Меры социальной поддержки

Тамара Коркина

Какой бы ни была финансово-экономическая ситуация в стране и крае, социальная защита населения неизменно остается приоритетной

Об этом мы много говорили, обсуждая бюджет края на нынешний год. Самое лучшее подтверждение реальности наших планов - быстротекущее время. Как на сегодня выполняется все задуманное по социальной защите ставропольцев? Об этом наш корреспондент беседует с министром труда и социальной защиты населения края Иваном Ульянченко.

- Иван Иванович, времена нынче экономически трудные и людям, особенно пенсионерам, инвалидам и многодетным семьям, приходится, что называется, считать каждую копейку. И, очевидно, многих порадовало недавнее решение краевой Думы о долгожданной индексации краевых мер социальной поддержки. Кто получит прибавку и каков процент индексации?

- Индексация действительно долгожданная, в последние три года дефицит краевого бюджета не позволял проиндексировать краевые пособия. Теперь такая возможность появилась. С июля ветераны труда, ветераны труда Ставрополья, ветераны боевых действий, реабилитированные граждане, малоимущие и многодетные семьи будут получать увеличенные на 4 процента пособия. Прибавка коснется и студентов из малоимущих семей, получающих пособие на проезд. Также будет проиндексирована введенная в прошлом году денежная компенсация на подготовку детей к школе. В прошлом году эту новую выплату получили 29 тысяч семей на 37 тысяч детей. Что касается федеральных пособий, то они уже с февраля проиндексированы на 5,4 процента.

Скажу, что в нашем крае практически треть населения получает различные выплаты и пособия как по федеральному, так и по краевому законодательству. Всего их 76. И здесь стоит сказать о том, что вопросы выполнения публичных обязательств по социальной поддержке населения всегда были для губернатора, правительства края, Думы в числе абсолютных приоритетов. Суммы, выделяемые из бюджета, ежегодно увеличиваются, и суммы эти немалые – более 13 с половиной миллиардов рублей. Думаю, все привыкли к тому, что все выплаты производятся в срок и в полном объеме.

- Когда-то, будучи депутатом краевой Думы и возглавляя комитет по социальной политике, вы много сделали для того, чтобы в крае был принят закон о государственной социальной помощи населению. Сегодня он работает?

- Закон был принят в 2008 году и действует по сей день. Он предусматривает оказание один раз в год материальной помощи тем, чей доход ниже прожиточного минимума. А в том случае, когда человек попал в трудную жизненную ситуацию из-за постигшей его тяжелой болезни, требующей дорогостоящего лечения, или из-за пожара, наводнения, иного стихийного бедствия, принесшего ему материальный ущерб, материальная помощь выплачивается в повышенном размере. За все время действия закона из бюджета края было выделено более 405 миллионов рублей. Государственную социальную помощь получили более 96 тысяч малоимущих семей и одиноко проживающих граждан.

С 2014 года мы внедрили новый вид оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, – социальный контракт. Всего в крае заключено 134 социальных контракта на общую сумму около семи миллионов рублей. Из них 25 – на индивидуальную предпринимательскую деятельность, 93 – на ведение личного подсобного хозяйства, 15 – на оплату услуг няни для ребенка или на посещение им дошкольного учреждения), 1 – на прохождение обучения.

Из 134 заключенных социальных контактов 125 заключили семьи с детьми. Больше половины из них не только преодолели трудную жизненную ситуацию, но и вышли из категории малоимущих.

- То есть это та самая «удочка», с помощью которой можно «ловить рыбу» самому? А насколько реально сегодня инвалиду или женщине с маленьким ребенком найти работу?

- Не скрою, несмотря на то, что общий уровень безработицы в крае уже третий год держится на уровне одного процента, найти работу инвалиду по-прежнему трудно. Хотя за два последних года нам удалось сделать прорыв. Благодаря созданию специальных рабочих мест, усилению контроля за исполнением законодательства о квотировании мест для инвалидов процент трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья вырос с 20 до 46,1. По квоте сегодня работают более 8 тысяч инвалидов. Улучшить ситуацию позволил и переход на адресную работу. В прошлом году центры занятости отработали 4 тысячи 700 карт реабилитации инвалидов. Сейчас по каждой территории края разработаны «дорожные карты» по повышению уровня занятости инвалидов, которые утверждены нашим министерством, главами администраций и центрами занятости.

Что касается трудовой занятости женщин, имеющих несовершеннолетних детей, то в 2015 году мы трудоустроили 5 тысяч человек из числа обратившихся в службы занятости, а в 2017 году – 7 тысяч, в том числе и на рабочие места с гибким графиком.

Кстати, раз уж мы заговорили о трудоустройстве, приглашаю всех читателей «Вечерки», интересующихся рынком труда, на первую в крае единую ярмарку вакансий. Она пройдет 23 марта одновременно во всех городах и районах края. В Ставрополе ярмарка будет работать в выставочном центре «Ставрополье», это район Верхнего рынка.

- Инвалидов и пожилых людей часто преследуют болезни, немощь, одиночество, апатия к жизни. Насколько эффективна помощь им социальных служб?

- Ежегодно мы оказываем помощь в решении этих проблем более чем 200 тысячам своих подопечных. Социальными службами предоставляются 90 наименований различных услуг. Кому-то нужен уход и помощь по хозяйству, а кто-то нуждается в услугах, направленных на продление активного долголетия.

Я с удовлетворением скажу, что сегодня среди пенсионеров много таких, кого ни по внешнему виду, ни по состоянию здоровья к старикам не отнесешь. Недаром уже появился новый общемировой термин – люди «третьего возраста». В этом возрасте многие сохранили трудовую, социальную и общественную активность, путешествуют, занимаются спортом. Для них важно иметь возможность поддерживать здоровый образ жизни. И мы им эту возможность обеспечиваем. Во всех наших центрах социального обслуживания, а они есть во всех городах и районах края, многие годы работают отделения дневного пребывания пожилых людей. В них есть различные кружки, клубы, университеты «третьего возраста» и так далее. Клиенты отделений могут заниматься спортом, художественной самодеятельностью, творчеством. В последние три года отделения становятся социально-оздоровительными, здесь появляются «группы здоровья», «школы здоровья», клубы «Социальный туризм для пожилых».

Сегодня пожилые люди могут получать в центрах социального обслуживания физио- и грязелечение, фитотерапию, массаж, сеансы лечебной физкультуры, оздоровительной ходьбы, релаксации и многое другое.

- Хорошо, если человек может прийти и получить эти услуги. А если он по состоянию здоровья ограничен пределами квартиры?

- Очень актуальный вопрос. За два последних года министерство приняло немало мер по оказанию помощи на дому. Это и «Санаторий на дому», и длительный уход за тяжелобольными людьми «Хоспис на дому», и развитие «Служб сиделок», служб экстренной телефонной помощи. На дому предоставляется широкий спектр социально-медицинских услуг, консультаций врачей по вопросам диетологии, рационального питания и здорового образа жизни.

В последние годы эти услуги становятся все более востребованными. Кстати, сейчас в крае нет очередности на надомное обслуживание.

- А как с очередями в стационар, скажем, в тот же Ставропольский геронтологический центр?

- Скажу, что на сегодня у нас нет очередности в стационары как общего типа, так и психоневрологического. Другое дело - Ставропольский геронтологический центр, который является нашим базовым учреждением и пользуется особой популярностью. Чтобы попасть в него, надо подождать. Хотя во всех наших учреждениях с круглосуточным пребыванием созданы одинаково комфортные и безопасные условия проживания, введено сбалансированное пятиразовое питание, организуется досуг, оказываются необходимые медицинские услуги. Помимо этого во всех стационарах отрасли работают медицинские, а также стоматологические и физиотерапевтические кабинеты, применяются элементы бальнео- , водо- и грязелечения.

Как результат - увеличение средней продолжительности жизни проживающих. По интернатам общего типа в 2014 году этот показатель составлял 78,8 года, а по психоневрологическим интернатам – 65,1. По итогам 2016 года – 79,9 и 75 лет.

Проблемы пожилых людей решаются в крае с учетом последних научных достижений геронтологии. С этого года у нас создан еще один геронтологический центр – на базе дома-интерната ветеранов труда «Бештау» в поселке Иноземцево. Это в значительной мере улучшит качество работы с пожилыми людьми в условиях стационаров. Во всех аспектах социальной защиты населения идет большая работа, думаю, люди реально ощущают ее повседневное улучшение.

 

интервью, Ставропольский край, Иван Ульянченко, минтруда

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление