В плену визуального дискомфорта

.

Еще недавно экологические проблемы человечество рассматривало утилитарно, акцентируя внимание на вредных выбросах и растущих объемах мусора, требующего специальной переработки

Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 2.1
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 2.1

И немногие при этом задумывались о том, что на здоровье и самочувствие людей может негативно воздействовать не только загрязнение окружающей среды, но и… безликая архитектура.

Относительно недавно было открыто новое научное направление в области экологии. Российский ученый, доктор биологических наук Василий Антонович Филин ввел термин – «видеоэкология». Такое же название носит московский Центр, который он возглавил. Василий Филин убедительно доказал, что традиции мировой архитектуры основываются на объективных законах, и пренебрежение ими приводит к негативным последствиям: расстраивается зрение и калечится нервная система. Здоровье и самочувствие человека во многом зависит от того, что и как он воспринимает зрительно.

Так преобразился один из домов в поселке Солнечнодольске в 2021 году  (фото пресс-службы губернатора СК)
Так преобразился один из домов в поселке Солнечнодольске в 2021 году (фото пресс-службы губернатора СК)

Визуальная среда рассматривается как экологический фактор. На основании глубоких исследований сформирован новый научный подход. Видеоэкология является областью взаимоотношения человека с окружающей средой. Определены негативные аспекты формирования визуальной среды города, даны разъяснения, как сделать ее комфортной для человека.

По словам Василия Антоновича Филина, видеоэкология связана не только с экологией, но также с биологией, физиологией, офтальмологией, психологией, со строительными технологиями, архитектурой и дизайном. Профессор впервые рассмотрел окружающую визуальную среду как экологический фактор, опираясь на фундаментальные процессы зрения. Он заставил задуматься архитекторов, а также государственных чиновников и ученых всего мира, так ли уж полезна для людей имеющаяся городская инфраструктура?

 

Визуальная среда и психическое состояние человека

Выводы, сделанные ученым, неутешительны. Процессы индустриализации, рационализации и урбанизации отдалили людей от природного визуального идеала: искусственно созданная человеком среда перестала доставлять эстетическое удовольствие, и возникли определенные социальные проблемы. По мнению Василия Филина, урбанистическая архитектура, созданная в последние 50 лет, отторгла человека от естественной визуальной среды и отрицательно действует на его эмоциональное и психическое состояние.

Прежде взаимодействие архитектуры и экологии, как правило, воспринималось как применение в строительстве экологически чистых материалов и энергосберегающих технологий. Однако невозможно отмахнуться от научного факта, что человек постоянно находится под воздействием визуальной среды и нередко ощущает на себе негативное влияние городской архитектуры.

То, что человек воспринимает через органы зрения, - это и есть визуальная среда во всем ее многообразии: леса, поля, берега морей, рек и озер, горы, небо, здания и сооружения, а также интерьеры жилых и производственных помещений, автомобили, корабли, самолеты и еще многое другое.

Видимая среда условно делится на две части: естественную и искусственную. Естественная полностью соответствует физиологическим нормам зрения, тогда как искусственная среда во многих случаях противоречит законам природы и, как следствие, создала человеку дополнительные проблемы.

Восприятие видимой среды также зависит от ее освещенности. Когда создается искусственная среда, в которой находится человек, необходимо учитывать распределение в ней видимых элементов. В большинстве случаев это требование не выполняется, и создается противоестественная визуальная среда, гомогенные и агрессивные видимые поля.

В гомогенной среде совсем нет видимых элементов или число их минимально. При этом агрессивное поле может состоять из множества одинаковых элементов. Причины возникновения агрессивности различны. В природе гомогенная видимая среда отображена огромными снежными просторами Арктики и Антарктики, поверхностью морей и океанов, безоблачным небом. Но подобное зрелище обычно вызывает положительные эмоции.

С искусственной гомогенной средой в современных условиях человек сталкивается, находясь в городе, в доме, офисе, на производстве и в транспорте. В городах мира становится все больше безликих, серых зданий. Строится огромное количество одинаковых домов-близнецов. Типичный пример агрессивной видимой по-верхности - гофрированный или перфорированный металл. Взгляд на такую поверхность раздражает зрение и психику человека.

 

Как бороться с «неправильной» архитектурой

Гомогенные видимые поля в городской среде создают, к примеру, торцы зданий. При взгляде на гладкую однообразную стену глазам совершенно не за что «зацепиться», остановиться и сосредоточить свое внимание на определенных деталях. Это ощущение можно сравнить с тем, когда человек делает очередной шаг и не чувствует под ногами твердую почву. Эта ситуация ведет к ощущению дискомфорта.

«Голые» торцы зданий находятся в большой зависимости от времени года, погоды и освещенности. В вечернее время суток такие стены создают темное гомогенное поле. А в солнечный день — это яркая освещенная плоскость, на которую невозможно смотреть. Раньше в процессе проектирования здания такие стены архитектор умел наполнить деталями. Впрочем, в прошлые времена градостроительный совет не пропустил бы проект, содержащий пустые стены. Сегодня они стали нормой.

В архитектурной практике есть примеры настенных изображений, с помощью которых удается нейтрализовать и даже исправить гомогенные поля. Так, жителей поселка Солнечнодольска от визуального дискомфорта избавили муралы, созданные в ходе Международного фестиваля уличного искусства «Культурный код». Он проходил на Ставрополье в 2021 году. Более 60 российских и зарубежных художников из шестнадцати стран мира тогда украсили художественными граффити фасады свыше 40 многоэтажных домов, ничем не примечательной архитектуры.

Еще одной проблемой можно считать «стекломанию» - применение в архитектуре стекол больших размеров. Они тоже создают в городе гомогенные видимые поля.

Доказано, что ощущение визуального комфорта достигается охватом пространства с многоярусностью объемов, малыми размерами плоскостей и большими площадями озеленения. Глаза не любят прямые линии, особенно сверху. Плоские крыши раздражают зрение. Любой конструкции необходимо придать логическое завершение, зданию нужен силуэт. Хороший пример – московские высотки, построенные в 50 – 60-х годах ХХ века. У так называемого «сталинского ампира» и сегодня есть множество поклонников в нашей стране и за ее пределами.

 

Прочность и польза без красоты

Гармоничные творения рук человека уже много веков создаются в соответствии с триадой древнеримского архитектора и механика Витрувия - прочность, польза и красота. В современной архитектуре, как правило, есть и польза, и прочность, но, к сожалению, очень мало красоты. Человек научился успешно решать вопросы градостроительства, он умеет делать дома с удобствами: газ, вода, ванная, туалет, лифт, мусоропровод. Но фактически повсеместно нарушаются требования к визуальной среде. В городских условиях нередко одно агрессивное поле соседствует с другим: многоэтажки, имеющие большое число окон, панельные дома, облицованные керамической плиткой, кирпичная кладка с потайным швом, также всевозможные решетки, сетки, гофрированный алюминий. Не потому ли в последнее время в мегаполисах замечен рост числа случаев психических заболеваний. Специалисты называют это «синдромом большого города», он нередко проявляется в агрессивности человека.

По статистике, 30% людей, живущих в спальных районах с безликими коробками домов, заявляют, что этот район им вовсе не нравится, а 70% опрошенных вообще хотят уехать. Так происходит, когда объект представляет собой агрессивное видимое поле, где все доведено до крайнего рационализма. К тому же, зданиям очень часто не хватает цветового разнообразия и достаточного числа фасадных элементов: поперечных карнизов, продольных выступов и пилястр, эркеров.

В своем доме человек стремится обрести покой, уют, комфорт и защиту от стрессов. Современное жилье далеко не всегда способствует здоровому образу жизни. В кварталах каменных джунглей современных городов человек оказывается изолированным от естественной среды обитания и подвержен разнообразным вредным воздействиям, влияющим на его физическое и психическое здоровье.

 

Гармония внешнего пространства и внутреннего состояния человека

В архитектуре необходима гармония биологических форм. Комфортная для глаз человека визуальная среда – природа. В ней нет ни одной прямой линии. Когда у итальянского архитектора Паоло Портогези спросили, как ему удается строить такие потрясающие здания, не используя прямых линий, он ответил: «Я заимствую свои формы у природы». Его настольной книгой была «Структура, морфология в природе» с представленными во всем разнообразии формами жизни: от клетки и до человеческого организма. В нашей стране это называется архитектурная бионика. Когда человек отступает от природы, это приводит к дисгармонии.

Приходя на работу или возвращаясь домой, человек не можем объяснить себе причину испорченного настроения. А ответ может быть прост. Что он видел по дороге? Бесконечный ряд одинаковых многоэтажек с сотнями блестящих окон, решётки, сетки, громадные серые глухие стены, поверхности – гофрированные, ребристые, угловатые?.. Именно так из гигантских типовых строительных прямоугольных конструкций и сложены современные типовые города. Человек в погоне за рациональностью создал противоестественную для себя визуальную среду. Согласно замыслу природы, человеческим глазам для их работы необходима разнообразная, гармоничная, комфортная внешняя среда. Наши предки совсем не случайно создавали изысканные сооружения каменной кладки, деревянную резьбу, цветные витражи и красочные мозаики. Они интуитивно стремились к визуальной красоте. В прошлом люди, не имевшие современных представлений о физиологии глаза, хорошо знали о влиянии внешнего пространства на внутреннее состояние человека.

Архитектура – это долговечный и материалоемкий пласт культуры, в котором материализованы гигантские физические и интеллектуальные усилия цивилизованного общества. Приложенные усилия не должны быть напрасными. При этом объекты архитектуры должны радовать человека своим видом, формой, элементами, а значит, эмоционально и эстетически положительно воздействовать на него, и ни в коем случае не наносить ущерб его здоровью.

Евгений БУДАРИН, кандидат архитектуры, преподаватель архитектуры Ставропольского строительного техникума, член Союза архитекторов России, член Союза дизайнеров России, почетный архитектор Ставропольского края

Гармония, архитектура, визуальная среда, психическое состояние, огружающая среда

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»

Другие статьи в рубрике «Экология»



Последние новости

Все новости

Объявление