Между третьим и четвертым зубом Манараги...

Сергей Гаврилюк

Новый роман Владимира Сорокина «Манарага» - что такое литература и с чем её едят?

Действие романа начинается 13 марта, как раз в день официального его выхода в печать. Главный герой — Геза, профессиональный book'n'griller, который зарабатывает тем, что удовлетворяет гастрономические запросы клиентов — жарит пищу на книгах. А поскольку в мире сорокинского будущего это противозаконно, запретный плод особенно сладок.

(Осторожно, спойлеры!)

Мир недавно очухался после разрушительных войн и революций, и любая экзотика — отдушина после тяжелого боевого пути. Book'n'grill стал таковой. Теперь книги принято читать в совершенно новом смысле: воплощения литературы прошлого превратились в дрова для готовки изысканного блюда. А поскольку физические носители теперь хранятся только в музеях и охраняются государством, book'n'grill является преступлением, и всякий повар, жарящий на Набокове, вне закона.

У поваров есть своеобразный центр — Кухня, у которой свои правила и кодекс. Есть ценные клиенты, а есть те, кого можно отложить в долгий ящик. Естественно, не все в мире повара умеют «читать», есть, тем более, свои «графоманы», которые готовят на дешевых романчиках, потому и услуги book'n'grill обходятся дорого и доступны лишь толстосумам: бандитам, бизнесменам, представителям элитарной культуры. И чаще всего ведут эти ребята себя очень странно.

Однако в какой-то момент на эту привычную систему подпольного потребления книг замахивается медвежья лапа и грозной тенью застывает над ней. И по жребию отрубать её должен именно Геза.

Вопрос о назначении литературы, её силе и будущем уже возникал в романе «Голубое сало», дар писателей, правда, не поедался, а превращался в бесценное топливо. Гастрономические запросы и извращения мы уже видели в «Пире», и вот перед нами квинтэссенция — буквоеды в практически буквальном смысле, извините за тавтологию. Само творчество даёт новый продукт — стейк, и, пока есть голодные до «чтения» клиенты, книги сгорают, чтобы удовлетворить этот голод. А нужны ли они для чего-то ещё в мире умных блох — насекомых, вживляемых в голову клиента за деньги? Если всё, что угодно обществу может сообщить микрокомпьютер, что ещё ему может дать книга? Эстетическое наслаждение они получают в процессе сгорания первопресса «Преступления и наказания», а следом за ним удовлетворяется и голод. Всё остальное — уже знает умная блоха.

Это ли не приговор печати или, наоборот, лекарство от забвения? Решать каждый будет сам. Впрочем, я иногда освобождаю полки от запылившихся книг.

Источник: foto-ural.ru
Источник: foto-ural.ru

Манарага - гора на Северном Урале, получившая своё название из-за схожести с медвежьей лапой. У неё семь вершин, за что на ненецком языке она прозвана «подобная медвежьей лапе» («мана» - лапа медведя, «раха» - подобный). Часть действия романа развернётся именно здесь, в момент принятия героем важнейшего решения для будущего книг. Хотя всё уже решено за него...

P.S. Мнение автора может в корне не совпадать с мнением кого-либо ещё.

P.P.S. И слава богу...

Сорокин, рецензия, Манарага

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Россия»



Последние новости

Все новости

Объявление