Боевое знамя как продолжение истории, жизни, подвига

Елена Павлова

78-я годовщина освобождения Ставрополя от немецко-фашистских захватчиков была отмечена двумя символичными событиями. Ровно в полночь 21 января установленные по всему краю часы обратного отсчета начали отсчет времени до 76-й годовщины Великой Победы. А в 8 утра состоялась также торжественная передача юнармейцам Поста № 1, несущим караул у Вечного огня, копии боевого знамени прославленной 53-й отдельной кавалерийской дивизии, сформированной здесь, в Ставрополе, в самом начале войны - в июле 1941 года. Той самой, которая вместе с 50-й Армавирской дивизией вошла в легендарную отдельную кавалерийскую группу (потом корпус) под командованием Льва Доватора.

 

Символ преемственности

Ставропольцы, сражавшиеся в рядах этой дивизии, стали примером исключительного мужества в боях подо Ржевом, Вязьмой, контрнаступлении под Москвой, при форсировании Днепра, Вислы, Одера.

В ознаменование 80-летия с момента основания 53-й кавалерийской дивизии и в честь бессмертного подвига героев-доваторцев городской Совет ветеранов принял решение о передаче копии ее боевого знамени Посту № 1. Это символ преемственности, красной линией прошедший и в самой церемонии передачи. Боевое знамя — святыня, которую солдаты хранили как зеницу ока. Так повелось с древних времен. В Великую Отечественную были тысячи примеров героического спасения знамени. Обожженные, простреленные знамена воинских частей бойцы спасали, выносили на себе, даже выходя из окружения (вспомните «Живые и мертвые» Симонова). Многие части, понесшие огромные потери, но сохранившие знамя, доукомплектовывались, сохраняя номер. Утратившие знамена расформировывались... Посему в этой символичной церемонии передачи знамени был глубокий смысл. Это как продолжение истории сформированной в Ставрополе 53-й отдельной кавалерийской дивизии — теперь уже в памяти поколений.

Из рук участника боевых действий Кирилла Кузнецова знамя принимает председатель городского Совета ветеранов Игорь Фаталиев.
Александр ПлотниковИз рук участника боевых действий Кирилла Кузнецова знамя принимает председатель городского Совета ветеранов Игорь Фаталиев.
Командир караула Поста № 1 знамя принял.
Александр ПлотниковКомандир караула Поста № 1 знамя принял.

Копию боевого знамени прославленной части вынес на площадь перед мемориалом солдат Отечества нынешнего поколения — военнослужащий 49-й армии, участник боевых действий Кирилл Кузнецов. Из его рук знамя приняли руководители краевого и городского советов ветеранов Алексей Карабут и Игорь Фаталиев (ветеран Афганистана), которые и вручили красное полотнище с номером части командиру караула Поста № 1. Этот парень и другие юнармейцы, ежедневно заступающие в караул у Вечного огня, — будущие защитники Отечества, которые воспитываются на достойных примерах подвига отцов, дедов и прадедов. Так уж складывается история России, что у нас каждому поколению достается по своей войне. А некоторым — и не по одной. Поэтому мы не можем себе позволить иметь короткую память. О Великой Отечественной войне будут помнить наши дети и внуки. Должны помнить. Им есть чем и кем гордиться.

 

День Победы приближали как могли

Ну как не гордиться нашими земляками, казаками-доваторцами, которые в тяжелейшем для советских войск августе 1941-го предприняли на Смоленщине беспрецедентный по дерзости рейд по тылам противника. И навели там такого шороху, что немецкое командование распространило приказ по группе армий «Центр». Смысл его сводился к следующему: «Дойчен зольдатен унд официрен не должны поддаваться панике из-за того, что в немецкий тыл якобы прорвалось сто тысяч красных казаков. Это панические слухи! - утверждалось в приказе. - Казаков прорвалось восемнадцать тысяч». На самом деле долбили немцев по их же тылам всего две дивизии - 50-я Армавирская и 53-я Ставропольская (общим численным составом в три тысячи казаков). Фашистские генералы в собственном приказе продемонстрировали истинность русской пословицы «У страха глаза велики» - успокоили солдат, называется: в шесть раз реальную численность противника увеличили. И не удивительно. Конница Доватора совершала просто невозможное: даже танковые атаки вполне успешно отбивала. Более того, сама немецкие «тигры» атаковала (известный подвиг группы лейтенанта Иванкина). Казаки, конечно, не в лобовую на танки шли и не с шашками наголо, а с «коктейлем Молотова» — сбоку налетали на головную машину и закидывали ее бутылками с зажигательной смесью...

Так было на Смоленщине, так было под Москвой, в районе Волоколамского шоссе, где дивизия отдельной кавалерийской группы Доватора с правого фланга «соседствовала» с дивизией генерала Панфилова, тоже ставшей легендой.

Остались в воспоминаниях и мемуарах слова 38-летнего генерала Льва Доватора, которые он произнес в один из последних дней своей жизни: «Сегодня немцы поймут, что Москву им не взять»...

…Покрыты боевой славой знамена дивизий, которыми командовал в суровые первые месяцы Великой Отечественной войны Лев Доватор. Принимая его, командир Поста № 1 опустился на одно колено и поцеловал знамя. Это воинская традиция, так принимают святыни.

Цветы к Вечному огню возлагают руководители края и города, ветеранских организаций.
Александр ПлотниковЦветы к Вечному огню возлагают руководители края и города, ветеранских организаций.

В церемонии передачи боевого знамени приняли участие губернатор СК Владимир Владимиров, председатель краевой Думы Геннадий Ягубов, глава Ставрополя Иван Ульянченко и другие официальные лица. Они почтили память погибших минутой молчания и возложили цветы к мемориалу «Огонь Весной славы» на Комсомольской горке, где похоронены советские солдаты, погибшие при освобождении города в ночь на 21 января 1943 года и умершие от ран в госпиталях.

Троекратный ружейный залп.
Александр ПлотниковТроекратный ружейный залп.

Казаки-доваторцы не освобождали наш город и наш край. Они воевали на других фронтах. И все-таки они приближали и День освобождения Ставрополя, и День Великой Победы. В тяжелых боях приближали. В июле 1941 года казаки сформированной в Ставрополе 53-й отдельной кавалерийской дивизии уходили на фронт. Конным маршем они следовали к южной окраине. Для многих из этих парней грунтовая дорога в клубах пыли, так непохожая на нынешний шумный проспект, стала дорогой в бессмертие. Тем не менее и сегодня широкий проспект, расчерченный полосами движения, гудящий многоголосьем несущегося автомобильного потока, светящийся огнями высотных домов, неоновых реклам, уже много лет хранит в себе память и гордое имя доваторцев.

освобождение Ставрополя, Великая Отечественная война, 78-я годовщина освобождения Ставрополя от немецко-фашистских захватчиков

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление