«Мышеловка» на реке Березине

Михаил Василенко

«Мышеловка» на реке Березине

Событие, которого не было

Двести лет назад должно было случиться важное событие. Русские войска на берегах Березины имели все возможности пленить самого императора Франции, однако сделать этого не сумели. В завершение победоносной кампании 1812 года не был поставлен впечатляющий восклицательный знак: Наполеон ускользнул в направлении Парижа, остатки его гвардии последовали за ним. Война продолжилась уже за пределами России, поражая современников своей кровопролитностью.
Каждый раз читая об этих событиях, испытываю досаду. Агрессор должен был понести заслуженную кару за сотни тысяч убитых и покалеченных, за испепеленный Смоленск, за взорванный по приказу Наполеона Кремль. (Русские, которых многие на Западе считали и считают дикарями, кстати говоря, в Нотр-Дам де Пари конюшню не устраивали и Версаль не взрывали.) Жаль, что корсиканский гений не был под конвоем доставлен в Петербург и, вознесшийся в собственной гордыне, не испытал позора на глазах всего цивилизованного мира.
Напрасно гадать, что Александр I, жаждавший поквитаться с Наполеоном за все предыдущие поражения и унижения, сделал бы с главным врагом и с покоренной им Европой. Но очевидно, что пленение великого полководца и государя до сих пор воспринималось бы как событие планетарного масштаба, как фактор, сдерживающий всех агрессивных недругов России.

Замысел и расстановка сил

«Мышеловка» на реке Березине

План окончательного разгрома и пленения Наполеона был разработан не фельдмаршалом Кутузовым, а вдалеке от походных биваков русской армии, возглавляемой великим полководцем. Авторами плана стали окружавшие императора Александра штабные петербургские стратеги. Государь его очень даже поддержал и одобрил, после чего в войска были отправлены необходимые директивы.

Что они предполагали? По-штатски говоря, захлопнуть ловушку на западной окраине империи на пути следования наполеоновской армии, в районе города Борисова. С юга туда должна была подойти Дунайская армия (24 тысячи «штыков») под командованием бывшего морского министра России адмирала Павла Чичагова. Всю военную кампанию она простояла у границы с Австрией — вынужденной и пассивной союзницей Наполеона, всячески уклонявшейся от ведения боевых действий.
В отличие от Дунайской, армия генерала Петра Витгенштейна (35 тысяч человек) пороха понюхала. Она прикрывала северное, петербургское, направление и даже одерживала локальные победы. Планом царя Витгенштейну предписывалось подойти к Борисову с севера и вместе с Чичаговым преградить путь отступающим французам, которых с востока поджимал сам Кутузов. Правда, армия фельдмаршала была весьма и весьма ослаблена холодами, болезнями и боестолкновениями и едва насчитывала тридцать тысяч солдат и офицеров.
Таким образом, атакуя с трех сторон, на берегах довольно широкой и еще не покрывшейся льдом Березины (вот вам и «генерал Мороз», которым потом оправдывался Наполеон) русские должны были триумфально покончить с агрессором.
Тот же, кого называли «корсиканским чудовищем», привел к Березине 40-тысячное воинство. Но из этой массы боеспособность сохранили далеко не все части, а преимущественно этнически французские, в первую очередь — знаменитая гвардия. За армией следовало еще столько же «сопутствующих» людей — от офицерских любовниц до деморализованных и безоружных солдат самых разных национальностей, от русских предателей до французских гувернанток, служивших ранее в Москве.

Фиаско и поиски виноватых

Бонапарт был осведомлен о замысле русских. Но это вряд ли бы ему помогло, если бы не промешкал Кутузов, не «опоздал» вдруг заробевший Витгенштейн, а Чичагов умел воевать на суше. Наполеон перехитрил адмирала и навел переправу там, где тот не ожидал. Первым на западный берег Березины перешел сам император, следом его лучшие части. После чего переправа была сожжена из-за появления русской армии. На восточном берегу военный гений Франции бросил десятки тысяч людей, в том числе раненых, детей, женщин, которые были уничтожены либо холодом, либо подоспевшими русскими и казаками. По большому счету великая армия Наполеона перестала существовать. А очень многих спасшихся через несколько дней погубили ударившие наконец настоящие зимние морозы. Тем не менее Александр I, его двор, да и общественное мнение в целом были разочарованы. Уже по горячим следам стали разбираться, кто виноват, и главной мишенью критики сделали бедолагу адмирала, который, в общем-то, случайно оказался во главе сухопутной группировки войск. Современники были к нему беспощадны. Баснописец Крылов даже сочинил творение под названием «Щука и кот», в котором щука (Чичагов) возжелала «мышей в анбаре половить», но потерпела гибельное фиаско: «и крысы хвост у ней объели». Венчает же басню знаменитое: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник…»

Генерал Витгенштейн и фельдмаршал Кутузов столь жестокой критике не подверглись, первый — как спаситель Петербурга, а второй — всего Отечества. При этом сам Михаил Илларионович посчитал генерала более виноватым, чем адмирал: Чичагов хотя бы пытался противостоять Наполеону, тогда как Витгенштейн вовсе увильнул от сражения.
А что же Кутузов? Часть историков, и великий Евгений Викторович Тарле в их числе, разработали версию, согласно которой прославленный фельдмаршал осознанно выпустил Наполеона в Европу, ради чего в решительные березиновские дни был до невозможности медлительным и вялым. Мотивами его поведения называются нелюбовь к Англии — главному врагу Наполеона и лукавому «союзнику» России, желание окончить войну выдворением неприятеля за пределы Отечества и, напротив, нежелание переносить боевые действия на территорию Европы, трусливо подчинившейся Франции и участвовавшей на ее стороне в войне 1812 года. А кроме того, якобы Кутузов без уважения относился к Александру и его окружению, и потому саботировал указание императора.

После Березины

«Мышеловка» на реке Березине

Как бы то ни было, Наполеон прорвался за Березину, что не замедлил объявить своей очередной победой. История пошла тем путем, который сейчас изучается в школах.

По-разному сложились судьбы главных действующих лиц нашего краткого рассказа. Кутузов, расстроенный, как говорят, продолжением войны, умер уже в начале 1813 года. Граф Витгенштейн на короткое время стал его преемником, но был дважды бит Наполеоном и вскоре вынужденно ушел с поста главнокомандующего.

Как всем известно, жизнь Александра I оборвалась внезапно в 1825 году в Таганроге. Так же довольно молодым скончался и Наполеон, не раз еще мысленно возвращавшийся на заснеженные берега Березины. Смею предположить, что Витгенштейн реже вспоминал сражение, которое он под разными предлогами избежал, да еще умудрившись не потерять при этом лица. Он продолжил карьеру, дослужился до генерал-фельдмаршала, получил княжеский титул, вообще был человеком вполне успешным и мирно почил в бозе в 1843 году во Львове.
Дольше всех прожил несчастный Павел Васильевич Чичагов. Подвергшись осмеянию и поруганию, он в 1813 году «по болезни» покинул армию и навсегда уехал из России. Жил преимущественно во Франции, рядом со своей дочерью, вышедшей замуж за тамошнего гражданина. Издав под вымышленным именем книгу, пытался объясниться и оправдаться, но не был услышан и понят. Больной и ослепший адмирал умер через 37 лет после битвы на реке Березине...

«Мышеловка» на реке Березине

Наполеоновские войны завершились сражением при бельгийской деревушке Ватерлоо, в котором русские воины не участвовали и которым так гордятся в Англии. Сам Наполеон, избежавший в 1812 году пленения русским адмиралом, сдался английским морякам.
А армия Российской империи все-таки познала триумф, победоносно войдя в Париж. Правда, когда пришла пора возвращаться на Родину, 40 тысяч солдат и унтер-офицеров (четверть всей армии) предпочли остаться во Франции, заделавшись батраками, а то и зятьями французских крестьян. Вернуть их в Россию не помогли ни амнистия дезертирам, объявленная Александром I, ни обещания оплатить дорогу за казенный счет. Так что, если кто-то отметит 200-летие победы в войне с Наполеоном бокалом французского вина, вполне возможно, отведает продукт, изготовленный потомком русского солдата. Нашедшего вторую родину в далеких краях благодаря тому, что императора Франции не взяли в плен на реке Березине.

Другие статьи в рубрике «Колонки»



Последние новости

Все новости

Объявление