Быть Бобру?

Станислав Маслаков

В ставропольском кинотеатре СИНЕМА ПАРК КОSМОС прошёл предпремьерный показ комедии "СуперБобровы"

Супер Бобровы
СуперБобровы

Жанр российской кинокомедии давно уже выработал у зрителей условный рефлекс: если ты вынужден это смотреть, готовься к худшему. Почти наверняка ты увидишь плохо снятую и сыгранную историю про нелепых людей, попадающих в нелепые ситуации на фоне посредственного юмора и промышленного склада роялей в кустах. Не всегда, конечно. Бывают неплохие фильмы, эксплуатирующие национальные стереотипы ("Особенности национальной…") или даже пытающиеся сквозь смех всерьёз порассуждать о наших с вами проблемах ("О чём говорят мужчины" и прочее творчество Квартета И). Но, с одной стороны, это вопрос о ложке мёда в бочке дёгтя, с другой, даже подобные комедии, как правило, играют на понижение – такова специфика.

На этом фоне "СуперБобровы" пытаются выделиться, сказать нечто новое, сломать стереотипы. Получилось ли? Как любит говорить один известный кинокритик, и да, и нет.

Супер Бобровы
СуперБобровы

Фабула картины весьма незамысловата. Действие происходит в условном портовом городе на Черноморском побережье Краснодарского края. Мелкий мошенник по имени Олег из-за жадности теряет тонну контрабандной икры и теперь должен местному криминалу миллион рублей. Чтобы вернуть долг и не стать вынужденным донором внутренних органов для китайского чёрного рынка, он хочет взять кредит в банке под залог дома. Только не своего, а того, в котором живёт его невеста вместе со своим разношёрстным семейством. Дом представляет собой видавшие лучшие времена деревянный особняк, подлежащий скорее сносу, нежели ремонту (привет "Левиафану"), но с крепким новым забором и калиткой, которая закрывается на крючок. Помимо невесты главного героя Светланы в нём живут её отец (прячется от властей 5 лет за поджог дорогой иномарки), дед-сталинист (ненавидит всех и мечтает поскорее умереть), брат-астматик (любит собак и стремится попасть в армию, после которой не намерен возвращаться домой) и две сестры (толстоватая дурнушка, полная грёз о Бразилии, и той же комплекции девочка-подросток, которая хочет походить на взрослую леди).

Все персонажи насколько колоритны, настолько и ущербны. Спасти их может только чудо, прилетевшее прямиком в родовое гнездо Бобровых в виде метеорита. После катастрофы все они получают суперспособности, которые действуют лишь в том случае, когда семейство находится в полном сборе. Светлана становится невидимой, её сестра умеет летать, младшая девочка получает силу гидравлического станка, брат понимает собачий язык, дед оказывается бессмертным… По законам жанра главный герой долгое время не может раскрыть свой талант, но в итоге оказывается, что его небесный дар – простите, мочиться указательным пальцем. После апробации новых свойств "типичная российская семья" решает применить их для благого дела – ограбить местный банк, чтобы получить возможность реализовать мечту каждого.

Супер Бобровы
СуперБобровы

Недостаток оригинальности сюжета и симпатичности персонажей компенсируется смотрибельными (но не более) спецэффектами и радующими глаз современного россиянина сценами вроде уничтожения автопарка кубанских ДПСников и погрома в зале суда. Режиссёр Дмитрий Дьяченко умудряется и рассмешить, и удивить, и выразить сочувствие к героям. Но старательнее всего он раскачивает шаблоны из разряда "что такое хорошо и что такое плохо". Именно борьбе с последними табу русской души посвящён фильм.

"СуперБобровы" – просто кладезь для критики любого морализатора. "Духовные скрепы" вместе с "семейными ценностями" идут по адресу, указанному в предсмертной речи дедушки, которого играет блистательный Владимир Толоконников (Шариков из "Собачьего сердца"). Ограбление банка – допустимое дело, если ради семьи. Но при этом сама семья – тюрьма для подавляющего большинства её членов, которые только и мечтают навсегда из неё вырваться – кто в Бразилию, кто в вооружённые силы, кто – на тот свет. Бандиты – люди жестокие, но справедливые, с ними можно договориться. Правоохранительные органы – напротив, враг абсолютный, и его можно крушить. Тест на моральный выбор проходит каждый герой, но его результаты вовсе не такие, каких можно ожидать от фильма из категории "12+".

А самое страшное во всей этой истории как раз то, что она довольно-таки правдива. Она про каждого старика, для которого смерть лучше жизни. Про каждого отца семейства, так толком не сумевшего ни дом отстроить, ни детей путёвых вырастить. Про каждую некрасивую толстую девочку, которая хочет быть желанной. Про каждого, столкнувшегося с несправедливостью и недалёкостью властей. Про любого, для кого домашний очаг превратился в обузу, а возможность вырваться из адова круга своей опостылевшей жизни воплощается не упорным трудом, а мечтой о Невероятной Небесной Халяве. Как бы мы хотели изменить свою жизнь! Но только "по щучьему велению" и никак иначе… Поэтому глупо сравнивать "СуперБобровых" с зарубежными комедиями про супергеройские семьи. Это история не про забавные приключения с правильным хэппи-эндом. Это скорее по Фрейду, в творчестве которого мы всё больше воспринимаем Эрос и старательно игнорируем Танатос.

Супер Бобровы
СуперБобровы

В сухом остатке "СуперБобровы" – далёкий от совершенства фильм, который оказывается всё же глубже и интереснее, чем кажется на первый взгляд. Смеясь над его героями, в своих достоинствах, а всё больше недостатках похожими на каждого из нас, зритель выходит из зала со странным послевкусием. Оно, вероятно, и составляет главную заслугу этой картины.

рецензия, синема парк, СуперБобровы, кино

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Россия»



Последние новости

Все новости

Объявление