Забытая военная профессия

.

В мемуарной литературе периода Великой Отечественной войны почти ничего не сообщается об очень распространённой в войсках того времени «должности» солдата-ездового. Все пехотные части и спецподразделения, роты и батальоны имели свои конные повозки

Чаще всего ездовыми назначались солдаты старшего возраста. Это были колхозники, с детства умевшие обращаться с лошадьми. Кроме табельного имущества в повозках у ездовых, которых называли «батями», находилось много другого полезного добра. Иногда командиры взводов и рот наводили порядок, выбрасывая всё лишнее, но припасливые ездовые постоянно пополняли свой запас. Необходимые в ратном деле топоры, лопаты, пилы, вёдра, котелки, ложки, шинели, мотки верёвки, железные печурки, иголки, бинты, трофейное имущество, включая съестные припасы, возвращались на свои места в повозки после командирских проверок. Главная забота ездовых – поддержание жизнеобеспечения вверенных им лошадей. Ездовые могли подковать лошадей, починить сбрую и повозки, вдобавок они плотничали, варили еду, косили траву, чинили обувь, были парикмахерами.

Советские солдаты скармливают лошадям немецкие караульные боты  из прессованной соломы, так называемые эрзац-валенки. Фото Натальи БОДЕ (источник: https.waralbum.ru).
Советские солдаты скармливают лошадям немецкие караульные боты из прессованной соломы, так называемые эрзац-валенки. Фото Натальи БОДЕ (источник: https.waralbum.ru).

Если Вторая мировая, по воспоминаниям мемуаристов, была «войной моторов», то на начальном этапе боевых действий на нашей территории, когда советским войскам пришлось отступать, именно конные повозки, управляемые ездовыми, под огнём противника смело приближались к переднему краю, подвозя боеприпасы, пулемёты, миномёты, орудия, кухни, вывозя из-под обстрела раненых. Несмотря на упорство в обороне, массовый героизм и отдельные успешные наступательные действия в первые месяцы войны, кавалерийские соединения вместе с другими частями Красной Армии вынуждены были после тяжёлых боёв отходить на восток. Тысячи конников погибали. Оставшиеся в живых, те, кто не смог перейти линию фронта, вливались в партизанские отряды. Руководитель партизанского движения на Украине дважды Герой Советского Союза С.А. Ковпак писал: «Пеший боец-партизан имел ограниченный радиус действия и этим был привязан к территории базы отряда. Посаженные на коня партизаны-бойцы за зиму 1942 года превратились в грозную силу, способную наносить врагу мощные удары. В условиях партизанской борьбы никакой двигатель не мог заменить коня. Обмотав копыта лошадей мешковиной, мы проходили в 50-100 метрах от вражеских гарнизонов совершенно бесшумно. В условиях бездорожья, в метель, стужу и туман совершали марши по 50-60 км за ночь. А сколько раненых обязаны своей жизнью скромным труженикам войны! Ведь большинство лазаретов и медсанбатов были на «конской тяге».

В битве под Москвой с успехом проявила себя сформированная конная пехота. В декабре 1941 года 16-я армия, сломив сопротивление немцев на Волоколамском направлении, оторвалась от базы снабжения более чем на 100 км. Разрушенные противником мосты и большие снежные заносы не позволяли использовать железнодорожный и автомобильный транспорт для бесперебойного подвоза войскам материальных средств, особенно боеприпасов и продовольствия. Чтобы не сорвать снабжение наступающих войск и армии, был сформирован гужевой батальон в составе 1200 саней, который напряжённо работал на маршруте от станции снабжения Павшино до перевалочной базы Матвеево.

Незаменимым помощником людей в блокадном Ленинграде также были лошади. Эти животные использовались для ведомственных служб, которым требовалась перевозка грузов – автомобильный транспорт был по максимуму мобилизован для нужд армии. 960 лошадей обслуживали «Дорогу жизни». Первым по тонкому льду прошёл именно конный санный обоз. К помощи лошадей прибегали каждый раз, когда передвижение на автомобилях было невозможным.

В битве под Сталинградом работали 209 гужтранспортных рот, численностью лошадей более 30 тысяч. Кроме лошадей в ротах были верблюды и волы. Поэтому от укомплектованности соединений, частей и подразделений гужевым транспортом, управлением, эпизоотическим благополучием, обученности ездовых в значительной степени зависели подвижность и боеспособность войск и их своевременное тыловое обеспечение.

После высадки десанта в Крыму, в районе Керчи, ни автомобильный, ни гужевой транспорт не мог передвигаться из-за наступившей распутицы. Появилась угроза срыва снабжения войск. Тогда для подвоза частям дивизии снабженческих грузов от пристани были созданы специальные вьючные подразделения.

В известной всему миру, одному из самых решающих сражений Второй мировой войны, Сталинградской битве, кавалерийские корпуса сыграли роль, которую сложно переоценить. В ноябре 1942 года 81-я кавалерийская дивизия вела бои в глубине построения армии Паулюса. Если бы их не было, ничто не смогло бы помешать 6-й танковой дивизии немцев, не тратя времени, продвигаться к Сталинграду. Кавалеристы ценой колоссальных потерь задержали противника до прибытия основных сил и заставили немцев потратить резервы и время на оборонительные бои, а затем и наступательные бои с ними.

Основными задачами, стоящими перед кавалеристами в 1943-1945 годах, были: осуществление глубоких обхватов, обходов и прорывы в глубь обороны противника. В лесах, на грунтовых дорогах и в болотистой местности они были просто незаменимы. Эти прорывы позволяли сберечь «живую силу» пехоты. Одной из главных причин широкого применения лошадей, являлось бездорожье, там, где застревали тяжёлые автомобили, не могли проехать массивные танки, легко проходили эти выносливые животные, управляемые ездовыми. В разных родах войск предпочтение отдавалось различным породам лошадей. Артиллеристы особенно любили лошадей-тяжеловозов – эти без проблем буксировали даже огромные гаубицы! С этой задачей справлялись владимирские тяжеловозы – гордость отечественного коневодства. Интересно, что когда во время Великой Отечественной войны наши бойцы использовали трофейных упряжных лошадей для тех же задач, то с виду здоровые кони через несколько дней работы падали, не справляясь с нагрузками.

Бойцы, назначенные связными, также часто предпочитали коня мотоциклу. А сколько раненых обязаны своей жизнью этим скромным труженикам тыла! Не умаляя значения «войны моторов», бойцы и командиры Красной Армии, вспоминая события военных действий, тепло отзывались о животных: «Лошади – куют победу вместе с нами». Лошади, долгое время находясь на фронте, тоже приспосабливались к условиям ведения войны, по-своему чувствовали боевую обстановку и даже опасность. В ситуациях, когда нужно было срочно передвигать орудия, лошади будто бы понимали это. Они сами умели задом подходить к орудиям, а когда постромки были натянуты, присев, упираясь задними ногами, дружно вырывали тяжёлое оружие из капонира и сразу переходили в галоп. Ездовые только успевали вскакивать на сиденье и, пригнувшись, работали вожжами. Лошади получали раны и погибали вместе с ездовыми. Кто понимает природу лошадей, замечал, что они умеют плакать, низко опуская голову.

В современной армии, прошедшей техническое перевооружение, лошадь можно рассматривать как анахронизм, а профессию ездовых – как утратившую свою необходимость. Если пересмотреть списки награждённых ездовых в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, то можно найти имя Дмитрия Овчаренко, представленного к званию Героя Советского Союза. Его пример – один из наиболее ярких проявлений личного мужества в годы войны. В ожесточённом бою под молдавскими Бельцами Дмитрия ранило. Не эвакуируясь в тыл, парень стал ездовым при пулемётной роте. Возвращаясь с задания, он столкнулся с немецкими солдатами, которые передвигались на двух грузовиках. В телеге под брезентом лежали боеприпасы. Овчаренко по требованию немцев откинул на телеге брезент, выхватил топор и снёс голову офицеру, а затем бросил гранаты в сторону немецких машин. Начался хаос. 21 немец был убит, остальные бежали. Боеприпасы ездовой Овчаренко доставил по назначению. 9 ноября 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» красноармейцу Дмитрию Романовичу Овчаренко присвоили звание Героя Советского Союза. Бойцу не удалось дожить до Победы всего три месяца. В родном селе Овчарово, ныне Луганской области, его именем была названа улица, а земляки приносили цветы к его памятнику.

Григорий БАШКАТОВ,
участник Великой Отечественной войны,
член Союза журналистов РФ,

Елена ДЕМИДОВА,
руководитель Клуба творческих встреч.

Фото Натальи БОДЕ (источник: https.waralbum.ru).

Великая Отечественная война, лошади, Сталинградская битва, Вторая мировая война, битва под Сталинградом, конная пехота, кавалеристы

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление