Притяжение: мы не безнадёжны

Ярослав Распутин

На киноэкраны вышел «первый российский фильм об инопланетном вторжении» – «Притяжение» Фёдора Бондарчука

Притяжение
Притяжение

Идея сходить на фильм #упасибоже Фёдора Бондарчука после «Сталинграда» и «Обитаемого острова» поначалу вызывала сомнения, но любопытство пересилило. И не зря: несмотря на слабые для критики места, фильм стоит просмотра.

Чужие и «постистина»

Хотя в СМИ о «Притяжении» говорили в увязке со словами «инопланетное вторжение», падение корабля на Чертаново – очевидная декорация, призывающая посмотреть на себя со стороны. И ужаснуться.

Словом года-2016 Оксфордский словарь назвал «post-truth» – «постистина», ситуация, когда сила самоубеждения такова, что человеку важнее его убеждения, чем настоящее положение дел, и он находит и находит этим убеждениям новые подтверждения. Это на руку политикам: сыграв на чувствах человека, заставив его закутаться в информационный кокон, они могут нагло лгать и не бояться опровержений – в «постистине» правдой ничего не добьёшься.

Бондарчук, по всей видимости, пришёл к тем же выводам, что и составители словаря: его герои путают страхи с реальностью, вбивают себе в голову простую ложь и живут в ней, не слыша голосов протеста.

Именно так в обществе возникают все виды ксенофобии – агрессивной боязни инаковости. Можно ненавидеть мексиканцев, мусульман, геев, русских, украинцев и никогда не заметить своей неправоты. Абсолютно достоверно в «Притяжении» воспроизведено возникновение такой ненависти к чужому – ему приписываются злые намерения, дискриминация, а вскоре и собственные преступления становится возможно переложить на пришельца.

Притяжение
Притяжение

Отцы, дети и надежда

Фильм полон стереотипов. Язык культуры вообще похож на китайскую письменность: говорит не отдельными словами, а целыми комплексами. Но вписать совсем уж очевидные элементы этого кода в картину – балансировка на лезвии ножа.

Рефреном теме «чужого» звучит тема отцов и детей. Несопоставимые, казалось бы, ситуации имеют под собой одни и те же основания: люди не слышат друг друга, придумывают собственные объяснения любым событиям и во всём замечают подтверждение своей правоты. Героиня фильма прямо об этом говорит почти в каждом диалоге с отцом: «Ты меня не слушаешь!».

И, что важно, будучи сама «пришельцем» в своём доме, главная героиня не замечает, что и сама точно так же глуха, поддаётся всеобщей ненависти к пришельцам. Совершенно в духе романтизма ситуацию спасает что-то особенное, что находит в себе девушка: благодарность, пробивающую информационный кокон чуткость и в итоге – любовь.

Критики ругают Бондарчука за то, что в конце фильма его главную мысль «разжёвывает» говорящий компьютер. Говоря напрямую – на самом деле это не так. Где-то наивно, где-то слишком «по клише», не всегда в лучшую сторону на экране трансформируются все главные персонажи картины. И в ответ на ставшую повсеместной проблему «постистины» режиссёр просто и не претендуя на оригинальность отвечает: мир спасёт любовь – к близкому, ближнему, незнакомому, способная открывать глаза и снимать броню с сердца.

Притяжение
Притяжение

***

А ведь если подумать, та же «постистина» угрожает плохим отношением к картине. Настроившись на очередной провал российского кино, легко замечать лишь слабые места – и остаться полностью слепым к остальному. Не верите? Проведите эксперимент.

рецензия, Притяжение, Бондарчук, кино, фантастика

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Россия»



Последние новости

Все новости

Объявление