ТК «Южный»: куда «уходят» покупатели?

Лариса Денежная

ТК «Южный»: куда «уходят» покупатели?

В 90-х годах практически весь Ставрополь кормился и одевался с рынка «Южный». В выходные дни здесь, что называется, яблоку некуда было упасть. Люди закупали продукты ящиками по цене мелкого опта. А потом переходили на вещевые ряды, расположенные под открытым небом - порадовать себя обновками. Сегодня как крик SOS! - письмо от предпринимателей «Южного» о его «катастрофическом положении». Под обращением в редакцию поставили свои подписи около 200 человек.

Чем недовольны арендаторы?

Предприниматели сообщали: на рынке резко упала торговля, отразившись на снижении доходов, что и привело к главной проблеме – арендная плата за торговые места стала непосильной. «Закрываются модули, уходят арендаторы и, как следствие, растет оплата за свет, за охрану, то есть она равномерно распределяется на оставшихся, а люди продолжают «бежать» с рынка. Что же дальше? Какое-то чувство безысходности и постоянной тревоги за наше будущее и будущее рынка», - говорится в письме.

Арендаторы обвиняли администрацию рынка в отсутствии маркетинговой политики, отсутствии диалога. На общем собрании, которое состоялось 21января, были выдвинуты конкретные предложения по улучшению ситуации, в том числе и меры по экономии расходов на свет и отопление, свободный доступ покупателей на рынок и пр. На сегодня, как сообщалось в письме, нет стационарной обустроенной остановки общественного транспорта, бесплатной парковки. Въезд на рынок платный и для покупателей, и для самих арендаторов. Сообщалось о внутренней необустроенности модулей – отсутствии освещения непосредственно торговых мест, что сказывается на протяженности рабочего дня, текущих крышах, из-за чего портится товар. Затронули арендаторы и общее санитарное состояние рынка – несвоевременная уборка снега и сосулек с крыши, а также требующие ремонта ступеньки у входа в павильоны. Среди проблем – и очереди у касс при оплате арендной платы...

В редакцию «Вечерки» торгующие обратились для привлечения общественного внимания к проблемам торгового комплекса. Аналогичное обращение поступило и в комитет муниципального заказа и торговли городской администрации.

ТК «Южный»: куда «уходят» покупатели?

Есть общие позиции

– Торговый комплекс «Южный» - старейший и крупнейший в городе. Кстати, в этом году ему исполнилось 20 лет — площадка зарегистрирована 4 февраля 1994 года. Появился он на свет в статусе рынка площадью в 11 гектаров. Один из первых выполнил требования 271-го Федерального закона «О розничных рынках». И мы меньше всего ожидали, что здесь назревают какие-то проблемы. Пообщавшись с представителями инициативной группы, поняли: большая часть претензий - «внутреннего» порядка, которые должны рассматриваться с администрацией комплекса и не требуют вмешательства городских властей, - прокомментировал ситуацию директор комитета муниципального заказа и торговли городской администрации Алексей Ломанов.

А потому директору ТК «Южный» Заурбеку Бженикову, которого пригласили в комитет обсудить проблемы комплекса, указали: поводом для встречи стало недостаточное внимание руководства комплекса к нуждам торгующих. Понятно: январь-февраль — сезонный спад для торговли. Но есть и объективные моменты, которые требуют участия администрации рынка.

З. Бжеников согласился: да, начало года для арендаторов — не самое лучшее. Такая ситуация, впрочем, и на других рынках. Но «валить» все на администрацию — несправедливо. Арендная плата за места — не самая высокая в городе среди комплексов. Доказательством тому — как раз-таки отток торгуюших с других рынков на «Южный». Понизить ее невозможно. Повысились тарифы на коммунальные услуги, налоги и отчисления в Пенсионный фонд, за аренду земли. В 2013 году единый налог на вмененный доход, например, по сравнению с предыдущим годом увеличился более чем в три раза. В среднем за месяц — свыше 988 тысяч рублей против 288 тысяч. За аренду земли — свыше 904 тысяч рублей в месяц против 657,8 тысячи в 2012 году.

Что касается диалога, заметил директор комплекса, двери открыты для всех. Мало того, три-четыре раза в неделю он лично обходит рынок, любой может подойти с какими-то проблемами.

Завышенная арендная плата на «Южном», о которой говорили торгующие, на деле оказалась всплеском эмоций. Имеющиеся в комитете муниципального заказа и торговли цифры говорили об обратном. Отдел цен ведомства в сентябре прошлого года проводил мониторинг арендной платы за торговые места на торговых комплексах города, сравнивал аналогичные позиции по группам товаров на «Тухачевском», «Центральном», «Брусневском» и «Южном». Самым «дорогим» оказался «Центральный». К тому же, как заметил Алексей Ломанов, управляющая компания по закону сама определяет размер и стоимость торговых мест. Администрация города в коммерческую деятельность предприятия не вмешивается. Но, как отметил руководитель комитета, есть вопросы, которые касаются напрямую горожан, — уборка территории от снега, парковка, наличие остановки.

Директор ТК «Южный» рассказал: уборка снега не прекращалась несмотря на аномальность нынешней зимы. На эти работы заключен договор с фирмой «Калаус». Ежедневно выходило несколько единиц техники, а в особо снежные дни - до десяти. И эти затраты немалые – в месяц обходятся комплексу порядка в 400 тысяч рублей. Что касается разрушенных ступенек, то весной управляющая компания планирует провести их капитальную реконструкцию во всех павильонах. Очереди у касс — так арендаторы сами их создают, внося арендную плату в самый последний день. Тем не менее администрация комплекса готова вести переговоры с коммерческим банком о выделении дополнительных пунктов приема платы (забегая вперед, скажем, что эта проблема уже решена. — Л.Д).

ТК «Южный»: куда «уходят» покупатели?

Все испортил… транспортный вопрос

Пожалуй, самым проблемным стал вопрос наличия остановки общественного транспорта. Он обострился после изменения схемы движения маршрутных такси в объезд «Южного». Раньше на территории комплекса размещалась конечная остановка маршруток нескольких направлений, теперь они идут прямиком в жилой комплекс «Белый город». В результате покупатели могут добраться в торговый комплекс и уехать из него только «транзитом», и то, если водители согласятся остановиться «по требованию». Идти с сумками до ближайшей остановки к автостанции – желающих нет. Нет и торговли.

На обращение о возврате конечной остановки в разные инстанции, как рассказал З. Бжеников, им ответили отказом.

Решение этого вопроса оказалось за рамками компетенции комитета муниципального заказа и торговли. Но А. Ломанов пообещал на месте изучить возможность обустройства остановки с привлечением «транспортников». Заодно посмотреть и состояние павильонов, и парковку, пообщаться с арендаторами. На «Южном» побывала и автор этих строк.

50-процентные скидки. Для кого?

День выдался ветреный и морозный. В глаза бросились «терриконы» снега, которые еще не успели вывезти (значит, уборка идет), и... редкие покупатели. «Южный» был практически безлюдным. Среда, конечно, — не показатель. Однако, по словам продавцов, и в выходные торговля сейчас идет туго. Хотя почти на каждом магазине висит вывеска с объявлением о скидках от 20 до 50 процентов.

- В январе я с двух точек продала товара на 17 тысяч рублей, а заплатить за аренду нужно 20 тысяч, - поделилась с нами продавец.

Другие назвали мою собеседницу «счастливицей». «У нас все по нулям стоят. Люди занимают деньги, берут кредиты. А продажа — одно-два изделия в месяц», «Три дня простояла — ничего не продала. Даже по закупочной цене товар не идет...» - рассказывали продавцы. Январь-февраль – «не торговые» месяцы. Но главной причиной своих бед арендаторы назвали отсутствие остановки. Торговля резко упала, когда ее не стало.

ТК «Южный»: куда «уходят» покупатели?

Об остановке и маленькой скрипке в оркестре

В кабинете директора ТК «Южный» обсуждали главную проблему – транспортную – за картой дислокации комплекса. Здесь веское слово должны были сказать представители комитета городского хозяйства.

- Общественный транспорт должен быть организован по магистральным улицам, с освещением, тротуарами, заездными карманами и т.д. Мы не можем в нарушение всех требований загонять его во внутриквартальный проезд. То, что происходило до сегодняшнего дня - движение маршрутных такси фактически по территории рынка, чуть ли не между торговых рядов, да еще при массовом скоплении людей, - неприемлемо. Параллельный проезд не приспособлен для общественного транспорта. Движение здесь маршруток – исключено. Так что выход один: организовать заезд в комплекс и выезд из него на улицу Доваторцев, чтобы соблюсти все нормы безопасности дорожного движения. Нужно только согласовать этот вариант с ГИБДД, - резюмировал заместитель директора комитета городского хозяйства администрации города Василий Зебелев.

З. Бжеников, в свою очередь, рассказал: на территории комплекса зарезервировано место для заезда транспорта. Предприятие готово взять на себя расходы по оборудованию стационарного остановочного комплекса со стороны ул. Доваторцев. Комплекс ведет работу по обустройству дополнительных парковочных мест. Существующих - их порядка 400 (включая парковку возле сельхозрынка), конечно, не хватает. ТК «Южный» развивается. Только за прошлый год ввели в строй два павильона. А всего за два года в развитие рынка управляющая компания вложила 419 миллионов рублей (положили брусчатку, заменили асфальтовое покрытие, сделали декоративное освещение и пр.). Но свободных площадей больше нет. Сейчас подготовлена документация на аренду земельного участка рядом с комплексом под гостевую парковку. Весной, как только сойдет снег, начнутся строительные работы. Управляющая компания планирует провести здесь благоустройство по максимуму: поставить декоративные фонари, лавочки. Дело – только за покупателями. Которых здесь очень ждут.

Нужно отдать должное администрации комплекса. Часть вопросов «внутреннего порядка» здесь уже решили, и весьма оперативно. И что самое главное - состоялся продуктивный диалог администрации комплекса и арендаторов.

- Трудно дирижировать большим оркестром. Но маленькая скрипочка может внести какофонию. Настраивайте свой инструмент, чтобы он звучал правильно, - пожелал директору «Южного» на прощание Алексей Ломанов.

 

P.S. Когда верстался номер, нам стало известно о том, что комитетом городского хозяйства готовится проект постановления об изменении городских автобусных маршрутов. Этим документом будет предусмотрена организация на территории ТК «Южный» со стороны ул. Доваторцев конечной остановки для маршрутных такси нескольких направлений, которые свяжут комплекс со всеми районами города.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Я работаю на Южном рынке с самого его основания то есть с начала 1990-х,за это время менялись хозяева рынка,рынок расстроился и расширился но внутри рынка ничего не изменилось,всегда незаслуженно очень дорогая арендная плата торговых площадей, а с начала 2014г мало того что в очередной раз поднялась цена арендной платы,теперь чтобы заехать на территорию рынка на легковом автомобиле надо заплатить 50 руб.с грузовика побольше,работникам рынка в том числе, при том что вокруг рынка практически бесплатно припарковаться негде. Уже сейчас половина торговых площадей пустует,отчаявшиеся предприниматели не выдерживают поборы,налоговое и арендное бремя,массово бросают торговые места и уходят,следовательно и покупателю на южном делать нечего, в конце концов есть Метро,Окей и другие крупные торговые центры где и подъезд бесплатный и цены позаманчивее.Еще не поздно убрать шлагбаумы и снизить арендную плату хотя бы временно и рынок заработает опять.Очень надеюсь что администрация рынка подумает, есть такая поговорка ( жадность фраера сгубила) если только не специально разваливается Южный рынок.........................
Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
А для чего разваливать?
1

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов