Неподписанный протокол и последствия

Юлия Семененко

Случается, что водители спорят с инспекторами ГИБДД по поводу того, было ли нарушение правил дорожного движения. Нередко автомобилисты отказываются подписывать материалы.

Что будет, если отказаться ставить свою подпись под составленным автоинспекторами протоколом или, например, медосвидетельствованием. Издательство Autonews.ru разъясняет ситуацию, изучив практику Верховного суда и мнение юристов.

 

Нет подписи – нет протокола?

Отказ от подписания протокола – ошибка. В этом мнении однозначно сходятся автоюристы.

Многие уверены — подпись в протоколе и получение на руки копии документов является признанием своей вины, а если документы не подписать — есть шанс избежать ответственности.

Однако вот какое решение недавно по этому поводу принял Верховный суд.

В 2021 году автомобилиста из Санкт-Петербурга за рулем его иномарки остановили стражи дорожного порядка. От водителя пахло алкоголем - его отстранили от управления и отправили на освидетельствование. В медучреждении водитель отказался проходить тестирование. Кроме того, мужчина не стал подписывать протокол отстранения от управления, направление на медосвидетельствование и остальные сопутствующие акты. После инцидента гражданин на этом основании начал судебные тяжбы, которые растянулись более чем на 2 года. Автомобилист потребовал снять с него обвинение по части 1 статьи 12.26 КоАП «Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения». Санкция статьи предусматривает штраф 30 тысяч рублей и лишение прав на срок до 2 лет. Тем не менее Верховный суд оставил в силе решения нижестоящих инстанций. Несмотря на то, что водитель отказался от подписи в документах и не забирал копии, все они были приложены к материалам дела.

- То обстоятельство, что водителю не были вручены копии процессуальных документов, составленных в отношении него сотрудником ГИБДД, не влечет отмену судебных актов, поскольку от подписи материалов он отказался, — приводит издание строки из решения Верховного суда.

 

Почему протоколы надо подписывать

Многие ошибочно полагают, что, не подписывая акты, они таким образом выражают свое несогласие с нарушением. Некоторые водители вообще думают, что без их подписи протокол будет признан недействительным. Юристы предупреждают: отказываясь от подписи, водитель вредит только самому себе.

Протокол будет действителен и без подписи автомобилиста - достаточно наличие подписи инспектора и указания на то, что водитель отказался подписывать документ. Это во-первых. А во-вторых, подпись не означает согласие с нарушением – водитель имеет право на обжалование. А вот в случае отказа подписывать протокол автомобилист лишается права выразить замечания к нему и аргументировать свое несогласие.

Отказ от подписи фиксируется соответствующей записью в документах, и это ни на что не влияет. Протокол нужно подписывать, а вот в графе «Возражения» указывать, с чем не согласны. Расписывать много не надо – достаточно, например, написать, что нарушения не допускал и с протоколом не согласен, а объяснения прикладываю отдельно на двух листах, где уже подробно изложить свою позицию.

Юристы также напоминают, что инспектор ГИБДД, в зависимости от его звания, имеет право составить в отношении водителя протокол о нарушении либо сразу оформить постановление. В зависимости от вида документа, согласие или отказ автомобилиста его подписать может повлиять на ход рассмотрения дела.

Если инспектор уполномочен рассматривать административные дела, он на месте может выписать постановление о нарушении правил дорожного движения. Например, за отсутствие страховки или игнорирование ремня безопасности. Оформляя документ, сотрудник ГИБДД обязан спросить водителя, согласен он с тем, что нарушил и что сейчас ему выпишут постановление, или нет. Если автомобилист согласен, выносится постановление и протокол уже не составляется. У водителя есть 10 дней на то, чтобы оспорить штраф. При этом в постановлении гражданин ставит подпись в графе, что с нарушением согласен. Если же водитель не согласен с вменяемым ему нарушением и не подписывает документ, то инспектор к постановлению приобщает также протокол о нарушении. В нем водитель может написать объяснение, с чем он не согласен. Но даже если постановление он не подписал, оно все равно уже вынесено, и водителю придется его обжаловать. В этом случае протокол составляется именно как документ, где водитель может выразить свое несогласие.

Принципиально отказ от подписи ничего не дает — судья в любом случае будет изучать все собранные документы и материалы. Итоговое решение будет зависеть от доказательной базы, которую собрал инспектор — если ее достаточно, дело рассмотрят, если нет — его прекратят, поясняют эксперты.

 

Как правильно выразить свое несогласие

Прежде чем ставить подпись под протоколом, необходимо тщательно его изучить, убедиться в достоверности изложенного и в отсутствии пустых граф.

В случае если водитель не согласен с информацией в документе, необходимо в разделе «Объяснения и замечания по содержанию протокола» указать свое несогласие с нарушением и отметить ошибки, допущенные в его составлении.

Кроме того, несогласие с нарушением нужно изложить в графе для объяснений лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Юристы советуют написать следующее: «С нарушением не согласен. Нуждаюсь в помощи защитника». Такая просьба является одновременно и ходатайством, следовательно инспектор должен его рассмотреть.

автоинспекция, нарушение правил дорожного движения, Autonews.ru, Верховный суд, медосвидетельствование, инспектор ГИБДД, ПДД

Другие статьи в рубрике «Автоклуб»



Последние новости

Все новости

Объявление