и мужская одежда в хорошем состоянии, обувь и продукты питания. Нуждающиеся – малоимущие, многодетные – могут это получить. Наш отдел отправляет посылки и для воинов СВО, беженцев. Слава Богу, люди отзывчивые приносят, что могут».

Храм сотнями покупает бутылки воды, каждый день освящают и передают на фронт. Одна партия – минимум 500 бутылок. Также продукты питания длительного хранения бойцам – консервы рыбные и мясные, тушенка, колбасы, сало, картошка, чай, кофе. Закупают им балаклавы, теплые носки, постельное белье, одеяла, подушки, лекарства. Все могут принести это в храм для передовой. В каждую посылку вкладывают иконы, пояс «Живый в помощи».

«Мы здесь может покушать и собрать посылки солдатам только потому, что они нас там защищают. Нам что, должно быть жалко для них коробки печенья, а то некоторые говорят, что у них жалованья большие? – продолжает отец Павел. – Нам нужно быть сейчас всем вместе, если мы православное общество, пусть так и будет. У нас задача не просто противостоять Украине с Америкой, вы понимаете, с кем сегодня воюем? С миродержцем тьмы, бесом, сатаной, консолидирующим адские силы. В Евангелии сказано: войны, наводнения, ураганы, разрушения, болезни, голод – только начало скорбей. Покаемся – простит нас Господь, не покаемся… Никому еще ни при каких обстоятельствах не удалось переиграть Бога».

Потомственный терский казак Павел Самойленко стал и ответственным за возрождение казачества. В 2000 году он получил назначение войскового священника Терского казачьего войска по просьбе атамана Василия Бондарева, входит в состав коллегии войсковых священников казачьих обществ России. Когда в этот воскресный день на Божественной литургии священнослужитель читал записки о здравии, на одну из них особо обратил моё внимание: кто-то из прихожан к перечисленным именам своих родных добавил имена руководителей края, государства и духовенства и сделал отметку: «О даровании Победы».

В конце сложного, но очень насыщенного дня не отпустил меня настоятель храма без исполнения для рабы Божией Ольги хорового церковного пожелания благополучной и долгой жизни «Многая лета», фотографии на память с дружным коллективом, благоухающего букета полевых цветов с яркими розами и уникальными подарками – книгами, изданными к 180-летию Ставропольской и Невинномысской епархии. Низкий Вам поклон и благодарность! А всех православных – с праздником Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, который церковь отмечает сегодня, 30 сентября.

 Фото автора

4 больница, храм Целителя Пантелеймона, Град Креста, Ставрополь, Юго-Западный район

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление